Тушь
Тушь (от франц. touche, буквально – прикосновение, мазок), краска, приготовленная из сажи, используемая для письма, каллиграфии, рисования, живописи, черчения. Применяется в жидкой форме, при этом храниться может и в виде водорастворимых брикетов. Разнообразные смолы и масла, сжигаемые для получения основного красящего вещества, придают туши различные оттенки. При этом лучшая чёрная тушь делается из сажи, образовавшейся при сжигании виноградных косточек. Готовую сажу растворяют в воде, в качестве связующего вещества применяют камедь или желатин. Ныне для изготовления туши нередко берутся такие вещества, как газовая копоть, сажа, получаемая при сжигании нефтепродуктов. При сильном разбавлении краски водой можно получить серый тон. Тушью называют также цветные краски, изготовляемые на основе каменноугольных красителей.
Чёрная сажевая тушь была известна ещё древним цивилизациям: в Египте ею покрывали гравированные на камнях иероглифы, в Китае использовали для каллиграфии, а в Древнем Риме применяли для написания важных документов. Считается, что тушь была изобретена в Китае около 1200 г. до н. э., в Европе она вошла в употребление начиная с 15 в. Традиционно полагали, что рецепт её был привезён из Индии. Восточное происхождение обусловило названия туши в европейских языках (англ. Indian ink – индийские чернила, Chinese ink – китайские чернила; франц. encre de Chine – китайские чернила).
Рисунки, выполненные тушью, отличаются светостойкостью, так как основной её компонент – сажа – химически инертна. Тушь относится к числу водостойких веществ. Она быстро сохнет, а выполненный ею рисунок не подлежит исправлению, поскольку её невозможно незаметно смыть или стереть. Это свойство сажевой краски требует от художника виртуозности и умелого обращения с материалом.
Для рисования тушью применяют перо или кисть, иногда оба инструмента. В ранний период существования краски применялись тростниковые перья; эта практика до сих пор сохраняется на Востоке. В Европе для рисования тушью довольно быстро стали использовать гусиные перья, которые были распространены до середины 19 в. Со 2-й половины 19 в. мастера всё чаще рисовали металлическими, стальными перьями разных размеров, позволявшими варьировать линии по толщине, создавая в том числе и очень тонкие штрихи, мало возможные при работе тростниковым или гусиным пером.
Помимо перьев, при рисовании тушью нередко применялась кисть – с её помощью можно было делать мазки с размывкой, придающие рисунку богатую светотеневыми эффектами фактуру. Разбавляя тушь водой, художники получали оттенки серо-чёрного тона. Для придания краске более тёплого или холодного тона в неё порой примешивали индиго (краситель синего цвета), порошок сангины или бистр. Нередко работа пером сочеталась с применением кисти – рисунки Рембрандта служат великолепным образцом виртуозного сочетания двух инструментов. В европейской традиции Нового времени мастера не раз прибегали к сочетанию контурного рисунка чернилами и размывки тушью при помощи кисти.
Одними из ранних сохранившихся примеров использования туши в художественных целях служат произведения китайских мастеров конца 7 – 8 вв., выполненные в технике монохромной живописи тушью на шёлке или бумаге, получившей название суйбокуга или шуймохуа (кит.; буквально – картина водой и тушью). Этот термин стал обозначением целого направления в рамках развития традиционной китайской живописи гохуа; он отличал живопись тушью от техники масляной живописи юхуа. Для рисования тушью китайские мастера использовали инструменты, близкие каллиграфии; традиционно применялись кисти из бамбука и шерсти животных. Тушь хранилась в плитках, в момент применения она растиралась с водой до необходимой консистенции.
Если до 7–8 вв. техника туши, как правило, выполняла подчинённую роль в системе китайской полихромной живописи, – ею намечали контуры, – то с этого времени она постепенно обретала самостоятельное значение, уходя от одной контурной линии в сторону пятна, градации тона, тонких размывок. Это переосмысление роли туши нашло отражение в произведениях У Даоцзы (работал в начале 8 в.), прославившегося в области портретной живописи. Его изображения Конфуция и Будды Шакьямуни дают представление о высоком уровне развития техники рисования тушью уже в этот период. Его младший современник Ван Вэй работал в области пейзажной живописи тушью, положив основу дальнейшему расцвету этого жанра в китайском искусстве. Его произведения, в которых активно применялась размывка кистью для создания многочисленных тоновых градаций, известны ныне лишь по поздним копиям. Свою оригинальную технику использования туши разработал художник Ван Мо (дата рождения неизвестна – после 804), разбрызгивавший тушь на поверхности рисунка или дававший ей свободно стекать с кисти на бумагу, тем самым добиваясь эффекта спонтанного рисунка, не привязанного к передаче деталей. В период династии Сун развитию монохромной живописи тушью способствовало творчество таких китайских мастеров, как Ли Чэн, Фань Куань, Дун Юань, Су Ши (Су Дунпо), Ми Фу. В конце 12 – 13 вв. в стиле суйбокуга работали чаньские монахи, в их числе Му Ци, Лян Кай, Юй-цзянь Жофэнь, Ин Юй-цзянь. Живопись Сунского периода стала образцом и ориентиром для китайских художников последующих столетий. Яркие мастера эпохи династии Юань (Чжао Мэнфу, Гуань Даошэн, Ван Мэн, Кэ Цзюсы), периода правления династии Мин (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмин, Тан Инь, Цю Ин) и эпохи Цин (Ван Шиминь, Ван Цзянь, Ван Хуэй, Ван Юаньци, Шитао, Чжу Да) развивали в своих произведениях принципы китайской живописи тушью, заложенные ещё творцами сунской эпохи.
В конце правления династии Сун искусство монохромной живописи постепенно стало распространяться за пределы Китая и дошло до Кореи и Японии. Стиль суйбокуга проник в Японию из Китая благодаря дзенским монахам во 2-й половине 13 – 14 вв.; монохромная живопись тушью обрела в Японии название суми-э. Направление получило развитие в 14 в. Японские мастера суми-э заимствовали многие приёмы китайской живописи тушью; излюбленным стало использование размывок кистью. В 14–15 вв. преобладал монохромный пейзаж в стиле сансуй (горы-вода); в этой области прославились такие японские художники, как Китидзан Минтё, Дзёсэцу, Сэссю, прошедшие обучение в Китае, а в 16 – начале 17 вв. – Сэссон Сюкэй, Хасэгава Тохаку. Традиции монохромной живописи тушью были развиты в эпоху Эдо: Таварая Сотацу, Маруяма Окё, Икэ-но Тайга, Ёса Бусон, Ураками Гёкудо, Таномура Тикудэн.
Проникнув в Европу в 15 в., тушь довольно быстро вошла в употребление в художественной практике. Так же как и на Востоке, рисунок тушью в Европе прошёл путь от контурной линии к тональному пятну, только поначалу тон создавался штриховкой (15–16 вв.), а затем при помощи размывки кистью.
Поскольку внешне рисунок тушью старых мастеров может быть спутан с рисунком бистром, и без химического анализа состава красящего вещества его сложно определить, во многих академических изданиях и каталогах выставок были приняты определения «перо коричневым тоном» или «перо чёрным тоном», без указания точной техники.
В 15–16 вв. к рисунку тушью обращались ведущие мастера итальянского и Северного Возрождения, в том числе С. Боттичелли, Рафаэль, А. Дюрер, П. Брейгель Старший. Техника была распространена среди европейских художников 17 в.; наиболее яркие и свободные варианты обращения с ней демонстрируют рисунки П. П. Рубенса, Рембрандта и А. ван Дейка. Рисункам Рембрандта, созданным с использованием туши, свойственна богатая тональная гамма, вариативность в применении инструментов для создания штрихов и размывок (в том числе и лёгкого размазывания красочного слоя при помощи пальцев). Во 2-й половине 18 в. тушь отчасти уступила свои позиции только появившейся в Европе, более мягкой по тону сепии. Тем не менее, к технике прибегали такие виртуозы рисунка, как Дж. Кваренги, Дж. Б. Тьеполо, Ж.-О. Фрагонар. В 18–19 вв. тушь нередко использовалась в сочетании с другими материалами, в частности сепией, бистром, графитным карандашом, акварелью. В 19–20 вв. к технике обращались многие известные мастера – Э. Делакруа, У. Блейк, Э. Мане, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, П. Клее и др.
Рисование тушью было популярно и в России начиная с 18 в. (М. И. Махаев, С. Ф. Щедрин, М. Н. Воробьёв, Ф. П. Толстой, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин). Среди советских мастеров – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов.
Со 2-й половины 20 в. в употребление стала массово входить тушь, созданная на основе синтетических пигментов. Именно с этим вариантом краски работали мастера поп-арта, и, как правило, тушь из искусственных материалов используется в 21 в. для рисунков в популярном жанре аниме, при создании комиксов и карикатур.