Кудряшов Олег Александрович
Кудряшо́в Оле́г Алекса́ндрович (26.1.1932, Москва – 13.9.2022, там же), российский график, живописец, скульптор, мультипликатор, автор объектов, перформансов.
Учился в Москве в художественных школах (1949–1951, в том числе в Краснопресненской художественной школе, 1950–1951) и на курсах мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» (1956–1958). В конце 1950-х гг. создавал остросилуэтные, с элементами иронии жанровые сценки, пейзажи, иллюстрации («Шахты»; к романам «Жерминаль» Э. Золя, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.), выполненные в техниках офорта, линогравюры, ксилографии. С 1958 г. изредка участвовал в выставках неофициального искусства, но оставался вне круга художников-нонконформистов. В конце 1960-х гг. всецело занялся гравюрой в технике сухой иглы («Шесть клейм с интерьерами», 1973).
Не найдя возможности работать художником-иллюстратором в СССР, в 1974 г. эмигрировал в Великобританию, жил в Лондоне (в 1985 получил британское гражданство). Перед эмиграцией сжёг около 6 тыс. своих не разрешённых к вывозу работ, поэтому ранние произведения Кудряшова почти не сохранились («Вспоминая свои рисунки, сожжённые мной в Москве в 1973 году», 1978, бумага, сухая игла, акварель).
С 1978 г. создавал самобытный синтез графики, монументального искусства и скульптуры на базе своих более ранних опытов (1957) с объёмно-пространственной графикой – беспредметные рельефы и скульптуры. Выполненные из жести, бумаги или картона («Конструкция № 1815», 1989, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), иногда в сочетании этих материалов, они, подобно обычной графике Кудряшова, раскрашивались. Создал также несколько цветных абстрактных скульптур из стали.
Наряду с рельефами наибольшую известность получили его абстрактные и фигуративные графические работы (чаще всего названные просто «доска» с указанием номера), в которых спонтанность и экспрессивность уравновешены самобытным подходом к материалу и технической проработанностью. Особенностью авторской техники является нанесение рисунка на цинковые листы без предварительного эскиза, затем составление отдельных фрагментов отпечатков в крупноформатные композиции, иногда диптихи и триптихи («Диптих № 21», 1982, Галерея Тейт, Лондон), некоторые из которых достигают площади 10 м² («Правиловка, или Доска № 1038», 1984).
Графические листы Кудряшов часто брошюровал в «книги», впоследствии на их основе он разработал т. н. жанр книжной анимации, который называл также «мультипликатом» (связанные с мультипликацией циклы работ). С 1980 г. Кудряшов вводил в гравюры сухой иглой цвет – акварелью, темперой, гуашью – или наносил уголь на оттиск, делая его уникальным («Композиция № 130», 1975; «Ржавый круг, или Доска № 889»; оба – бумага, сухая игла, акварель; «Доска № 2633», 2005, бумага, сухая игла, гуашь, акварель, яичная темпера).
Композиционно напряжённые, внутренне драматичные, нередко абсурдистски-ироничные и гротескные, работы Кудряшова лишь отчасти отсылают к экспрессионизму, кубизму, супрематизму, конструктивизму, т. к. при определённой стилистической схожести они не цитируют элементы их формального языка и не вдохновлены утопическими моделями этих направлений авангарда. Содержание и форма произведений основываются в большей степени на сугубо личном, нередко автобиографическом опыте художника (например, «Солдатская серия», 1953–1956; мир детства и родного дома в многочисленных «Интерьерах», 1972, и многие другие), в значительной степени – на впечатлениях от городской среды и жизни в индустриальном ландшафте Москвы и Лондона (серии «Окна», 1968–1973, и «Книга гравюр», 1975–1986; многочисленные «Конструкции»). Влияние на творчество Кудряшова оказало изучение им художественного наследия: рисунков западноевропейских старых мастеров, иконописи (серия «Икона», 1991), русского авангарда, лубка.
С конца 1980-х гг. на основе взаимодействия с объёмными графическими объектами (например, «Пила II», доска № 2455, 1998, Государственный центр современного искусства, Москва) Кудряшов создавал перформансы, в начале 1990-х гг. – рисованные мультфильмы, развивая жанр «мультипликатов», а также снял ряд экспериментальных фильмов «с участием» своих объектов.
С 1997 г. Кудряшов жил в Москве.