Сангина
Санги́на (франц. sanguine, от лат. sanguineus – кроваво-красный; красный мел), мелки различных красно-коричневых тонов и техника рисования ими.
Натуральная сангина – добываемый в горных выработках природный красный мел – аргиллитоподобная порода, содержащая в составе глинистые минералы и гематит, ломающаяся на плитки, использовалась до конца 18 – начала 19 вв. Современная (искусственная) сангина состоит из каолина (белой глины) и оксидов железа с добавлением клеящих веществ. Наиболее часто употребляется сангина тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному, однако оттенки могут варьироваться в пределах оранжевого, фиолетово-бордового, коричневого, бежевого тонов (в зависимости от места добычи материала).
Используется для подготовительных штудий, эскизов, этюдов, а также для законченных рисунков. Плотно ложится на бумагу, формирует как тонкие, так и широкие бархатистые штрихи с рыхлыми краями. Во время работы её можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, легко удалять неудачные линии, помимо штриховки, варьировать фактуру приёмами растушёвки и размывки. Рисунки сангиной обычно очень живописны, особенно в сочетании с итальянским карандашом (чёрным мелом) и белым мелом, как в работах Ф. Клуэ, Ф. Цуккари, П. П. Рубенса и др., или на тонированном фоне. Материал идеально подходит для моделирования поверхностей карнации. Начиная с 17 в. художники использовали способность сангины легко переноситься с поверхности на поверхность: мастера делали зеркальные отпечатки для перевода подготовительного рисунка с бумаги на холст или для производства копий. В отличие от чёрного мела и угля, сангина не требует фиксации.
Как красящий минерал сангина была известна уже в эпоху палеолита (пещера Ласко и др.) и комбинировалась с углём и охрами, а также имела хождение в Древнем Египте и в эпоху Античности; в Европе сангина как красящее вещество использовалась вплоть до конца 16 в. Итальянский художник Ч. Ченнини в «Книге об искусстве» (около 1400) описывал применение пигмента во фресковой живописи, французский гуманист Ж. Лебег в «Книге рецептов красок и живописи» (1431) впервые обозначил материал как «красный мел».
Техника рисунка сангиной практиковалась с эпохи Возрождения: первые листы принадлежат Леонардо да Винчи и датируются концом 15 в. В 16 в. техника обрела популярность среди художников Италии (Рафаэль, Микеланджело, А. дель Сарто, Пармиджанино и др.) и Франции (школа Фонтенбло). Распространившись в Европе в 17–18 вв., особенно широко применялась в рисунках с натуры (Х. Гольциус, Дж. Л. Бернини, Рубенс, Рембрандт, А. Ватто, Ж.-О. Фрагонар, Ж. С. Шарден, И. Г. Фюсли и др.). Рост стилистического индивидуализма привёл мастеров 19–20 вв. к поискам различных оригинальных приёмов работы с сангиной в эскизах, набросках и в законченных произведениях (Э. Делакруа, Х. фон Маре, М. Дени, А. де Тулуз-Лотрек, П. Пикассо и др.). В России к технике сангины обращались А. П. Лосенко, А. А. Иванов, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, В. А. Серов, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев и др. Широкий спектр цветовых оттенков и возможность разнообразных технических приёмов делает сангину привлекательной и для современных рисовальщиков.
Изучение особенностей техники, способов работы сангиной художниками даёт возможность современным реставраторам и историкам искусства воссоздать этапы работы над произведением и выявить особенности стиля мастера (Brahms I. Red Chalk Drawings. Sources, Techniques and Styles, c. 1500–1800. Florence, Italy, September 18–19, 2019).