#РисунокРисунокИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегРисунокРисунокНайденo 13 статейНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ГрафикаГра́фика, вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Основой преимущественно служит бумага (до её изобретения были распространены папирус, пергамен, шёлк). По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная (рисунок, коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж) и печатная графика. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра). По назначению различается станковая и прикладная (книжная, газетно-журнальная, плакат и др.) графика. К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, архитектурная графика. Пограничный вид искусства – анимационное кино. Размер графического произведения варьируется от миниатюрного (экслибрис) до монументального (рекламный плакат, суперграфика, картоны и др.).Графики Граф УрсГраф Урс (около 1485 – между 1527 и 1529), швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения. Гражданин и мастер цеха ювелиров в Базеле (с 1512), мастер монетного двора (с 1519). Основная часть наследия – рисунки (около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, около 20 резцовых гравюр и офортов). Значительная работа – цикл ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург). Участвовал в Итальянских войнах (с 1510), под воздействием этого опыта обратился к мотивам народной, в том числе и низовой, городской культуры («Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, рисунок пером) и мифологическим темам (картина «Дикая армия», около 1513–1515, приписывается Графу; оба произведения – Художественный музей, Базель). Автор ряда витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих). Отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).Графики Шмидт Георг ФридрихШмидт Гео́рг Фри́дрих (1712–1775), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко; известен как мастер гравированных портретов, преимущественно созданных в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы. Работал в Париже (1737–1744), Берлине (1744–1757, 1762–1775), Санкт-Петербурге (1757–1762). Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1744), учредитель гравировального класса в Императорской Академии художеств. Автор портретов П. Миньяра (1744, по оригиналу Г. Риго), писателя А. Ф. Прево (1745, по собственному рисунку), императрицы Елизаветы Петровны (по оригиналу Л. Токке, 1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.Живописцы Ленбах Франц фонЛе́нбах Франц фон (1836–1904), немецкий живописец и график. Один из ведущих немецких портретистов своего времени. Представитель салонного академизма. В его наследии – портреты исторических деятелей (короля Баварии Людвига I, императора Франца Иосифа I, канцлера О. фон Бисмарка), деятелей европейской культуры – Т. Моммзена, Р. Вагнера, В. Буша, Ф. Листа, ряд автопортретов. Награждён золотой медалью Всемирной выставки 1867 г. в Париже. Совместно с архитектором Г. фон Зайдлем проектировал свою мюнхенскую виллу в стиле флорентийского Возрождения (1887–1891; ныне Городская галерея Ленбаххаус).Технологии Печатание тканейПеча́тание тка́ней, процесс получения рисунков (узоров) на текстильном материале с фиксацией красителя на волокне, при котором окрашиваются отдельные участки и только с одной стороны ткани. При печатании тканей используются красители, имеющие густую, вязкую консистенцию. От загустителя зависит степень фиксации красителя, чёткость контура рисунка, устойчивость окраски. По способу создания рисунков различают прямую, вытравную и резервную печать.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре РастушёвкаРастушёвка, технический приём в рисовании различными материалами (карандашом, мелом, углём, сангиной, пастелью и другими материалами). Представляет собой равномерное растирание, размазывание штрихов при помощи сухой кисти, ластика, пальца и т. д. Служит для получения мягких переходов между градациями тона.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Карандаш КонтеКаранда́ш Конте́ (другое название – палочка, мелок Конте), мелок из искусственного графита, как правило, квадратный в поперечном сечении. По плотности мягче графита, но твёрже пастели; способ работы с мелком близок к технике работы пастелью или сангиной. Цветовая палитра ограничена белым, чёрным цветами, оттенками серого, коричневого. Карандаш назван именем изобретателя, художника Н.-Ж. Конте, создавшего его в 1795 г. во время антифранцузских коалиций для замещения импорта натурального графита из Великобритании. Запатентованная в том же году фирма Conté просуществовала до 1979 г., затем вошла в состав компании по выпуску шариковых ручек Bic.Живописцы Тёрнер УильямТёрнер Уи́льям (1775–1851), английский живописец, акварелист, иллюстратор, гравёр и педагог; действительный член Королевской академии художеств в Лондоне (1802). Один из ведущих представителей английского романтизма. В путешествиях по Англии и континентальной Европе заложил традицию выездов на этюды, во время которых собирал материал для исполнения будущих заказов: живописных произведений и гравюр, публиковавшихся в печатных изданиях. Автор пейзажей, в том числе с историческими («Упадок Карфагена», 1817) и батальными («Поле Ватерлоо», 1818; обе – Галерея Тейт, Лондон) сюжетами. Эксперименты с пигментами, техниками живописи, интерес к теории света и цвета, выбор современной тематики в противовес поддерживаемым академией историческим сюжетам, наблюдения за природой, стремление передать динамику и переменчивость природной стихии сделали зрелое и позднее творчество Тёрнера примером подражания для художников французского импрессионизма. Профессор перспективы Королевской академии художеств в Лондоне (1807–1828).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ТушьТушь, краска, приготовленная из сажи. Используется для письма, рисования, живописи, черчения. Для работы с тушью применяют перо или кисть. Ранние примеры употребления туши в художественных целях – живописные произведения китайских мастеров конца 7 – 8 вв. (У Даоцзы, Ван Вэй), затем – династий Сун (Ли Чэн), Юань (Чжао Мэнфу), Мин (Шэнь Чжоу), Цин (Ван Шиминь). Техника проникла в Японию во 2-й половине 13 – 14 вв. (Сэссю, Хасэгава Тохаку). В Европе тушь появилась в 15 в. К ней обращались ведущие мастера итальянского и Северного Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, А. Дюрер, П. Брейгель Старший), художники 17–18 вв. (П. П. Рубенс, Рембрандт, Дж. Б. Тьеполо, Ж.-О. Фрагонар) и 19–20 вв. (У. Блейк, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, П. Клее). В России рисунок тушью получил развитие с 18 в. (С. Ф. Щедрин, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин). Среди советских мастеров – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Со 2-й половины 20 в. в употребление стала массово входить тушь, созданная на основе синтетических пигментов (мастера поп-арта); она же применяется в 21 в. для рисунков в жанре аниме, при создании комиксов и карикатур.Графики Белланж ЖакБелла́нж Жак [около 1575 (1560?; 1565?) – 1616], французский живописец, рисовальщик и гравёр. Придворный художник герцогов Лотарингских Карла III и Генриха II. Автор религиозных и мифологических композиций, портретов, проектов костюмов и декораций для театральных постановок и придворных празднеств. В творчестве Белланжа нашли отражение основные тенденции искусства позднего маньеризма и раннего барокко. Автор живописных произведений («Экстаз святого Франциска», около 1600; Лотарингский музей, Нанси; «Оплакивание Христа», 1616–1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург), около 80 рисунков, эстампов, выполненных в техниках офорта («Три Марии у Гроба Господня», «Благовещение», все – 1613–1616). 12