Орловский Александр Осипович
Орло́вский Алекса́ндр О́сипович (Aleksander Orłowski) [9.3.1777, Варшава – 1(13).3.1832, Санкт-Петербург], польский и российский живописец и график, академик петербургской Академии художеств (1809).
Учился в Варшаве у художника-баталиста Ж.-П. Норблен де ла Гурдена (1790-е гг.), сформировавшего интерес Орловского к романтической тематике, также у М. Баччарелли (1793), гравёра Б. де Фолино, миниатюриста В. Ф. Лессёра. В ранний период исполнил ряд острохарактерных жанровых зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795–1796, Национальный музей, Варшава), портретов, сцен Польского восстания 1794 г.
В 1802 г. Орловский по приглашению великого князя Константина Павловича прибыл в Санкт-Петербург, где исполнил серию рисунков и акварелей для мундиров императорского батальона милиции и гвардейских полков (опубликована в виде гравюр в 1808). Жил в Санкт-Петербурге; путешествовал по Кавказу, Киргизии, Башкирии; посетил Персию (1816–1819). С 1819 г. рисовальщик в Топографическом отделе Главного штаба.
В России Орловский создал многочисленные, отмеченные живописностью исполнения батальные и жанровые сцены, романтизированные изображения всадников и воинов («Бивуак казаков», 1809, Русский музей; «Польский всадник», 1809, Третьяковская галерея; «Привал арестантов», 1815, ГРМ; «Всадники-турки», 1819; «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829, оба – ГТГ, и др.), пейзажи («Морской вид ночью», тушь, белила, 1809, ГРМ; «Зима», «Лето», оба 1825, ГТГ), зарисовки представителей военных полков и народностей России («Черкес», 1807; «Башкир», 1808, оба – ГРМ), городских типов. Героической приподнятостью отличаются его образы участников Отечественной войны 1812 г. (Д. Давыдов, 1812 или 1814, ГРМ; М. И. Платов, акварель, 1812–1813, Исторический музей, Москва).
Мастер графического портрета (Ч. Камерон, уголь, сангина, мел, 1809, ГРМ; автопортреты и др.). Один из основоположников шаржа (на Ш.-Л. Дидло, около 1810, Музей изобразительных искусств, Москва; Дж. Кваренги, 1811, ГРМ) и политической карикатуры в русской графике.
Одним из первых в России обратился к технике литографии (с 1816; всего около 150), в том числе исполнил иллюстрации к книге «Путешествие в Персию» Г. Друвиля (1819), многофигурные композиции.