Констебл Джон
Ко́нстебл Джон (Джон Констебль; John Constable) (11.6.1776, Ист-Бергхолт, графство Суффолк – 31.3.1837, Лондон), английский живописец.
Сын преуспевающего торговца зерном; после окончания школы работал на семейном предприятии, отдавая свободное время этюдам природы Суффолка. Позднее писал, что родные места «сделали его живописцем» (Constable J. Letter to Rev. Fisher, Oct. 23, 1821. Цитируется по: Leslie Ch. R. Memoirs of the Life of John Constable, Esq., R. A. London, 1845. P. 93). В 1799 г. поступил вольнослушателем в Королевскую академию художеств в Лондоне. Посещая натурные и анатомические классы, уделял много времени копированию работ старых мастеров (К. Лоррена, П. П. Рубенса, Аннибале Карраччи, Я. ван Рёйсдала и др.). Проучившись три года, Констебл впервые выставил в Королевской академии художеств свою работу, которая осталась незамеченной. Несмотря на нужду, он отверг предложенную ему должность учителя рисования в военном колледже и сосредоточился на пейзажной живописи, хотя в начале карьеры ему часто приходилось ради заработка писать портреты и плохо ему удававшиеся религиозные композиции.
Крупнейший мастер романтического пейзажа, Констебл считал задачей пейзажиста правдивую передачу природы со всеми её нюансами; был убеждён, что наилучших успехов художник может достичь тогда, когда пишет местность, которую хорошо знает и любит. Условности пейзажной живописи своих современников он противопоставил стремление к искренности и простоте, что привело его к выбору подчёркнуто «заурядных» мотивов. Отказавшись от классических формул построения пейзажа, искал новые композиционные приёмы и колористические гармонии, экспериментировал с фактурой. Делая наброски и этюды с натуры, он к 1810 г. выработал собственную манеру передачи природы (этюды «Флэтфордская мельница с запруды на реке Стур», 1811, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В 1811 г. Констебл выставил в Королевской академии художеств свой первый большой пейзаж «Дедхемская долина: Утро» (частное собрание, Суффолк), после этого регулярно участвовал в выставках, которые редко приносили ему успех. Ранние работы отмечены необыкновенной свежестью, отчасти достигаемой с помощью холодного колорита («Парк Вайвенхоу», 1816, Национальная галерея искусства, Вашингтон), резко противоречившего предъявляемому в то время к живописи требованию «благородного колорита старых мастеров», который в действительности был следствием потемнения лака.
После женитьбы в 1816 г. Констебл поселился в лондонском пригороде Хемпстед, откуда выезжал на лето в Суффолк, Солсбери и Брайтон. В 1818–1829 гг. создал серию крупных «шестифутовых» полотен, в которых неброский мотив героизировался за счёт масштаба, свойственного произведениям «высоких жанров». Стремясь соединить натурализм с целостным выражением художественной идеи, свободным от всего случайного, он прибёг к необычному методу работы: на основании предварительных этюдов и набросков он делал эскиз маслом в полный размер будущей картины. Свободно и обобщённо написанные, эти эскизы уже в конце 19 в. стали цениться больше, чем детально прописанные законченные выставочные композиции. Констебл также нашёл способ сделать поверхность своих работ мерцающей: на выступающие точки пастозных мазков нижнего живописного слоя он наносил мелкие мазки чистого белого цвета, которые критически настроенные современники называли «снежинками» или «мыльными стружками». Первая картина серии – «Белая лошадь» (1818–1819, собрание Фрик, Нью-Йорк) – принесла ему звание ассоциированного члена Королевской академии. Две следующие – «Повозка с сеном» (1821, Национальная галерея, Лондон) и «Вид на реку Стур вблизи Дедхема» (1822, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) – были приобретены парижским арт-дилером Дж. Арроусмитом, выставившим их в парижском Салоне 1824 г., где они произвели сильное впечатление на французских художников, включая Э. Делакруа. За последующие два года Констебл продал во Франции около 20 картин – примерно столько же, сколько ему удалось за всю жизнь продать в Великобритании.
В работах «Собор в Солсбери из сада епископа» (1823, Музей Виктории и Альберта), «Прыгающая лошадь» (1825, Королевская академия художеств, Лондон), «Дедхемская долина» (1828, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) художник как бы распахивает картинное пространство навстречу зрителю, отказываясь от проработанного первого плана, и, следуя примеру голландских живописцев 17 в., уделяет особое внимание передаче световоздушной среды и изображению неба. В 1820–1824 гг. Констебл разрабатывает мотив облаков в многочисленных акварельных этюдах, на обороте которых отмечены дата, время суток и погода, включая направление ветра.
После смерти жены в 1828 г. художник до конца жизни почти не выходил из состояния меланхолии и тревоги. Его поздние пейзажи («Замок Хэдли», около 1829, Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен; «Вид с лугов на собор в Солсбери», 1831, Галерея Тейт, Лондон; «Открытие моста Ватерлоо», 1832, галерея Тейт, Лондон) отмечены драматизмом, создаваемым отчасти световыми эффектами. Необычайной светоносностью обладают и акварели этого периода, включая знаменитый «Вид Стонхенджа» (1835, Музей Виктории и Альберта). В 1829 г. Констебла избирают в Королевскую академию, в 1831 г. приглашают преподавать. В 1833–1836 гг. он прочёл лекции о пейзажной живописи, в которых подвёл итог многолетним размышлениям и отдал дань наступлению эпохи позитивизма: «Живопись есть наука, и её следует рассматривать как изучение законов природы. В таком случае позволительно считать пейзажную живопись частью натурфилософии, а картины – опытами» (Constable J. Forth lecture at the Royal Institution. 1836. Цитируется по: Leslie Ch. R. Memoirs of the Life of John Constable, Esq., R. A. London, 1845. P. 355).
Посмертно признанный, наряду с У. Тёрнером, величайшим пейзажистом Великобритании, Констебл оказал значительное влияние на художников барбизонской школы и импрессионизма.