Древний Рим. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Дре́внего Ри́ма, история художественной культуры Древнего Рима. В истории древнеримского искусства выделяются следующие периоды: Царский период (8–6 в. до н. э.), эпохи Республики (ранний – 5–3 вв. до н. э., и поздний периоды – 2–1 вв. до н. э.) и Империи (ранний – 27 до н. э. – 235, и поздний периоды – 284–476).
Архитектура
Около середины 7 в. до н. э. начал формироваться Римский форум, торговый и культовый центр города, застраивавшийся до начала 7 в. Типично этрусским был храм Юпитера Капитолийского (или Юпитера, Юноны и Минервы), воздвигнутый на Капитолии в Риме (освящён в 509 до н. э., сохранилась часть основания) с трёхчастной целлой, подиумом, акцентировкой главного фасада с помощью портика и лестницы. Свойственные этрусскому зодчеству особенности храмовых построек впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры. Значительным сооружением был каменный храм Конкордии в Риме (заложен в 367, не сохранился). До 4 в. до н. э. архитектура Древнего Рима заимствовала у этрусков зачатки регулярной осевой планировки ансамблей, строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку кладки из сырцового кирпича и др.) и исходные типы фортификационных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. К 6 в. до н. э. относится сооружение канализационного канала Клоака Максима, к концу 4 – 1-й половине 3 вв. до н. э. – строительство первых больших мощёных дорог (Аппиева, Эмилиева, Фламиниева дороги и др.), каменных мостов, акведуков; города и колонии обносились стенами (например, т. н. стена Сервия Туллия в Риме, сохранились фрагменты 4 в. до н. э.).
С началом греческой колонизации важную роль стали играть и древнегреческие традиции, в том числе использование системы архитектурных ордеров, которую римляне обогатили тосканским и композитным ордерами. В период Пунических войн и поздней Республики римские рациональность и строгость стиля сочетались с изысканностью, воспринятой из искусства Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами малоазиатских городов. Для принявших большой размах градостроительных работ характерно применение композиционных схем, повторяющих регулярный план римских военных лагерей: в их основе лежат две пересекающиеся магистрали – кардо (с севера на юг) и декуманус (с востока на запад). По мере формирования композиции древнеримского форума (в Помпеях и других городах) складывались важнейшие особенности планировки: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от парадного входа.
В жилом строительстве был распространён италийский тип дома – с атриумом и перистилем (со 2 в. до н. э.), обычно украшенным фонтаном, статуями и цветниками (дома в Помпеях). С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Сформировалось несколько основных типов римской виллы: villa rustica – сельская вилла, имевшая хозяйственный характер и живописно расположенная на склонах холмов, с многочисленными помещениями, водоёмами (писцина), фонтанами, садами, гротами, декоративной скульптурой и росписью («террасные» дома в Геркулануме), villa urbana – городская вилла, предназначенная для отдыха и развлечений (виллы Мистерий и Диомеда близ Помпей, также близ Геркуланума, в Боскореале и др.), переходный тип – villa suburbana – пригородная вилла, лишённая хозяйственных построек (дом Фавна в Помпеях), а также villa maritima – вилла, разбитая на морском берегу («вилла Юпитера», построенная императором Тиберием на о. Капри). Резко отличалась от аристократических жилищ рядовая застройка городских кварталов многоэтажными домами-инсулами (обнаружены при раскопках в Риме и Остии).
Со 2 в. до н. э. применение римского бетона и создание с его помощью монолитно-оболочечной конструкции упростило сооружение несущих конструкций и открыло возможность для возведения обширных перекрытых пространств. На протяжении 2–1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек: храмы [ранние базилики в Риме 2 в. до н. э.; грандиозный ансамбль террасного святилища Фортуны Примигении в Пренесте (ныне Палестрина, конец 2 в. до н. э.)], сооружения общественные [термы в различных городах; Табуларий на Римском форуме (78–65 до н. э.)], зрелищные [театры Помпея (закончен в 55 до н. э.) и Марцелла (17–13 до н. э., частично сохранился), оба – в Риме; и амфитеатры] и монументально-мемориальные [мавзолеи Цецилии Метеллы у Аппиевой дороги (середина 1 в. до н. э.), хлебопёка Еврисака (2-я половина 1 в. до н. э.) и императора Августа (28 до н. э.; оба – в Риме)]; склады (например, огромный комплекс Портика Эмилиев в Риме, около 194 до н. э., сохранился частично), рынки (в Ферентино, начало 1 в. до н. э.) и др.
В середине 1 в. до н. э. на Римском форуме начали возводить базилику Юлия (54–9 до н. э.) и Юлиеву курию (52–29 до н. э.), рядом с ним – Форум Цезаря (54–46 до н. э.). Все эти постройки являлись частью задуманного Гаем Юлием Цезарем переустройства Рима, завершённого уже Октавианом Августом в эпоху Империи. Постройки этого времени отличались монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки, свода и купола, обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, в декоративном оформлении которых широко использовались живопись и скульптура, а также облицовка бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры стала т. н. ордерная аркада, или суперпозиция (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям масштабность и рациональную ритмическую упорядоченность. Зодчество являлось средством прославления личности императора и демонстрации могущества государства, что заметно уже в постройках времени Августа. Для раннего периода Империи было характерно обращение к греческому искусству классической эпохи, что наложило отпечаток на памятники архитектуры, соединявшие в себе репрезентативность со строгой сдержанностью форм, – храм Божественного Юлия на Римском форуме (42–29 до н. э.), на месте, где было сожжено тело Цезаря, две триумфальные арки рядом (29 и 19 до н. э.), а также в Римини (27 до н. э.) и Сузе (8 до н. э.), Форум Августа (2 до н. э.), примыкающий к форуму Цезаря (завершён во 2 до н. э.), Алтарь Мира на Марсовом поле в Риме (13 до н. э.) и др.
К середине 1 в. августовская строгость сменилась пышностью и монументальностью архитектурных форм: огромный дворцовый комплекс «Золотого дома» Нерона (Домус-Ауреа; 64–68, архитекторы Север и Целер, сохранился частично), Колизей (Амфитеатр Флавиев; 75–80), триумфальная арка Тита (около 81), дворец Флавиев на Палатине (92, не сохранился, все – в Риме), многочисленные виллы знати и богатых римлян, сохранившие свой тип со времени поздней Республики, но отличавшиеся бóльшими размерами и роскошью убранства.
Архитектура времени Траяна, продолжая традиции времени Флавиев, обращалась к эллинистической традиции: при нём были построены наиболее развитый и роскошный из форумов Рима – Форум Траяна (107–113, архитектор Аполлодор из Дамаска), Термы Траяна (104–109, не сохранились), а также арки Траяна в Беневенто (т. н. Порта-Ауреа, 114–117) и Анконе (после 115, приписывается Аполлодору из Дамаска). Начиная с эпохи Адриана в зодчестве происходил переход к изысканности и живописности, порой и вычурности архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эллинистического Востока (Вилла Адриана близ Тиволи, 118–138). В Риме построены Пантеон (118–128, приписывается Аполлодору из Дамаска), наиболее грандиозное купольное сооружение античной эпохи, и храм Венеры и Ромы (135, сохранились фрагменты); в Афинах достроен огромный храм Зевса Олимпийского (129–132) и воздвигнута двухъярусная арка, отделяющая новую часть Афин от Старого города. В последние годы жизни Адриана начата постройка грандиозного мавзолея на берегу реки Тибр в Риме (130–139; в Средние века перестроен в Замок Святого Ангела).
На 1–4 вв. пришёлся расцвет искусства римских провинций. На границах империи сооружались огромные по протяжённости оборонительные валы [Адрианова стена в Великобритании, 122–128; укреплённые римские рубежи (лимес) в других провинциях, например германский лимес]. На Ближнем Востоке, в Северной Африке, Галлии, Испании появились крупные постройки и комплексы, в которых особенности римского зодчества соединились с местными традициями: в Баальбеке, Пальмире, Эфесе, Милете, Антиохии, Тимгаде, Лептисе-Магне, Дуре-Европос, Оранже, Арле, Ниме, Мериде, Таррагоне и др.; акведуки Пон-дю-Гар на юге Франции (середина 1 в.), в Сеговии (предположительно середина 1 в.) и др.
Для зодчества 3–4 вв. были характерны крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки и оживлённая пластика архитектурных форм (арка Септимия Севера на Римском форуме, 203). К фортификационным сооружениям относятся оборонительные стены Рима из кирпича и бетона с контрфорсами и башнями, воздвигнутые при императоре Аврелиане (271–275, длина около 19 км). Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких монументальных памятников, как термы Каракаллы (206–216) и Диоклетиана (самые большие в Риме; 298–306, частично сохранились). В виде укреплённого замка сооружён дворец императора Диоклетиана в Сплите (в Далмации, ныне Хорватия; начало 4 в.) – грандиозный комплекс, в основу которого положен планировочный принцип римского военного лагеря. К последним монументальным сооружениям римской архитектуры относятся базилика Максенция и Константина (начата около 308, закончена в 312), прототип позднейших христианских базилик, и триумфальная арка Константина (312–315, обе – в Риме). В 3–4 вв. появились первые памятники раннехристианского искусства и архитектуры (Санта-Костанца в Риме, 4 в.).
Скульптура
Скульптура Древнего Рима испытала влияние как этрусского, так и древнегреческого искусства. Согласно Плинию Старшему, Рим украшали конные статуи, созданные под греческим влиянием (Естественная история. XXXIV. 10. 19). В период поздней Республики появились рельефы с изображением исторических событий (рельеф с батальной сценой, мрамор, 3–2 вв. до н. э., Национальный музей Санта-Мария-делле-Монаке, Изерния), иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Эллинизирующая парадно-декоративная традиция, соединённая с традицией повествовательного рельефа, нашла своё воплощение в т. н. алтаре Луция Домиция Агенобарба (мрамор, 2 в. до н. э., Государственные античные собрания, Мюнхен, и Лувр, Париж). Появилась культовая монументально-декоративная скульптура, опирающаяся на южноиталийские традиции (фигура Деметры из святилища в Аричче, близ Рима, середина 2 в. до н. э., Национальный римский музей, Рим). Эллинизирующие тенденции выразились в копировании греческих статуй: бронзовая скульптура при этом переводилась в мрамор, а затем переплавлялась для вторичного использования.
Особое место в римском пластике занимал жанр портрета, прошедший длительную эволюцию. На сложение его специфических черт оказала влияние существовавшая у древних римлян практика изображения предков (в виде снятой с умершего восковой маски, точно воспроизводившей черты и цвет лица). В изобразительном искусстве эпохи поздней Республики широко распространились портретные статуи (в том числе тип статуи тогатус, изображавший облачённого в тогу магистрата, оратора или жреца) и бюсты, отличавшиеся суровой простотой, веризмом и скрупулёзной передачей портретных черт модели.
Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городском пространстве, создавались портреты по частным заказам, предназначавшиеся для частных домов и гробниц. В официальном искусстве ранней Империи [многочисленные бюсты и парадные статуи Августа (самая известная из них – Август из Прима-Порта, мрамор, 1 в., Ватиканские музеи) и других императоров, членов их семей и их приближённых] преобладала идеализация, сглаживание индивидуальных особенностей портретируемых. Постепенно скульпторы дистанцировались от типизации образов, активно используя светотеневые контрасты и утончённую пластическую трактовку форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, как в портрете неизвестной римлянки, мрамор, 80-е – 90-е гг., Капитолийские музеи, Рим).
Время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи Республики, но уже в период правления Адриана, когда воздействие греческой традиции достигло апогея (в частности, в применении бурава при моделировке волос и нанесении зрачков), и в эпоху Антонинов особое внимание уделялось эмоциональной утончённости и психологической глубине образов («Сириянка», 160–170, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В антониновское время был создан бронзовый памятник Марку Аврелию (176–180), установленный в 16 в. на Капитолии в Риме, – единственный сохранившийся образец античного конного памятника (ныне Капитолийские музеи, Рим).
Последний подъём римского скульптурного портрета пришёлся на время династии Северов: в нём портретные черты трактовались всё более схематично, а их застылость нередко контрастировала с подчёркнутой патетичностью взгляда широко открытых глаз (портрет Максимина II Дазы, порфир, конец 3 – начало 4 вв., Египетский музей, Каир; «Четыре тетрарха», порфир, 1-я половина 4 в., южный фасад собора Святого Марка, Венеция). Элементы условности и стилизации порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций. В 3–4 вв. создавались колоссальные статуи и бюсты императоров (например, головы колоссов Константина, мрамор, 313–324, и бронза, 330–340-е гг., обе – Капитолийские музеи, Рим).
Исторические рельефы периода Империи, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма, графичностью и строгостью пластического языка (например, Алтаря Мира в Риме, мрамор), позднее приобрели черты живописности и напряжённой динамики, усилившиеся в эпоху Флавиев (рельефы арки Тита в Риме, мрамор) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного спиралевидного фриза, представляющего последовательность батальных сцен (рельефы колонны Траяна в Риме, мрамор, 113; включают до 2,5 тыс. фигур). Разнообразны по содержанию и пластическому решению рельефы саркофагов 2-й половины 2 в. (саркофаг «Федра и Ипполит», мрамор, конец 2 в., Эрмитаж).
Отдаление от натуроподобия в начале 3 в. выразилось в композициях горельефов, утративших чёткость и «населённых» разномасштабными фигурами. Об этом свидетельствуют, например, рельефы арки Константина в Риме (мрамор, кирпич, около 315), в оформлении которой использовались сполии времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия, усилившие эклектизм её облика. Миланский эдикт 313 г. повлиял на распространение христианской тематики в римской скульптуре (саркофаг Юния Басса, мрамор, 359, Ватиканские музеи).
Живопись
Наиболее ранние произведения древнеримской живописи связаны с искусством этрусков (росписи т. н. гробницы Фабиев из Эсквилинского некрополя, 1-я половина 3 в. до н. э., Капитолийские музеи, Рим). Позднее монументально-декоративная живопись Древнего Рима достигла небывалого жанрового и тематического разнообразия, о чём позволяют судить археологические находки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, погибших при извержении Везувия в 79 г. В соответствии с помпеянскими стилями (деление стенных росписей на четыре условных стиля, со 2 в. до н. э. до 3-й четверти 1 в.) датируется вся римская настенная живопись этого времени (например, фрески Виллы Мистерий в Помпеях, 1 в. до н. э.).
Неотъемлемой частью декорации богатого римского жилища были напольные и настенные мозаики, как правило, состоящие из разноцветных каменных тессер, изредка дополнявшихся цветной смальтой. Для них характерны передача пространственной среды, архитектурных и пейзажных фонов, декоративность композиции, богатство и изысканность красочных сочетаний («Битва при Иссе» из дома Фавна в Помпеях, 2 в. до н. э., Национальный археологический музей, Неаполь). Была распространена также чёрно-белая каменная мозаика («Познай самого себя», 1 в., Национальный римский музей). Образцом искусства живописи поздней Империи являются мозаики Виллы дель-Касале (310–325) близ Пьяцца-Армерина на Сицилии. К раннехристианскому искусству относятся росписи катакомб и мозаики церквей (Санта-Костанца, 4 в., Санта-Пуденциана, 5 в., обе – в Риме). Особое явление в живописи древнеримских провинций представлял файюмский портрет, отличавшийся зачастую предельным натуроподобием («Портрет юноши в золотом венке», 1-я половина 2 в., Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Декоративно-прикладное искусство
В декоративно-прикладном искусстве периода Республики также сказывалось воздействие этрусского искусства. В эпоху Империи высокого развития достигли произведения торевтики, глиптики (с эффектным сочетанием чередующихся слоёв полудрагоценных камней), краснолаковая керамика с рельефным фигурным декором, изделия из стекла (в том числе расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами; также оправленные в золото), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др. Среди художественных изделий 3–4 вв. выделялась портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между двумя слоями стекла.
Новые идеи и формы, выработанные в искусстве позднего Рима, после распада Западной Римской империи и захвата Рима варварскими племенами нашли продолжение в искусстве Византии и раннего европейского Средневековья.