Венецианов Алексей Гаврилович
Венециа́нов Алексе́й Гаври́лович [7(18).2.1780, Москва – 4(16).12.1847, село Поддубье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, ныне деревня Поддубье Удомельского городского округа Тверской области], российский живописец, жанрист, портретист, иконописец. Один из основоположников крестьянского жанра в русском искусстве; академик Императорской Академии художеств (ИАХ; 1811). Создатель и преподаватель школы живописи для талантливых выходцев из низших сословий.
Происхождение и образование
Отец – нежинский, затем московский купец 2-й гильдии Гаврила Юрьевич Венецианов (1749–1833). Мать – Анна Лукинична Венецианова (урождённая Калашникова; 1760–1812), из купеческой семьи. Генеалогические сведения о Венециановых разноречивы. Не обнаружены данные о происхождении фамилии. По преданию, дошедшему от дочери и племянника художника, род Венециановых происходил из области Эпир в Греции. Прадед художника, Фёдор Проко, с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-х – 1740-х гг. и поселились в Нежине, где получили прозвище Венециано. По настоянию нежинского греческого магистрата, в 1794 г. Венециановых включили в родословную книгу дворян Черниговской губернии. Однако по приезде в Москву отец художника, занимавшийся торговлей, должен был записаться в купеческое сословие.
А. Г. Венецианов крещён 12(23) февраля 1780 г. в церкви Воскресения Христова за Таганскими воротами, учился в одном из частных пансионов. В конце 1790-х – начале 1800-х гг. служил в чертёжном управлении (всё – в Москве). Систематического художественного образования не получил.
Творчество 1800-х – 1-й половины 1810-х гг.
К первым художественным работам относится живописный «Портрет А. А. Венециановой, матери художника» (1801, Русский музей, далее – ГРМ, Санкт-Петербург).
В 1802 г. переехал в Санкт-Петербург, поступил на службу помощником землемера. Занимался рисованием портретов в технике пастели на заказ. Познакомился с В. Л. Боровиковским, брал у него уроки и вошёл в круг близких к знаменитому художнику лиц. Завязал тесную дружбу с портретистом И. В. Бугаевским-Благодарным. В 1807 г. поступил на службу в канцелярию директора почт Д. П. Трощинского, в 1809 г. переведён в Департамент государственных имуществ Министерства финансов.
Увлёкся идеей издавать гравюры нравственно-критического содержания под девизом «Смех исправляет нравы», получил цензурное разрешение на выпуск «Журнала карикатур на 1808 год». Однако после выхода трёх офортов издание было запрещено по причине неудовольствия, высказанного императором Александром I по поводу гравюры «Вельможа».
Общение с В. Л. Боровиковским существенно продвинуло профессиональный уровень Венецианова. В 1811 г. он представил в ИАХ «Автопортрет» (1811, ГРМ; первоначальный вариант хранится в Третьяковской галерее, далее – ГТГ, Москва) и получил за него звание назначенного в академики. За «Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии» (1811, ГРМ) удостоился звания академика. Формированию технических навыков и художественного вкуса способствовало знакомство с искусством старых мастеров и копирование их произведений в Эрмитаже, которым Венецианов занимался по совету Боровиковского. Влияние наставника, мастера религиозной и портретной живописи, ощутимо в композиционных приёмах и колористической гамме целого ряда произведений Венецианова. Не оставляя работу в жанре камерного графического портрета, после Отечественной войны 1812 г. он создал сатирические листы (офорты), высмеивающие французоманию русских дворян («Французский парикмахер», «Французское воспитание» и др.).
Творчество середины 1810-х – начала 1820-х гг.
Женитьба в 1815 г. на М. А. Азарьевой, происходившей из небогатых дворян Тверской губернии, определила дальнейшую судьбу и творческие интересы художника. Он приобрёл небольшое имение в Тверской губернии – сельцо Трониху с деревнями Сливнево, Максиха, Микашиха и Сафонково. С этого времени художник часть года жил в Тронихе (до обустройства дома в Сафонково), погрузился в сельский быт и нашёл в крестьянах моделей для своих живописных работ. В 1819 г. вышел в отставку, намереваясь целиком посвятить себя творчеству. Бóльшую часть времени художник стал проводить в деревне, посвятив себя изучению натуры.
Техника пастели, которую преимущественно использовал художник в начале творческого пути, позволяла работать быстро, передавая сходство с моделью и не утомляя её длительными сеансами. Портреты Венецианова отличаются скромностью изобразительных средств и деликатностью отношения к натуре. Он следил и за модными тенденциями, в частности за «костюмированием» модели, что было особенно популярно в романтическую эпоху («Портрет И. В. Бугаевского-Благодарного», 1815). Также сохранился «Портрет княжны Веры Степановны Путятиной» (2-я половина 1810-х гг., оба – в ГТГ).
В 1822 г. Венецианов представил императрице Елизавете Алексеевне две пастельные картины «в сельском домашнем роде» (предположительно, «Жница» и «Анисья»), за которые получил бриллиантовый перстень и 600 рублей. Награда утвердила художника в правильности выбора сюжетов для своих работ. Пробудившийся интерес к жанровым сюжетам из крестьянской жизни привёл к созданию картины «Очищение свёклы» [1822(?), ГРМ]: её появление обозначило завершение периода становления художника, определив главную тему его творчества. Полотно было приобретено императором Александром I.
В 1823 г. появился первый печатный отзыв о Венецианове – издателя В. И. Григоровича, с которым художник сблизился в 1820-е гг. («Журнал изящных искусств». Ч. 1. Санкт-Петербург, 1823).
В картинах «Гумно» (1822–1823) и «Утро помещицы» (1823; обе – в ГРМ) Венецианов реализовал идею «оживотворения» предметов в пространстве, распределяя световые потоки и передавая натуру «как она есть», без ориентира на образцы «а-ля Рембрандт» или «а-ля Рубенс». Побудительным моментом для написания полотна «Гумно» стало впечатление, произведённое картиной Ф. М. Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» (1818, Эрмитаж). Венецианова впечатлил иллюзионизм сцены с монахами в интерьере, который был достигнут фокусным освещением, идущим от окон в глубине. Решив превзойти французского художника, он уехал в деревню и стал писать с натуры внутренний вид гумна, усложнив задачу тем, что передняя стена была специально выпилена и освещение получилось не «фокусное», а сложное, с разных сторон. Таким образом художник пытался разгадать «поэтизирующую функцию» света, направленную на будничный объект. Картина была представлена императору и внесена в каталог Эрмитажа, а пожалованные за неё 3 тыс. рублей художник употребил на материальную помощь ученикам, которые вскоре стали у него появляться.
Творчество середины 1820-х – начала 1830-х гг.
Первое публичное представление работ Венецианова состоялось на выставке ИАХ в 1824 г., где художник показал шесть небольших картин с изображениями крестьян. Среди них – «Крестьянка с грибами в лесу» («Параня со Сливнева», или «Крестьянка с грибами», 1817–1818) и «Мальчик, свивающий в клубок лыки» («Васютка с Максихи», или «Крестьянский мальчик с лыками», начало 1820-х гг.; обе – Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил» («Вот-те и батькин обед!», 1824, ГТГ). Появление работ Венецианова современниками воспринималось как нечто долгожданное, но в то же время и неожиданное: «Наконец-то мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного...» – обрадовался П. П. Свиньин, назвав его труды «подвигом» (Алексей Гаврилович Венецианов. 1980. С. 271). Обращение Венецианова к крестьянской теме было глубоко личным побуждением, но это стремление вливалось в русло общественного интереса к простому народу и самобытным началам русской жизни после Отечественной войны 1812 г. Внимание к людям, связанным с землёй, отчасти сопрягалось с популярным у сентименталистов представлением Ж.-Ж. Руссо о ценности «естественного» человека. Однако Венецианов открыл русское крестьянство как особый мир, достойный глубокого уважения и любви, таящий в себе источник вдохновения и эстетических переживаний.
В 1820-е гг. сформировался венециановский метод, сформулированный им как безусловное следование натуре. Созданы шедевры жанровой живописи: «Захарка» (1825, ГТГ), «Крестьянка с косой и граблями» («Пелагея»), «Девушка с бураком» (все – не позднее 1824), «Два крестьянских мальчика со змеем» (1820-е гг.), «Крестьянский мальчик, надевающий лапти» (между 1823 и 1826), «Молочница» («Крестьянка с подойником»), «Жница» (оба – не позднее 1826; все – в ГРМ).
Параллельно с освоением приёмов, позволявших передать естественную освещённость в интерьере, Венецианов решил задачу пространственных и световых соотношений в пейзаже: «Крестьянские дети в поле» («Мальчик с двумя девочками»; 1820-е гг.), «Спящий пастушок» (между 1823 и 1826; обе – в ГРМ). В таких картинах, как «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.) и «На жатве. Лето» (середина 1820-х гг.; обе – в ГТГ), поэтические образы лишь опосредованно связаны с натурой. На основе реальных впечатлений художник моделировал возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, пронизанный метафорическими смыслами. Героини этих полотен воспринимаются не как простые крестьянки, а как олицетворение весны, материнства, возрождающихся сил природы. Тема материнства, как и тема возраста, определяет многие работы художника: «Сенокос» (середина 1820-х гг.), «Кормилица с ребёнком» (начало 1830-х гг.; обе – в ГТГ).
Произведения художника близки мироощущению земледельца, пронизанному чувством единства жизненных сил природы. Аллегоризму его полотен присуще то, что М. М. Алленов называл «романтическим принципом свободных ассоциаций» (Алленов. 1984. С. 130). Так, юные пастушки́ воспринимаются стражами полей, воплощением души пейзажа («Спящий пастушок» из ГРМ; «Пастушок с дудкой», 1820-е гг., Тверская областная картинная галерея). Девушка с вышиванием может символизировать собирание приданого («Крестьянская девушка за вышиванием», 1843, ГТГ), а молодая женщина под платком с башмачками в руке – ожидание ребёнка («Крестьянская девушка с башмачками в руке», 1844, ГРМ).
В девичьих образах Венецианова ощутимы отзвуки сентиментализма, в них заметнее тяга к идеальному («Крестьянка с васильками», 1820-е гг., ГТГ; «Крестьянка с бабочками», 1820-е гг., Рязанский областной художественный музей). Изображения пожилых женщин и мужские портреты обретают строгость и простоту подлинного реализма. Зачастую крестьяне предстают на его картинах с каким-либо атрибутом ремесла, отражающим род занятий, или с характерным бытовым жестом («Крестьянин, отрезающий ломоть хлеба», 1820-е гг., ГРМ).
Полотна, построенные по законам гармонического равновесия, восходящего к эстетическим нормам классицизма, были художественным доказательством правоты обращения к «натуре простой», а матовость, приглушённость красок придавала колориту его картин благородство.
Не оставлял в 1820-е гг. художник и жанр, с которого начиналось его творчество, создав портреты А. А. Венециановой (1-я половина 1820-х гг.) и М. М. Философовой (1828; оба – в ГТГ), Н. М. Карамзина (1828, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).
В знак благодарности за многолетнюю совместную жизнь художник написал портрет любимой супруги в жанре парадного изображения, но в праздничном народном костюме Тверской губернии, не уступающем по великолепию ручной работы роскошному светскому платью («Портрет М. А. Венециановой в русском наряде», конец 1820-х гг., ГТГ).
На рубеже 1820-х и 1830-х гг. наряду с малоформатными изображениями крестьян появились и более масштабные произведения, тяготеющие к устойчивой классической форме: «Крестьянская девушка с телёнком», «Крестьянка в синем сарафане» (оба – конец 1820-х гг., ГТГ); «Жнецы», «Девушка в платке» (два варианта; все – конец 1820-х гг., ГРМ).
Творчество 1830-х – 1840-х гг.
В 1830-е гг. в работах Венецианова заметно возросло стремление к реалистичности и сюжетной занимательности («Девушка на сеннике», 1830-е гг.; «Гадание на картах», 1842; оба – в ГРМ; «Пряха Тверской губернии», 1830-е гг., ГТГ). Крупно взятые погрудные или поясные фигуры на картинах этих лет приближены к переднему плану, что усиливает прямоту взгляда на них зрителя и значимость каждого персонажа («Старая крестьянка с клюкой», 1830-е гг., ГТГ; «Крестьянка Тверской губернии», 1840-е гг., ГРМ). Но прозаичность точной передачи форм не лишает героев этих работ своеобразного величия («Кормилица с ребёнком», начало 1830-х гг., ГТГ). Тональная система уступила место цветовой насыщенности колорита и яркости отдельных деталей, живопись стала более плотной, появилась некоторая заглаженность мазка, близкая классицистической.
Другую группу составляют эффектные произведения на тему «купальщиц» и мифологических персонажей («Купальщица», начало 1830-х гг., ГРМ; «Вакханка», около 1832, ГТГ), в которых Венецианов вступал в прямое соперничество с мастерами академической живописи.
В 1837 г. он принял участие в конкурсе на историческую картину, изображающую какое-либо великое деяние Петра I (конкурс субсидировал А. Н. Демидов). Художник выбрал сюжет, связанный с основанием Санкт-Петербурга («Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга», 1838, ГТГ, реставрирована в 2005). Это единственное произведение Венецианова на исторический сюжет. На большом холсте (260 × 351 см) он изобразил царя с его сподвижниками, обдумывающего строительство будущей столицы на диком берегу Финского залива. Художник надеялся получить премию и употребить её на свою школу, однако ИАХ, рассмотрев присланные картины, сочла их неудовлетворительными и отменила конкурс.
Среди работ этих лет есть и портреты («Портрет детей Путятиных», 1831–1833; «Портрет детей Панаевых с няней», 1841; оба – в ГТГ), картины «Спящая девушка» («Сон девушки», 1840-е гг., Нижегородский художественный музей), «Туалет Дианы» (1847, ГТГ).
К редким в русской живописи этого времени сюжетам относятся многофигурные композиции «Причащение умирающей» (1839, ГТГ), «Проводы рекрута» («Благословение рекрута»; конец 1830-х гг., музей-заповедник «Павловск») и «Возвращение рекрута» («Возвращение солдата»; конец 1830-х гг., ГРМ). Отражающие процесс освоения отечественной живописью народной темы, эти полотна расширяли границы жанра. Однако реалистический характер венециановского искусства, основанного на полном доверии натуре, простоте и лаконичности художественного решения, не позволил мастеру органично адаптироваться к эстетическим тенденциям времени, инспирированным как эволюцией классицистических принципов в сторону формального академизма, так и влиянием К. П. Брюллова, всё больше завоёвывавшего внимание публики.
Церковные работы
Около 1811 г. Венецианов исполнил уменьшенные копии с эрмитажных картин Б. Э. Мурильо («Отдых на пути в Египет») и Л. Джордано («Оплакивание Христа»; обе копии – в ГРМ).
В 1830-е гг. художник продолжил периодически заниматься церковным искусством. Один из монументальных образов создан им для храма всех учебных заведений (собор Воскресения Христова Смольного монастыря) в Санкт-Петербурге («Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института», 1834–1835, ГРМ). Также им написаны четыре образа евангелистов для иконостаса Александровского собора в Варшаве (вероятно, для церкви Александровской цитадели). В 1846 г. от тверского помещика И. Н. Кожина получил предложение исполнить иконостас и образ святого Макария для церкви Рождества Богородицы Троицкого Макарьева монастыря в Калязине (работу не выполнил).
Теоретические воззрения, трактаты, манифесты
Венецианов интересовался оптикой и изучал начертательную геометрию как инструмент грамотного построения пространства на плоскости. На примере натуры он учил видеть «градусы тени и света», находя практическую пользу в «теории теней», поскольку «…неодушевлённые вещи – стены, окна, мебель и прочее, самые даже статуи – не подлежат тем разнообразным изменениям, кои свойственны предметам одушевлённым, они стоят, держатся перед неопытным художником смирно, неподвижно и дают ему время точнее и рассудительнее вникнуть, всмотреться в отношение одной части к другой, как в линиях, так в свете и тени с самим цветом, как зависят от мест, занимаемых предметами» (Венецианов А. Г. Нечто о перспективе // Алексей Гаврилович Венецианов. 1980. С. 62). Однако научные изыскания Венецианова в этой области не были доведены до конца: «…разумеется, я не мог участвовать в глубоких ведениях оптики, они отвлекли бы меня от цели моей – приспособления начертательной геометрии к живописи...» (Алексей Гаврилович Венецианов. 1980. С. 61).
Перу художника принадлежат статьи: «Письмо к Н. И. [Гречу]» (1827), «Письмо к издателю "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду" [А. Ф. Воейкову] о картине Крюгера "Берлинский парад"» (1831), «Секрет липмановских картин» (1839).
Участие в общественной жизни
В 1818 – начале 1819 гг. Венецианов вступил в санкт-петербургское Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения, среди создателей которого были Ф. П. Толстой, В. И. Григорович, Ф. Н. Глинка и Н. И. Греч (в списке действительных членов общества имя художника значится под № 17).
Художник активно участвовал в начинаниях Общества поощрения художников – предоставлял для литографирования свои работы, принимал участие в выставках-лотереях. У него сложился свой круг знакомых и друзей, среди которых были деятели культуры – В. И. Григорович, Н. И. Греч, В. Г. Анастасевич. В его доме бывали Н. В. Гоголь, Е. П. Гребёнка, С. П. Воейков, А. А. Краевский и др.
Преподавание
Захваченный идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную живописную школу. Не получив академического образования, он проявил новаторство в методах преподавания и чуткость к индивидуальности своих подопечных – венециановцев. Творчество мастера и его учеников стало свидетельством приобщения европеизированного русского искусства к корневой, национальной теме. Его жизнь после 1824 г., когда появились первые ученики (А. В. Тыранов и Н. С. Крылов), была всецело связана с наставничеством, что дало возможность проявить себя многим художественно одарённым выходцам из народа. Не являясь абсолютным антагонистом ИАХ, школа Венецианова оказалась уникальным художественным явлением в русской культуре. Работы учеников экспонировались вместе с картинами Венецианова на выставках ИАХ и Общества поощрения художников. Живописец способствовал и освобождению от крепостной зависимости некоторых из них, хлопотал о принятии наиболее талантливых в ИАХ. Благодаря Венецианову проявился и гениальный талант Г. В. Сороки, первое упоминание о котором относится к 1842 г. Судьба крепостного художника оказалась трагичной: Венецианову так и не удалось уговорить его владельца и своего приятеля, Н. П. Милюкова, отпустить юношу на волю.
Несколько раз Венецианов предпринимал попытки стать преподавателем в ИАХ, в новом Московском училище живописи и ваяния. В 1824 г. ему была задана программа – изобразить заново отделанный натурный класс для получения звания советника живописи, но, кроме нескольких представляющих интерес эскизов-вариантов, художник не смог исполнить эту работу – отчасти из-за творческих затруднений в связи с требованием рисовать «по правилам», отчасти из-за семейных обстоятельств.
Благодаря творчеству Венецианова и его учеников народная жизнь стала важной темой в русском искусстве, предвосхищая демократическую жанровую живопись 2-й половины 19 в. Заданная венециановцами мера серьёзности, простоты и художественного вкуса является не предметом подражания, а эталоном постановки творческих задач при обращении к «простым предметам русским».
* * *
В 1830 г. Венецианов удостоен звания живописца Его Императорского Величества с жалованием 3 тыс. рублей в год и ордена Святого Владимира 4-й степени.
Жена Венецианова – Марфа Афанасьевна Венецианова (урождённая Азарьева; 1780–1831). Дочери: Александра (1816–1882), художница, автор «Записок об отце»; Фелицата (1818–1897), завещала часть своего состояния Академии художеств на учреждение стипендии имени своего отца.
Похоронен в селе Дубровское Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне село Венецианово Вышневолоцкого района Тверской области).
В 1980 г., к 200-летию со дня рождения А. Г. Венецианова, в Вышнем Волочке, на улице Ваньчакова, установлен памятник художнику (скульптор О. К. Комов, архитектор Н. И. Комова). Имя Венецианова с 1980 г. носит Тверское художественное училище (ныне Тверской художественный колледж).
История изучения творчества
Во 2-й половине 19 в., с утверждением идей критического реализма, творчество Венецианова воспринималось как утратившее свою актуальность. Личность и судьба мастера вновь стала предметом внимания художественной критики начиная со статей, появившихся в кругу деятелей объединения «Мир искусства». Публикации А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангеля и других исследователей заложили основу осмысления его творчества как сильного и самобытного явления. Не только художественное наследие, но и просветительская деятельность Венецианова получила заслуженную оценку как крайне важный опыт приобщения к искусству представителей низших сословий, что оказывало влияние на художественные процессы того времени. Трудами исследователей сформировалась обширная библиография о Венецианове и его школе, где особого внимания заслуживают книги А. Н. Савинова, Г. В. Смирнова, Т. В. Алексеевой, З. И. Фомичёвой, К. В. Михайловой, А. В. Корниловой. Свой вклад вносят изыскания краеведов Тверской области.
Менялись оценки и суждения об искусстве Венецианова и венециановцев, в зеркале их творчества каждая последующая эпоха находила отражение актуальных для текущего момента или исследовательской концепции качеств. Если в советское время педалировалась демократическая составляющая искусства Венецианова, «непредвзятость и честность» передачи реального мира, то в 21 в. предпринимаются попытки найти эзотерические (оккультные) коннотации и связь с масонской символикой в трактовке художником крестьянской темы (Михайлин. 2018. С. 100).
Выставки 1911, 1980 и 2021 гг., сопровождавшиеся каталогами к ним, отразили уровень знаний о художнике, результаты научных исследований и эволюцию историко-культурных концепций в осмыслении феномена личности и творчества мастера.