Древний Египет
Дре́вний Еги́пет, древнее государство на северо-востоке Африки, в долине Нила от 1-го нильского порога до Средиземного моря.
Исторический очерк
Источники и периодизация
Древние египтяне воспринимали историю как циклическое повторение царствований, каждое из которых должно включать определённый набор культовых действий. До нас дошли т. н. Палермский, Каирский и Саккарский камни с анналами Древнего царства и несколько царских списков Нового царства на т. н. Туринском папирусе и на стенах храмов и гробниц; все они имели исключительно культовое назначение. Единственное известное нам собственно историческое сочинение было написано в 3 в. до н. э. на греческом языке и для греков жрецом Манефоном; оно представляло собой перечень имён царей (традиционный термин – фараон) с упоминаниями событий, происходивших в некоторые царствования. Изучение истории Древнего Египта основано на памятниках, специально историческую информацию не фиксировавших и отражавших её лишь косвенно и односторонне, в связи с храмовым и гробничным культом. Тексты занимают центральное место в реконструкции истории Древнего Египта, однако их сведения существенно дополняются данными материальных проявлений культуры.
Первая попытка периодизации истории Древнего Египта была предпринята Манефоном, разделившим её на династии. Это деление в основе своей принято современной наукой и дополнено более крупными членениями – «царствами» и «переходными периодами», соответствующими эпохам единства и раздробленности страны, а также выделением периодов первобытного Египта и греко-римского времени. Поскольку на протяжении большей части истории Древнего Египта синхронизмы с другими культурами практически отсутствуют, датировки по царям и династиям преобладают над абсолютными датировками.
Первобытный Египет
Человек появился в долине Нила примерно 20 тыс. лет назад, однако на рубеже 10-го тыс. до н. э. количество стоянок резко сократилось, возможно потому, что повышение влажности климата сделало Сахару более привлекательной для жизни; ранний (сахаро-суданский) неолит (10–6-е тыс. до н. э.) представлен в основном стоянками за пределами долины (Набта-Плая, Бир-Кисейба), жители которых занимались рыболовством, охотой и собирательством. Начавшееся в 6-м тыс. до н. э. отложение ила привело к формированию плодородных аллювиальных почв и к окончательному заселению долины и переходу к земледелию. К середине 6-го – середине 4-го тыс. до н. э. относится файюмская культура (Файюм А, Файюмский оазис), ко 2-й половине 6-го – 2-й половине 5-го тыс. до н. э. – культура Меримда-Бени-Салама (юго-западная окраина Дельты). Додинастический период обычно начинают отсчитывать с верхнеегипетской бадарийской культуры (2-я половина 5-го тыс. до н. э., от Матмара до Эль-Каба и с выходом на побережье Красного моря); на значительную часть Верхнего Египта и Нубии (от Матмара до вади Куббания) распространяется культура Нагада I (амратская, 1-я половина 4-го тыс. до н. э.). 2-я фаза культуры Нагада – Нагада II (герзейская культура, 36–33 вв. до н. э.) распространяется вплоть до Дельты и на часть Нубии. На севере существуют культуры Омари (середина 5-го тыс. до н. э., южнее Каира) и Маади (1-я половина – середина 4-го тыс. до н. э., район Каира), отличающаяся значительным влиянием материальной культуры Палестины, которое вызвано важной ролью торговли. Фаза Нагада III (32–31 вв. до н. э.) представляет собой завершение додинастического периода и время формирования египетского государства.
Раннее царство (30–28 вв. до н. э., I–II династии)
На протяжении большей части 20 в. в египтологии господствовали два представления о возникновении египетской государственности: привнесение её миграцией в долину Нила народа более высокого уровня (т. н. династической расы); объединение страны в результате борьбы двух гипотетических царств – южного и северного, закончившейся победой первого. Современной наукой доказано, что население династического Древнего Египта автохтонно, а смена памятников нижнеегипетских культур нагадскими не связана с политической консолидацией страны. Около 3000 г. до н. э. правителям верхнеегипетского Абидоса, династия которых (т. н. 0 династия) к этому времени существовала около 200 лет, удалось распространить свою власть на значительную часть территории, населённой носителями культуры Нагада. Абидос стал первой столицей Древнего Египта. Манефон связывал объединение страны с именем Менеса, создавшего на границе Верхнего и Нижнего Египта новую столицу Мемфис, и гробница этого царя (Хора Аха, Мени) действительно находится в Абидосе, однако насколько велико и прочно было его государство, судить трудно. По-видимому, хотя была создана достаточно сложная административная система, единство было непрочным (есть сведения о серьёзных конфликтах в конце II династии), а размеры территории, контролируемой царями, до сих пор вызывают сомнение. Тем не менее государство Раннего царства было первым в истории крупным территориальным образованием, качественно отличным от синхронных ближневосточных городов-государств.
Древнее (Старое) царство (27–22 вв. до н. э., III–VIII династии)
Древнее царство часто называют эпохой пирамид, и действительно, пирамидальные погребальные памятники царей являются не только крупнейшими сооружениями этого времени, но и символом его важнейших характеристик. Древнее царство ознаменовалось высшей в истории Древнего Египта степенью концентрации власти в руках обожествлённого царя, распространявшейся на территорию от Средиземного моря до 1-го нильского порога. Благоприятные экологические условия позволили значительно увеличить сельскохозяйственное производство, а это сделало возможным реализацию таких общегосударственных проектов, как строительство пирамид. В свою очередь, разрешение множества организационных задач, которого требовало строительство, привело к созданию сложного административного аппарата, проникавшего во все сферы жизни; во главе аппарата стоял верховный сановник – чати (первоначально обязательно был царевич). Окончательно сложилось деление страны на административные единицы – сепаты (греч. номы), во главе которых стояли назначаемые царём номархи. Отличительной чертой администрации Древнего царства было совмещение множества должностей (иногда нескольких десятков) одним крупным чиновником. Обрабатываемая земля практически полностью находилась в собственности царя, который передавал земельные угодья с населением во владение чиновникам как обеспечение их службы. Владения знати были чрезвычайно велики, о хозяйствах людей более скромного положения известно мало. Трудовое население было организовано в отряды, самодостаточные настолько, что их можно было легко переводить с одной работы на другую, а вооружив, превращать в воинские подразделения. Сильных соперников в эту эпоху Древний Египет не имел и поэтому мог ограничиваться спорадическими экспедициями за свои пределы для захвата рабочей силы и скота и добычи отсутствовавших в долине материалов.
О событиях политической истории Древнего царства известно мало. Цари, представляющиеся нам наиболее значительными фигурами, выделяются не столько своими делами, сколько памятниками. Среди них Нечерхет (Джосер) – строитель первой ступенчатой пирамиды – и Снофру, Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен), выделяющиеся масштабами своей строительной деятельности. В конце Древнего царства из-за наступления песков была утрачена значительная часть обрабатываемых земель, что привело к ухудшению экономического положения и ослаблению центральной власти; стал развиваться сепаратизм номархов, фактически уже ставших наследными. Всё это привело к распаду единого государства после ряда коротких царствований (VII–VIII династии).
Первый переходный период (22–21 вв. до н. э., IX – середина XI династии)
После падения Древнего царства столица переместилась в Гераклеополь, где правили IX и X династии, пытавшиеся подражать своим предшественникам, однако контролировавшие лишь часть территории Древнего Египта и почти не оставившие памятников. Из-за низких разливов Нила возникал голод, иногда доводивший до людоедства, а раздробленность вызывала политические и военные конфликты; в Дельту проникали азиаты, и она, видимо, была потеряна. С воцарением в Фивах собственной (XI) династии, синхронной с Х династией, началась борьба Севера и Юга за господство, и после временных успехов гераклеополитов фиванцы одержали решающие победы. Фиванский правитель Ментухотеп II в результате долгой войны объединил страну, с чего и начинается отсчёт Среднего царства.
Среднее царство (21 – середина 17 вв. до н. э., середина XI – XIII династии)
Начало Среднего царства ознаменовалось значительным культовым строительством и экспедициями за пределы страны, что свидетельствует о прочности центральной власти, устранившей непокорных номархов и строго контролировавшей оставленных на своих постах. Однако после смерти Ментухотепа IV власть непонятным образом оказалась в руках Аменемхета – визиря, основавшего XII династию. Он перенёс столицу в новый город Иттауи (в районе Файюма), где окружил себя новой знатью, преданной лично ему; он же построил укрепления, защищавшие Дельту от азиатов. Аменемхет I был убит в результате заговора, и это породило практику соправлений царя и наследника, обеспечивавшую преемственность власти. Новой опасностью для Древнего Египта Среднего царства было усиление нубийских (кушитских) племён, и подавление их было насущной задачей, разрешённой лишь Сенусертом III (середина 19 в. до н. э.), продвинувшимся на юг до 2-го нильского порога и создавшим мощную систему пограничных крепостей. Правление его сына Аменемхета III (последняя четверть 19 – 1-я четверть 18 вв. до н. э.) стало вершиной Среднего царства; был окончательно подавлен сепаратизм номовой знати, укреплены границы, велось значительное строительство. После него начался упадок, и XIII династия представляла собой последовательность правлений незначительных царей. Администрация Среднего царства основывалась на тех же принципах, что и администрация Древнего царства, но обязанности в пределах должностей стали более конкретными, а количество должностей сократилось. Наследные номархи были ослаблены благодаря увеличению роли назначаемых градоначальников, а при Сенусерте III пост номарха был ликвидирован. Исчезли огромные хозяйства, характерные для Древнего царства; распространённым стало распределение трудового населения на работы путём смотров. На протяжении большей части Среднего царства разливы Нила были невысоки, поэтому для компенсации снизившейся урожайности был создан большой ирригационный узел в Файюме, увеличивший количество обрабатываемых земель. Развивались торговые связи с Африкой, Передней Азией, Эгейским миром.
Второй переходный период (середина 17 – середина 16 вв. до н. э., XIV–XVII династии)
Незначительная XIV династия какое-то время контролировала часть Дельты, однако вскоре Нижний Египет и часть Верхнего Египта (примерно до Кузы) оказались в руках азиатов-гиксосов (греческая передача египетского термина «правители нагорий»). Они основали своё царство со столицей в Аварисе (XV–XVI династии), в Фивах же в это время существовала местная XVII династия. Гиксосы отчасти египтизировались, и взаимоотношения двух частей страны оставались довольно мирными до тех пор, пока фиванские цари Секененра и Камос не начали войну против Севера. Последнему удалось дойти до Авариса, но взять его и изгнать гиксосов из Древнего Египта смог только Яхмос, основатель XVIII династии. Угрозу для Верхнего Египта в это время представляло нубийское протогосударство с центром в Керме, действовавшее в союзе с гиксосами и даже в начале Нового царства совершавшее опасные набеги в Египет.
Новое царство (середина 16 – 3-я четверть 11 в. до н. э., XVIII–XX династии)
Изгнание гиксосов стало толчком к превращению Древнего Египта в военную державу. На протяжении 1-й половины XVIII династии походы на юг и северо-восток были почти непрерывными. При крупнейших завоевателях – Тутмосе III (3-я четверть 15 в. до н. э.) и Аменхотепе II (последняя четверть 15 в. до н. э.) – были подчинены Палестина и часть Сирии и египтяне вышли к Евфрату; на юге была полностью покорена Нубия (Куш). Огромная военная добыча и постоянная дань с завоёванных территорий обогащали знать и храмы, но также значительно повышали уровень жизни средних слоёв населения; приток пленных привёл к большому росту частного рабовладения. Усовершенствовалась армия, ядром которой стали колесницы, заимствованные у гиксосов. Расширилась внешняя торговля, невиданных масштабов достигло культовое строительство. Временем наибольшего расцвета Нового царства было мирное правление Аменхотепа III (1-я половина 14 в. до н. э.), развернувшего обширную программу обожествления царя. Она продолжилась при Аменхотепе IV – Эхнатоне (3-я четверть 14 в. до н. э.), который отменил традиционные культы и свёл картину мира к взаимоотношениям солнечного бога Атона и его сына – царя. После смерти Эхнатона прежние культы были восстановлены, однако его деятельность радикально изменила лицо египетской культуры и разделила её на две качественно разные половины. Смутный период после Эхнатона завершился приходом к власти царей из военных, один из которых, Рамсес I, положил начало XIX династии. Началось возвращение практически потерянных при Эхнатоне переднеазиатских владений, что привело при Рамсесе II к столкновению с Хеттским царством. Равенство сил не позволяло ни одной из сторон одержать верх в долгой борьбе, и опасность со стороны Ассирии заставила хеттов пойти на подписание мирного договора с Египтом, который впоследствии неукоснительно соблюдался. При сыне Рамсеса II Мернептахе (последние десятилетия 13 в. до н. э.) и затем при царе XX династии Рамсесе III (1-я половина 12 в. до н. э.) были успешно отражены наступления народов моря и ливийцев. При последующих царях XX династии происходит постепенный упадок Древнего Египта, завершившийся при Рамсесе XI (1-я четверть 11 в. до н. э.) небольшой гражданской войной и распадом страны на две части.
Третий переходный период (1070–664 до н. э., XXI–XXV династии)
Цари XXI династии правили из Таниса, нового города в восточной Дельте, но власть их распространялась только до середины Верхнего Египта. На юге образовалось теократическое государство, которое теоретически возглавлял фиванский бог Амон, а фактически правили его верховные жрецы, державшие в своих руках духовную, гражданскую и военную власть. XXII–XXIII нижнеегипетские династии с центром в Бубастисе образуют ливийские правители, потомки наёмников, с конца Нового царства селившихся в Дельте. Шешонку I удалось активно вмешаться в переднеазиатскую политику и взять Иерусалим (3 Цар. 14:25–26), он также сумел сделать своего сына верховным жрецом в Фивах, однако позднее Нижний Египет распался на ряд мелких владений, управляемых военными предводителями. Между тем после конца Нового царства на египтизированной территории южнее Древнего Египта образовалось государство Куш, начавшее экспансию на север. В середине 8 в. до н. э. кушит Кашта принял титулатуру египетского царя, а сменившие его Пийе (старое чтение – Пианхи, 747–716 до н. э.) и Шабака (716–702 до н. э.) установили контроль над всем Древним Египтом (XXV династия). Поддержка кушитами Иезекии вызвала столкновение с Ассирией в 701 г. до н. э. и последующее завоевание Древнего Египта Асархаддоном в 674–671 гг. до н. э. В дальнейшем Тахарке (690–664 до н. э.) и Танутамону (664–656 до н. э.) удавалось неоднократно изгнать ассирийцев, однако в конце концов последние одержали решительную победу и разрушили Фивы.
Поздний период (664–332 до н. э., XXVI–XXX династии)
Ассирийцы не заменяли полностью местную администрацию на территории завоёванной Дельты, а оставляли у власти признавших их местных правителей. Один из них, Псамтек (греч. Ψαμμήτιχος; Псамметих) из Саиса, при помощи лидийских наёмников за десятилетие распространил свою власть на весь Египет и стал полноправным царём (Псамметих I, 664–610 до н. э.). Его династия (XXVI) была временем последнего подъёма независимого и единого египетского государства, старательно подражавшего древним традициям, однако в военном отношении она была очень зависима от греческих наёмников, а в экономическом – от внешней торговли. Была основана греческая колония Навкратис, через которую осуществлялись контакты со средиземноморским миром, начато сооружение канала, соединявшего восточный рукав Нила с Красным морем, финикийские моряки впервые обошли вокруг Африки. Велись активные и успешные военные действия в Передней Азии, на юге Псамметих II дошёл до 4-го нильского порога. В 525 г. до н. э. Псамметих III был разбит персидским царём Камбизом II, который, завоевав Египет, принял традиционную царскую титулатуру и, по-видимому, достаточно терпимо относился к египтянам. Восстание, начавшееся после его смерти в 522 г. до н. э., было подавлено Дарием I, и Древний Египет включён в состав персидской империи. Согласно египетской традиции, персидские цари составляли XXVII династию, однако реально Древним Египтом правили назначавшиеся ими сатрапы. В 404 г. до н. э. Древнему Египту удалось на короткое время обрести независимость (XXVIII–XXX династии), однако в 343–341 гг. до н. э. он был вновь завоёван Артаксерксом III Охом. Проявленная при этом жестокость привела к восстаниям, и неудивительно, что в 332 г. до н. э. египтяне приняли вошедшего в страну Александра Македонского как освободителя.
Греко-римский период (332 до н. э. – 395 н. э.)
Александр Македонский короновался как египетский царь и основал в Западной Дельте новую столицу – Александрию. После его смерти в 323 г. до н. э. и раздела империи между его полководцами Древний Египет достался Птолемею I (305–283 до н. э.). Это было время включения Египта в торговые связи в масштабах всей ойкумены, Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром эллинистического мира, синтез египетского и греческого элементов вёл к созданию новых форм материальной и духовной культуры. Древний Египет активно участвовал в борьбе диадохов и первоначально овладел значительной частью Восточного Средиземноморья, но к началу 2 в. до н. э. утратил большинство своих территориальных приобретений, за исключением Киренаики и Кипра. Династическая борьба и народные волнения, вызванные тяжёлыми налогами и государственными монополиями, усугубляли внутреннее положение и ослабляли страну. В 1 в. до н. э. значительно усилилось вмешательство Рима в дела Древнего Египта, ряд царей были обязаны ему своей властью. В 30 г. до н. э. Древний Египет был завоёван Октавианом Августом и окончательно утратил независимость. В составе Римской империи он выполнял роль главного поставщика зерна и базы для торговли с Индией. После распада империи в 395 г. территория Древнего Египта стала составной частью Византии до арабского завоевания в 642 г.
Культура
Религия и мифология
Изучение египетской религии позволяет проследить развитие сознания на протяжении трёх тысячелетий и выявить его основные тенденции. Важнейшими чертами египетской религии являются политеизм, синкретизм и полиморфизм (множественность обликов божества).
Политеизм
Первоначально египетские боги были воплощениями природных сил и явлений, гарантировавшими постоянное их повторение; возможно, несколько позднее появились боги, обеспечивавшие функционирование общества. Хотя каждый из богов был высшей силой в своей области, никто из них не был всемогущим во вселенских масштабах, и мир управлялся ими совокупно. Все они по происхождению местные, городские, а исходно – племенные божества; власть каждого простиралась сначала на небольшую территорию, в дальнейшем культы ряда богов распространились по всей стране, однако представление о том, что каждый бог связан с определённым местом, сохранялось. Таким образом, между многочисленными богами не было конкуренции и для египтян характерно полное отсутствие религиозной нетерпимости. Кроме того, синкретизм, позволявший отождествлять различных богов, делал бессмысленным споры о преимуществе одного из них над другими. Лишь в Новом царстве стали проявляться тенденции к появлению образа бога мирового, не ограниченного территориально и обладающего всезнанием и всемогуществом. В этой роли выступал прежде всего фиванский Амон, однако происходило это не только за счёт его собственного усиления, но и путём отождествления с ним двух других великих богов – гелиопольского Ра и мемфисского Птаха. Введение культа Атона при Эхнатоне обычно рассматривают как неудачную попытку установления монотеизма, однако и тогда с этим богом сосуществовали другие, с которыми он отождествлялся. Политеизм сохранялся в Древнем Египте до конца его истории.
Синкретизм
Часто несколько богов соединялись в одно новое божество, сохранявшее основные черты каждого из них. Возможность синкретизма предопределялась существованием политеизма, т. к. множество богов, происходящих из разных мест, имели сходные функции. Наряду с таким функциональным синкретизмом существовал синкретизм политический, когда бог новой столицы для подтверждения его значимости отождествлялся с древним солнечным богом Ра (Себек-Ра, Амон-Ра и прочее). Кроме того, одно божество могло описываться как часть тела или сущность (Ка или Ба) другого.
Полиморфизм
Облик большинства египетских богов восходит к тотемистическим представлениям, однако на этапе возникновения государства боги начали приобретать человеческие черты и сложился наиболее частый тип изображений богов – голова животного на теле человека. Лишь очень редко боги имели чисто антропоморфный облик (например, Птах, Осирис, Амон). С некоторыми богами связывалось несколько животных (например, с Тотом – ибис и павиан). Однако это только внешние проявления богов, воспринимаемые человеком, истинный же облик бога неизвестен, и судить о нём человек не может. Более того, божество может проявляться в «миллионах образов», и в этой множественности состоит его могущество. Бесконечность форм проявления была одной из причин распространённости синкретизма.
Человек и боги
Мир представлялся египтянам вышедшим из хаоса и существовавшим на грани небытия. Мировой порядок поддерживался богами, а человек должен был обеспечивать сохранение такого положения. Но т. к. боги не были всемогущими, у них не просили милости, а управляли ими, принося жертвы. Люди для того и были созданы богами, чтобы производить жертвенные продукты и кормить ими богов, а боги, находясь в довольстве, правильно управляют миром и гарантируют жизнь и процветание людей. Таким образом, мир стоял на сотрудничестве людей и богов, а культ занимал центральное место в религии. Его правильное совершение было важнее, чем познание сути божества, личная связь с ним или праведная жизнь. Лишь в Новом царстве приобретает значение представление о том, что бог может наказать за грехи, но может и помиловать, если человек раскается и обратится к нему с искренней молитвой, однако и здесь под грехом понимали нарушения не столько моральных норм, сколько требований ритуала.
Космогонические мифы
По-видимому, во всех значительных центрах Египта существовали свои представления о начале мира, центральную роль в которых играл местный бог, но развились и получили общеегипетское признание лишь некоторые из богов. Одним из древнейших религиозных центров был Гелиополь, где считалось, что до начала мира существовал водный хаос Нун, из которого появился песчаный холм. Этот холм был первобогом Атумом, который, впрочем, очень рано превратился в солнечное божество. Атум создал Шу (воздух или свет) и Тефнут (вероятно, влагу); от них произошло 2-е поколение богов – Геб (земля) и Нут (небо). 3-м поколением были Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Старшие боги воплощают важнейшие природные феномены, а младшее поколение введено в гелиопольскую космогонию явно искусственно, для того чтобы возвести к роду, идущему от начала мира, правящего царя Египта, который отождествлялся с сыном Осириса и Исиды Гором (Хором).
Качественно отлична мемфисская космогония, согласно которой мир был сотворён Птахом путём называния имён всего того, что должно было возникнуть. «Слово» исходит из сердца бога (органа мышления, по египетским представлениям) и произносится вслух; тем самым «речь, что задумана сердцем и вышла через язык», реализуется как называемый предмет.
Осирический цикл
Особую роль в египетской религии и мифологии играл мифологический цикл, связанный с Осирисом. Впервые имя Осириса упоминается в середине Древнего царства. В Среднем царстве он становится важнейшим из богов мёртвых, и в дальнейшем его значение не уменьшается. Согласно изложению мифа греческим писателем 1–2 вв. Плутархом, Осирис был правителем Египта, научившим людей земледелию и благочестию. Его брат Сет обманом заманил Осириса в ловушку, убил его и бросил гроб в реку. Течение принесло его в Библ, где жена Осириса Исида нашла и принесла тело в Египет для похорон. Тогда Сет расчленил тело Осириса и разбросал по стране. Исида собрала его, колдовством оживила мужа для жизни в ином мире и зачала от него сына Гора (Хора), отомстившего Сету и ставшего новым царём. Египетские версии мифа гораздо более противоречивы из-за их разнородности. В них можно выделить несколько основных сюжетов: 1) Осирис как царь Египта; 2) убийство Осириса Сетом; 3) воскрешение Осириса и превращение его в царя загробного мира; 4) борьба Гора с Сетом, победа Гора, получение им наследства Осириса.
История Осириса приобрела огромное значение, т. к. давала объяснение смертности царя Египта, без чего его божественность могла быть поставлена под сомнение. Начиная с Древнего царства правящий царь отождествлялся с Гором (Хором), после смерти он становился Осирисом, а его воцарившийся сын – Гором и т. д.; в Среднем царстве с Осирисом стали отождествлять всякого умершего.
Представления о царе
Чрезвычайно важные представления были связаны в Древнем Египте с образом царя. Он сочетал в себе человеческую и божественную природу, в некоторых смыслах превосходя богов, в других же оставаясь человеком со всеми человеческими слабостями. Своей человеческой составляющей царь не отличался от остальных людей, имел те же потребности и был смертен. Однако считалось, что это всего лишь видимость, результат несовершенства людского зрения, которое не в состоянии воспринимать божественное и ограничивается лишь его внешними проявлениями. За человеческим обликом царя скрывалась его божественная сущность. Здесь он подлинный бог: у него была золотая плоть, его называли тем же словом «нечер» – бог, перед его статуями прижизненно учреждался культ, аналогичный божескому. После смерти царь, лишившийся человеческой составляющей, должен был как равный пребывать среди богов.
Представления о божественности царя сильно изменялись на протяжении тысячелетий. Согласно древнейшему из них, возникшему ещё до объединения страны, он отождествлялся с небесным богом-соколом Гором: на египетском престоле сидит сам Гор, проявляющийся в царе. Смерть царя и приход к власти нового – это лишь смена внешних, земных проявлений единого и бессмертного Гора. Со временем встала задача идеологического объяснения смены династий, означающей переход божественности из одной семьи в другую. Согласно новой теории, которая появилась при IV династии, царь божественен потому, что мать зачинает его не от своего мужа, а от солнечного бога (сначала Ра, затем Амона-Ра), и в зависимости от воли Солнца будущий царь может родиться даже в нецарской семье. В периоды политических кризисов эта теория способствовала преемственности власти, невзирая на разрывы в наследовании, однако она несколько отодвинула представление о божественности от правителя – он божественен не сам по себе, а потому, что является сыном бога. В Новом царстве царь стал всё больше превращаться в военного правителя и вместе с тем чрезвычайно возросла роль культа богов. Это не изменяло базовых представлений о божественности царя, но на деле она всё больше оказывалась результатом поддержки его верховным божеством этого времени – Амоном-Ра; появилась даже практика назначения царя оракулом этого бога. То, что царь считался одновременно богом и человеком, сделало его посредником между людьми и богами: только он мог совершать культ, и лишь практическая необходимость заставляла на деле передавать культовые функции жрецам, которые действовали от его имени. В силу своей божественности царь имел собственный культ, который во многих отношениях сходен с культом богов, а в Древнем царстве был главным в стране. Его начинали совершать прижизненно: сначала в заупокойных храмах царей, позднее – и в храмах богов. Для Нового царства, помимо культов царя как существа, имеющего двойную природу, характерно появление его культов как собственно бога. Для царей сооружались специальные храмы, из которых особенно знаменит Абу-Симбел Рамсеса II.
Представления о жизни и смерти
Природа человека, царя и бога описывалась египтянами множеством способов. Всякое существо может быть представлено как Ка, Ба и Рен. В египтологии принято понимать эти термины как обозначающие различные «души», однако в современных языках нет слов для их адекватного перевода. Каждый из этих терминов описывает не часть существа, а его индивидуальность целиком, но с определённой точки зрения. Ка есть внешняя индивидуальность, зримый образ – двойник; Ба – индивидуальность как совокупность внутренних, духовных и физических характеристик; Рен – индивидуальность, проявляющаяся в имени (во многом близок к Ка). Ка, Ба и Рен прижизненны, но они не умирают с телом и продолжают существование, если для этого создаются условия. Жизнь Ка поддерживается созданием изображений, с которыми Ка в большинстве своём и отождествляется, что породило практику культовых образов, плоских и статуарных, размещавшихся в гробницах (для людей) и в храмах (для царей и богов). Ба невидим и невоспринимаем, как и те силы, что воплощаются в нём, и его жизнь поддерживается не зримыми образами, а религиозными текстами. Рен живёт благодаря повторению вслух и записи имени, причём необязательно в культовом контексте. Поддержание Ка, Ба и Рен обеспечивало существование человеческой личности до тех пор, пока существуют изображения и тексты, но называть его загробным неточно, т. к. оно не начинается в момент смерти. Функции загробного мира выполняли целенаправленно творившиеся людьми независимо друг от друга миры, в которых существовали Ка и Ба. Мир Ка точно, хотя и не полностью, копировал земную действительность и порождался реалистическими повествовательными изображениями на стенах культовых помещений гробниц; он создавался для каждого человека отдельно и предназначался только для него и тех, кого он хотел видеть рядом. Расцвет представлений о мире Ка приходится на Древнее царство, хотя в менее чистом виде они просуществовали до XVIII династии.
Мир Ба был фантастичен и творился описывавшими его текстами; он выступает на передний план после Древнего царства и в дальнейшем не утрачивает значения. Мир Ба можно также называть и миром богов, т. к. его населяют боги, демоны и другие сверхъестественные существа. Широко распространённая практика мумификации тела, видимо, совершенно не связана с этими представлениями.
Религиозная литература
Древнейшее религиозное сочинение (в истории не только Древнего Египта, но и всего человечества) – Тексты пирамид, высекавшиеся во 2-й половине Древнего царства на стенах внутренних помещений гробниц царей и некоторых цариц. Они описывают посмертное существование царя, утратившего свою божественную составляющую, в мире богов, главным образом небесном. Во времена смут Первого переходного периода царские тексты оказались доступны для использования людьми и стали одним из компонентов Текстов саркофагов, писавшихся в Среднем царстве на внутренних поверхностях деревянных гробов знати, прежде всего номархов. В отличие от Текстов пирамид, Тексты саркофагов описывают уже подземный мир во главе с Осирисом. В царских гробницах этого времени религиозные тексты отсутствуют.
В начале Нового царства появляется «Книга мёртвых», широко использовавшаяся в записи на папирусе и на стенах гробниц частных лиц до римского времени. Она представляет собой не столько описание иного мира, сколько сборник изречений для защиты умершего. В т. н. 125-й главе впервые чётко изложены до того лишь кратко упоминавшиеся представления о посмертном суде Осириса, воздающем за прижизненные достоинства и грехи. Появившиеся также в Новом царстве Книга Амдуат, Книга врат, Книга пещер и др. первоначально предназначались для царей, но очень быстро заимствовались знатью. В них описывается при помощи изображений и кратких текстов ночное путешествие Солнца по подземному миру. Важнейшим жанром религиозной литературы Нового царства и более позднего времени стали гимны богам.
Письменная культура и литература
Сохранность египетских текстов во многом обусловлена использованным для письма материалом: в большом количестве до нас дошли тексты, высеченные на камне, в то время как из написанных на папирусе уцелели лишь немногие. Первые древнеегипетские надписи (оттиски печатей, костяные и глиняные ярлыки) относятся ко времени т. н. 0 династии; при I династии появляются надписи на объектах культа (стелах). В это время складываются три основных типа письма: монументальная иероглифика, линейная иероглифика и иератика (скоропись). Их употребление подчинялось строгим правилам: тексты, относившиеся к сфере культа и обращённые к богам и мёртвым, писались иероглифами (монументальными – в рельефных надписях и отчасти в выполненных краской, линейными – в прочих росписях и на папирусе); тексты повседневные (хозяйственные, литературные, эпистолярные и т. д.) – только скорописью (иератикой, а в Поздний период также демотикой).
Богатое письменное наследие Древнего Египта включает тексты различного назначения (теологические и богослужебные, эпистолярные, царские надписи, гробничные надписи, поучения, повествовательные сочинения с вымышленным сюжетом), которые нередко в их совокупности называют «литературой»; однако собственно художественной литературой в современном понимании можно считать лишь вымышленные повествования.
В период Старого царства развитие письменной культуры было ограничено главным образом сферой религии и культа. Во 2-й половине этого периода были записаны Тексты пирамид, несколько раньше в частных гробницах появились первые надписи биографического и автобиографического характера. Художественная литература полностью отсутствовала: подчинённость общественной жизни государству и политическая стабильность не способствовали порождающей собственно литературу рефлексии по поводу личной судьбы и судеб мира, а, напротив, ориентировали культурную элиту на тексты культовые, т. к. в рамках египетских представлений именно культ поддерживает мировой порядок. Кроме того, рассказ о земной жизни не имел бы адресата: обращаться с ним к богам было невозможно, а к людям не нужно, т. к. жизнь у всех представителей социальной верхушки была в принципе одинакова и по условиям, и по интересам.
Некоторое исключение составляли гробничные биографии и автобиографии. Хотя они были направлены на создание образа идеального чиновника и могли сводиться к перечню его качеств, в них имелась и область, заслуживавшая конкретизации: всякий контакт с царём был событием такого масштаба, что его следовало фиксировать, поэтому гробничные надписи часто упоминают выполнение заданий, данных царём, и полученную за это награду (например, надписи Уны, Хуфхора, Сабни). В результате именно автобиография и биография стали для египтян первыми опытами повествования. Можно полагать, что сходные процессы шли в эпистолярном жанре, но писем, как и хозяйственных текстов, известно очень мало.
Положение качественно изменили события Первого переходного периода. Распад страны, кризис власти и социальные потрясения побуждали к объяснению причин произошедшего и определению путей возврата к норме. Ответ был сформулирован в первых собственно литературных текстах, имеющих ярко выраженную социальную направленность. Наиболее ранний из них – «Речение Ипусера», описывающее бунт в столице и гибель царского дома; выходом из кризиса представлялось восстановление царской власти и реставрация культов. Несколько позднее появилось поучение, адресованное гераклеопольскому царю Мерикара его отцом, – единственный известный нам текст, достоверно написанный царём: он даёт чёткое описание политической ситуации в Древнем Египте и практические указания по управлению страной в условиях раздробленности.
Дальнейший импульс развитию литературы дали приход к власти не принадлежавшего к царскому роду Аменемхета I и его убийство; с этими событиями связан ряд текстов, часть которых составлена позднее, в период правления его сына Сенусерта I. «Пророчество Неферти» описывает бедствия Первого переходного периода и предсказывает восстановление порядка царём Амени; автор явно подразумевает Аменемхета I и тем самым оправдывает его воцарение. «Поучение», приписанное Аменемхету I, уникально описанием одиночества и непонятости властителя, стремящегося к благу страны. Герой «Повести о Синухете», узнав о гибели Аменемхета I, бежит из Египта и, добившись высокого положения в Сирии, спустя много лет возвращается по милостивому приглашению Сенусерта I; композиционным и смысловым центром произведения является гимн Сенусерту I. Тематически к литературе этого периода примыкает более поздний папирус Весткар с циклом сказок о чудесах древних чародеев; его главная тема – объяснение c точки зрения религии перехода власти от IV династии к не связанной с ней родственно V династии, в котором виделась аналогия воцарению Аменемхета I.
Несколько произведений т. н. пессимистической литературы («Спор Человека и Ба», «Разговор Хахеперрасенеба Анху со своим Сердцем») посвящены внутренним терзаниям человека, утратившего своё место в мире, страдающего от социальных неурядиц; особое внимание уделено проблемам, связанным с упадком гробничного культа, высказываются даже сомнения в его необходимости. Явно созданные в период Среднего царства, эти тексты свидетельствуют о тяжёлой ситуации в стране, однако действие их помещено в Первый переходный период, поскольку упоминания о негативной стороне современной жизни считались неуместными. К этому же времени были отнесены события «Повести о красноречивом поселянине», герой которой сталкивается с произволом мелкого начальства, но благодаря умению красиво говорить находит защиту у царя. Герои и события этих произведений вымышлены – это новое явление в словесности возникло в начале Среднего царства (первое сочинение такого рода – «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»). Большое распространение в Среднем царстве получил жанр поучений, где говорилось о нормах поведения, соблюдение которых необходимо для жизненного успеха, о пользе образования («Поучение Хети»), об отношении человека к царю («Лоялистическое поучение»); некоторые из них («Поучение Птахотепа», «Поучение Кагемни») приписывались реальным мудрецам Старого царства.
Невзирая на распространённость описаний краха порядка в мире и обществе, жанр теодицеи, характерный для литератур древнего Ближнего Востока, в Египте не возник, поскольку ответ на вопрос о природе мирового зла был египтянам и без того хорошо известен: порядок расшатывается из-за неправильного или недостаточного принесения жертв богам, и для его возрождения необходимо восстановление старых и учреждение новых культов. Не получила значительного распространения также литературная обработка мифологических сюжетов, т. к. египетская религия была прежде всего религией культа.
Литература Среднего царства создала свой язык, который впоследствии считался классическим и, будучи уже мёртвым, использовался для текстов Нового царства и более позднего времени. Литературные произведения постоянно переписывались, так что большинство из них дошло до нас в копиях Нового царства. Из нелитературных текстов Среднего царства следует отметить многочисленные царские надписи, в том числе победные, а также автобиографии и биографии из частных гробниц, в основном номархов, дающие по сравнению с текстами Старого царства гораздо больше информации исторического характера.
В Новом царстве резко возросло количество царских надписей, посвящённых строительной храмовой деятельности и военным победам: Анналы Тутмоса III, повествование о Кадешской битве Рамсеса II, надписи о победах Мернептаха и Рамсеса III над ливийцами и народами моря. Многочисленны и обширны гробничные биографии и автобиографии частных лиц, в том числе воинов, участвовавших в походах за пределы Египта (надпись начальника гребцов Яхмоса, участвовавшего в изгнании гиксосов). Из гробниц известны и записи официальных инструкций визирям. Важнейшим жанром религиозной литературы Нового царства и более позднего времени стали гимны богам; некоторые из них обладают несомненными художественными достоинствами (Большой гимн Атону, возможно написанный Эхнатоном). Художественная литература представлена сказками, как волшебными («Два брата», «Зачарованный царевич», «Правда и Кривда»), так и связанными с реальными событиями («Апопи и Секененра», «Взятие Яффы») и мифами (литературная обработка «Спора Хора и Сета»). Доминирование развлекательности в оригинальных текстах могло быть связано с тем, что роль серьёзной классики играли сочинения Среднего царства. Одно из важнейших произведений эпохи – «Путешествие Унамона в Библ», вероятно основанное на реальных событиях и ярко рисующее обстановку времён упадка Нового царства. Продолжалась традиция поучений (например, «Поучение Аменемопе», «Поучение Ани»), причём возросло количество текстов, адресованных начинающим писцам. Новое явление в литературе – любовная лирика XIX–XX династий. Часть текстов Нового царства написана на мёртвом среднеегипетском языке, часть – на разговорном новоегипетском языке.
В Третьем переходном и Позднем периодах количество царских текстов сокращается, однако цари XXV династии Пийе и Танутамон оставили интереснейшие исторические надписи на среднеегипетском языке. Распространёнными становятся надписи о царских дарениях храмам. Из-за малого количества частных гробниц биографии и автобиографии с их стен перемещаются на статуи, помещавшиеся в храмах (знаменитая надпись Уджахорресента, сотрудничавшего с Камбизом II и Дарием I и добивавшегося от них облегчения положения Египта во время первого персидского завоевания). Новых литературных текстов немного, но некоторые сюжеты, зафиксированные Геродотом и авторами греко-римского периода, могли возникнуть в это время. Многочисленные документы, написанные новой, демотической скорописью, служат богатым источником информации о различных аспектах повседневной жизни Египта.
Для греко-римского периода характерно большое количество надписей, составлявшихся египетскими жрецами для царей с целью поддержания традиции, приходившей в упадок под властью чужеземцев. Среди литературных текстов следует отметить два демотических цикла, действие которых отнесено в далёкое прошлое: героями одного из них является сын Рамсеса II Хемуас и сын последнего Са-Осирис; другой, описывающий события времён борьбы мелких ливийских правителей 7 в. до н. э., вероятно, написан не без влияния «Илиады». Литература Древнего Египта оказала значительное влияние на другие литературы древности, в том числе на греческую. Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов.
Изобразительное искусство и архитектура
Древнеегипетское искусство было всецело обусловлено требованиями религии и ориентировано на создание культовых образов и окружения для них. Выполнение первой задачи породило скульптуру и настенные изображения, второй – храмовую и гробничную архитектуру. Храмы и погребальные памятники с их изобразительным оформлением дошли до нас в огромных количествах благодаря использованию камня как основного материала; жилые дома, дворцы и т. д., сооружавшиеся из более дешёвого и удобного в жарком климате, но непрочного сырцового кирпича, известны меньше, поэтому в наших представлениях о египетской архитектуре и изобразительности существует значительный перекос в сторону культовых памятников.
Древнейшие постройки, облик которых сохранился в до- и раннединастических изображениях и в формах иероглифов, были тростниковыми; отдельные их элементы имитировались в более поздней сырцовой и каменной архитектуре и сохранились до конца египетской истории (например, т. н. барабан над дверным проёмом восходит к свёрнутой циновке). Первые известные нам крупные сооружения – гробницы царей 0–I династий в Абидосе (31–29 вв. до н. э.) – представляли собой сочетание невысокой забутованной щебнем и песком кирпичной суперструктуры с камерами для погребального инвентаря и субструктуры в виде подземной погребальной камеры; перед гробницами стояли стелы с именами царей. Царские гробницы были окружены погребениями приближённых, также со стелами, на которых помимо титула и имени хозяев были их изображения.
Для царя III династии Нечерхета (Джосера) в Саккаре была построена архитектором Имхотепом первая ступенчатая пирамида (высота около 61 м), окружённая большим ритуальным комплексом, имитирующим царскую резиденцию; в галереях под пирамидой находятся высочайшего качества рельефы, изображающие царя. Частные гробницы представляют собой мастабы – прямоугольные в плане постройки со слегка наклонными фасадами, культовым помещением (часовней) внутри и погребальной камерой, высеченной в скале. Появляется первая гробница (Хесира), в которой стены часовни покрыты росписями, изображающими бытовые предметы, и деревянными резными панелями, по стилю и качеству близкими к рельефам Нечерхета.
IV династия – время великих пирамид. Снофру строит в Мейдуме и Дахшуре три пирамиды, при нём возникает тип пирамиды с гладкими гранями. Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен) возводят в Гизе крупнейшие пирамиды в истории, в том числе пирамиду Хеопса; с Менкаура (Микерина) начинается уменьшение размеров гробниц. Складывается новый тип припирамидных комплексов: вместо имитации резиденции появляются два храма – примыкающий к пирамиде верхний храм и стоящий в том месте, которого достигала вода во время разлива Нила, нижний храм; сооружения соединялись крытой дорогой; изобразительная программа храмов включала статуи и настенные рельефы. Наиболее хорошо сохранился нижний храм Хафра. В дальнейшем пирамиды строятся в Саккаре и Абусире, размеры их храмов увеличиваются, а количество изображений возрастает (все они очень сильно разрушены). При V династии построены 6 т. н. солнечных храмов (из них сохранились два), в которых сочетались культы Солнца и царя; они имели вид открытого двора, в центре которого стоял монументальный обелиск.
При IV династии начинается развитие системы изобразительного оформления гробниц знати. Оно направлено на обеспечение хозяина гробницы пищей, поэтому первоначально на стенах изображаются сами продукты и их доставка; со временем получают развитие сюжеты, связанные с их производством, и постепенно складывается комплекс изображений, очень детально и точно, хотя и неполно воспроизводящий хозяйство вельможи. Поскольку изображения связаны с Ка (двойником), в гробнице возникает целый мир-двойник, копирующий земную действительность.
Во 2-й половине периода правления V и в начале царствования VI династий система настенных изображений достигает максимального развития как в количественном отношении, так и по части художественного совершенства (гробницы Чи, Птаххотепа II, Меху, Мерерука и др.). Изображения выполнены в основном в невысоком раскрашенном рельефе, количество росписей незначительно. Первые гробницы, высеченные в скале, появляются в Гизе, но распространение они получают главным образом в провинции.
Храмы богов Древнего царства были невелики и терялись на фоне царских сооружений; в силу этого они известны нам очень плохо. Так, храм божеств нильского разлива на о. Элефантина представлял собой культовое место в расщелине между огромными гранитными валунами, из которой при ежегодном подъёме Нила появлялась вода.
Главным объектом культа в храмах и гробницах были статуи. Скульптура из храмов богов Древнего царства практически неизвестна, зато до нас дошло множество образцов статуй царей и частных лиц. Первая сохранившаяся царская статуя относится к концу II династии, однако временем наивысшего расцвета скульптуры была IV династия, от которой дошли такие шедевры, как статуя Хафра из его нижнего храма (Египетский музей, Каир), голова Джедефра (Лувр, Париж), многочисленные группы Менкаура. Статуи царей передают их двойную природу – человеческую (индивидуализированное лицо) и божественную (идеальное тело). Скульптура частных лиц основывается на другом принципе: большинство статуй условно и индивидуализация достигается за счёт приписывания имени человека, однако иногда, главным образом при IV династии, по не очень понятным причинам появляются подлинные портреты, причём индивидуализируются и лицо, и тело. Среди портретов с заострённой психологичностью – статуи Рахотепа (Египетский музей, Каир), Хемиуну (Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм), Каи (Лувр), Каапера (Египетский музей, Каир) и, возможно, лучшее произведение Древнего царства – бюст Анххафа (Музей изящных искусств, Бостон).
Первый переходный период был временем упадка художественных традиций, однако восстановление культов в начале Среднего царства вызвало возрождение архитектуры и изобразительного искусства. Продолжилось возведение пирамид, однако все они невелики (высота 50–60 м) и техника строительства находится на несравненно более низком уровне, чем раньше; некоторые построены из кирпича. Наиболее значителен был практически полностью утраченный припирамидный комплекс Аменемхета III в Хаваре, названный греками Лабиринтом; он, видимо, представлял собой храм, в котором были соединены культы царя и многих богов.
Храмы богов всё ещё малы; бо́льшая их часть была уничтожена при перестройках более позднего времени. Об их архитектуре можно судить по «Белой часовне» Сенусерта I в Карнаке. Сохранившиеся рельефы из храмов царей и богов отличаются изяществом и тонкостью работы.
Столичные некрополи Среднего царства очень сильно разрушены, и мастабы высшей знати почти неизвестны; их изобразительное оформление в общем следовало традициям Древнего царства. Зато многочисленны и богаты провинциальные скальные гробницы, прежде всего принадлежавшие номархам (некрополи в Бени-Хасане, Дейр-эль-Берше, Кау-эль-Кебир, Меире, Фивах, Куббет-эль-Хава и др.). Их стены покрыты, как правило, уже не рельефами, а росписями, что дало толчок развитию живописной техники со свободным мазком и богатой цветовой гаммой. Тематически росписи продолжают натуралистические тенденции Древнего царства.
Скульптурный царский портрет Среднего царства – одно из интереснейших явлений в истории древнеегипетского искусства. Скрытая напряжённость в обществе, проявившаяся также в литературе этого времени, привела к тому, что на смену божественной бесстрастности портретов Древнего царства пришли напряжённость, экспрессия, усталость, горечь вполне человеческих лиц; особенно выразительны статуи Сенусерта III и Аменемхета III (обе – Египетский музей, Каир). Частная скульптура становится, как правило, более скромной по размерам, зато заметно расширяется круг её заказчиков; статуи могут размещаться не только в гробницах, но и в храмах.
Новое царство – период активнейшего храмового строительства. Складывается тип храма со входом в виде пилона, одним или несколькими дворами, гипостильным (колонным) залом и находящимся за ним святилищем. Крупнейшим культовым комплексом Египта при XVIII династии стал Карнак (др.-егип. Ипет-сут) в Фивах, который развивался до греко-римского времени и, будучи посвящён прежде всего Амону-Ра, включал храмы ряда других богов (Мут, Хонсу, Птаха и др.). Другой важнейший храм Амона-Ра, Луксорский, также развивался до Александра Македонского и римских императоров. Получили распространение скальные храмы, среди которых наиболее знаменит Абу-Симбел, построенный Рамсесом II, с колоссальными статуями, оформляющими фасад.
В Новом царстве произошёл отказ от пирамиды как формы царского погребального памятника. Вместо этого в Долине царей стали высекать скальные гробницы. Первоначально имевшие довольно скромные размеры, с конца XVIII династии они начали увеличиваться, и длина крупнейших из них превышает 100 м (Сети I, Мернептах, Рамсес III, Рамсесы V и VI). На стенах гробниц в росписи (иногда в раскрашенном рельефе) представлены многочисленные Книги иного мира. Храмы, ранее примыкавшие к пирамидам, отделены от гробниц; крупнейшие из них были построены Аменхотепом III, Сети I (практически полностью разрушены), Рамсесом II (Рамессеум) и Рамсесом III (Мединет-Абу). Уникален построенный зодчим Сенмутом храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (перед Долиной царей), представляющий собой три террасы с колоннадами.
У частных лиц продолжают преобладать скальные гробницы с настенными росписями, лучшие из которых отличает изящество, декоративность и возросшая свобода в передаче движений; при этом сюжеты изображений меняются. При XVIII династии продолжается традиция изображений повседневной жизни, однако появляются и немногочисленные изображения богов. В начале XIX династии бытовые сцены исчезают, а доминировать начинают изображения молитвы богам и соответствующие тексты; это изменение сильно обеднило содержательную сторону гробничных изображений второй половины древнеегипетской истории.
Царская скульптура в Новом царстве обрела невиданную монументальность, количество её чрезвычайно увеличилось в связи с расширением храмового строительства. Особенно многочисленны статуи Аменхотепа III и Рамсеса II, создававшиеся в рамках программ обожествления этих царей; им же принадлежат и наиболее крупные статуи: «колоссы Мемнона» перед пригробничным храмом первого и разрушенный колосс Рамсеса II из Рамессеума. В частной скульптуре портретность сменяется воспроизведением черт правящего царя; вместе с тем усиливается декоративность, внимание к эффектам, создаваемым складками одежды, сложными париками и т. д. Массовое производство скульптуры и рельефов при Рамсесе II привело к снижению качества работы и огрублению форм, характерному для рамессидского времени.
Множеством новаций и разрывом с традицией в художественной области было ознаменовано правление Эхнатона. Произошло радикальное изменение в храмовой архитектуре: храмы в Ахетатоне превратились в системы открытых дворов, где совершались жертвоприношения и непосредственное общение царя с Атоном. В дальнейшем этот тип, имеющий некоторую аналогию лишь в т. н. солнечных храмах V династии, не встречается. Также полностью изменилась тематика изображений: их центральной фигурой становится Эхнатон (3-я четверть 14 в. до н. э.) и важнейшие сюжеты связаны с его участием в культе Атона. В скульптуре и плоских изображениях был выработан новый экспрессивный стиль, первоначально выглядевший карикатурно (например, колоссы Эхнатона из Карнака), но к концу царствования смягчившийся и давший ряд шедевров (скульптурные портреты самого Эхнатона, его жены Нефертити и их дочерей – в различных музеях). Поздний этап стиля Эхнатона с его изяществом и некоторой манерностью хорошо известен также по многочисленным предметам из гробницы Тутанхамона (Египетский музей, Каир). На дальнейшее развитие искусства этот стиль оказал очень незначительное влияние, и начиная с Рамсеса II его воздействие уже незаметно. Наиболее заметное его постэхнатоновское проявление – некрополь поздней XVIII династии в Саккаре, где гробницы (например, Хоремхеба, Майа и др.) оформлены замечательными по изяществу рельефами.
Правление ливийских династий в целом ознаменовалось сокращением строительной деятельности. Качественно изменились царские гробницы – теперь они были невелики и сооружались в Танисе на территории храма. Строительство частных гробниц практически прекратилось, повсеместно повторно использовались гробницы предшествующих периодов. Соответственно, исчезли гробничные рельефы и росписи, зато чрезвычайно развилось и усложнилось живописное оформление деревянных саркофагов. Гробничное строительство расцвело вновь в Фивах при XXV династии, когда был построен ряд крупнейших в истории Древнего Египта гробниц со сложной архитектурой и богатым оформлением, основанным на «Книгах иного мира» (Падиименипет, Ментуемхет).
Для XXVI династии характерна архаизация, доходящая до непосредственного копирования образцов предшествующих эпох; при этом на место натурализма Древнего царства приходит символическое переосмысление образов. Появляется новый тип т. н. шахтных гробниц, представляющих собой огромные шахты, засыпа́вшиеся песком, с выстроенной на дне погребальной камерой.
К греко-римскому времени относится большинство дошедших до нас полностью храмов [например, Дендера (Дандара), Эдфу (Идфу), Эсна (Исна) и др.]. Их план в основном следует образцу Нового царства, но оформление стилистически эклектично. В скульптуре происходит смешение египетских и античных черт. Мумийные портреты римского времени (традиционное название – файюмские портреты) функционально принадлежат к египетской традиции, а по технике живописи – к античной.
Музыкальная культура
Основные источники сведений о музыкальной культуре Древнего Египта: иконографические материалы – рельефы и росписи с изображением музыкантов, танцовщиц и плакальщиц, представленные на папирусах изображения играющих на музыкальных инструментах людей и животных; подлинные музыкальные инструменты (в некрополях Мемфиса, Фив обнаружены идиофоны из кости, металла, духовые и струнные инструменты и их фрагменты из древесины); тексты песен, гимнов, мистерий, сопровождающих изображения; свидетельства древнегреческих и древнеримских авторов.
Египетская музыка испытала влияние шумеро-аккадской цивилизации (типы функционирования музыки, музыкальные инструменты и др.) и, в свою очередь, сказалась на музыкальной культуре Античности. Некоторые идиофоны перешли в ритуал Коптской и Эфиопской церквей. Значительная часть образцов музыкальных инструментов хранится в Египетском музее в Каире.
Первым европейским музыкантом, целенаправленно собиравшим памятники культуры Древнего Египта, был Г. А. Виллото, участник египетской экспедиции Наполеона Бонапарта. Его статьи вошли в многотомное «Описание Египта» (Description de l'Égypte, 1809–1822). Статьи французского египтолога В. Лоре, в том числе обзорный материал о музыкальных инструментах, изданы в энциклопедии А. Лавиньяка (Encyclopédie de la musique : Dictionnaire du conservatoire. 1 P. Paris, 1924). Впоследствии крупнейшим исследователем музыкальной культуры Древнего Египта стал немецкий учёный Х. Хикман.
Памятники материальной культуры свидетельствуют о богатой и разнообразной культовой и светской музыке. Храмовая музыка была связана прежде всего с культами Осириса, Исиды и Тота; Плутарх называет Тота изобретателем музыки в Египте (трактат «О Исиде и Осирисе»). Определяющим в музыке Древнего Египта было, предположительно, ритмическое начало, об этом свидетельствуют изображения хлопающих в ладони певцов и танцоров, обилие шумовых и ритмических инструментов, в том числе соударяемых идиофонов – первоначально в виде двух брусков, а затем костяных пластинок (хлопушки типа кастаньет).
Наиболее древние изображения танцоров и музыкантов и некоторых инструментов – глиняных погремушек, бубенцов, соударяемых идиофонов в виде двух брусков – относятся к Раннему царству.
Со времён Древнего царства в изобразительных материалах встречаются наосоподобный систр (начиная с правления фараона Тети III, VI династия), дуговая арфа, продольная флейта, язычковый инструмент с одинарной тростью (тип кларнета) – парный и одинарный. Часты изображения певцов и танцоров. Вероятно, уже в эпоху Древнего царства появились профессиональные храмовые и придворные музыканты, характерно единство танца с музыкой и культа, танцы применялись в дворцовых церемониях, мистериях, погребальном обряде. Ко времени V династии относятся самые ранние изображения ансамблей музыкантов. Наосоподобный систр – наиболее характерный инструмент египтян на протяжении тысячелетий, атрибут богинь Хатхор, Бастет (Померанцева Н. А. Систр. 2008). Встречаются систры с фигуркой сокола – воплощением Гора.
Основываясь на характере применения музыкальных инструментов и знаков хейрономии (рельефы из Саккары), Х. Хикман предположил возможность существования в музыкальной практике египтян двух- и даже трёхголосия (Hickmann. 1975. S. 24, 86, 87).
В изображениях времён Среднего царства увеличивается роль ансамблевого музицирования, встречаются первые египетские изображения лиры (месопотамского происхождения), мембранофонов (распространились под влиянием культур Малой Азии и Африки), в том числе рамного барабана с круглой и прямоугольной мембраной (Померанцева Н. А. Бубен). Наряду с систром двух видов (наосоподобный и дуговой) появляется изображение иного шумового инструмента – погремушки в виде нанизанных на шнур бусин; этот инструмент вместе с систром сопровождал ритуальные танцы, использовался в погребальном обряде.
Во времена Нового царства к упомянутым инструментам добавляются изображения лютни с длинной шейкой (впервые – во времена XVIII династии, прототип инструмента – месопотамского происхождения), угловой арфы (около 1370–1350 до н. э.), парного язычкового инструмента с двойной тростью (тип гобоя). К этому времени относятся изображения военных трубачей. Отмечается множество музицирующих женщин, особенно часто в сценах пира.
Самые древние из сохранившихся инструментов – хлопушки типа кастаньет: соударяемые пластинки из слоновой кости и из зуба гиппопотама (около 2920–2770 до н. э.); Геродот, побывавший в Египте около 450 г. до н. э., называет их греческим словом кроталы. Древнейший сохранившийся мембранофон – двухсторонний цилиндрический деревянный барабан из Бени-Хасана (Среднее царство). Наибольшее количество находок относится к эпохе Нового царства – трубы (в том числе две трубы из гробницы Тутанхамона), лютни с длинной шейкой, дуговые и угловые арфы разных размеров и с разным количеством струн, длинные продольные открытые флейты, язычковые инструменты типа гобоя и кларнета, и Позднего периода – металлические и алебастровые систры, костяные соударяемые пластинки типа кастаньет и др. Хорошая сохранность металлических труб, а также деревянных флейт из Бени-Хасана позволила исследователям извлечь из них звук и определить звукоряды.
Из трёх типов хордофонов, известных египтянам (арфа, лира, лютня с длинной шейкой), арфа занимала главное место. Это исконно египетский хордофон, многочисленные изображения которого встречаются начиная от IV династии и до греко-римского периода. По форме и положению инструментов в руках музыкантов Х. Хикман различает 6 разновидностей арфы, 5 из которых – варианты ранней, дуговой арфы, а 6-я разновидность – угловая арфа принципиально другой конструкции (корпус и шейка пересекаются под прямым или острым углом). К временам Нового царства относится рельеф из усыпальницы придворного скульптора Паатонэмхеба (Саккара) с изображением музыкантов, над головой арфиста – текст древней «Песни арфиста» (согласно М. Э. Матье, единственная сохранившаяся её запись: Матье. 1961. С. 394).