Рафаэль
Рафаэ́ль [Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] (28.3 или 6.4.1483, Урбино – 6.4.1520, Рим), итальянский живописец, рисовальщик и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения.
Родился в семье Джованни Санти (около 1435 – 1494) – живописца и поэта при дворе герцога Урбинского. В 1500 г. Рафаэль переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино, также сотрудничал с Б. Пинтуриккьо (по поручению которого создавал рисунки к росписям в Библиотеке Пикколомини в соборе Сиены) и Л. Синьорелли. Ранние произведения Рафаэля отмечены чертами умбрийской школы (алтарные картины «Распятие с предстоящими», около 1502–1503, Национальная галерея, Лондон; «Мадонна Конестабиле», около 1504, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Обручение Богоматери», 1504, Пинакотека Брера, Милан; «Мадонна Ансидеи», 1505, Национальная галерея, Лондон; «Алтарь Колонна», 1504–1505, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и утончённостью, характерной для придворного искусства («Сон рыцаря», около 1504, Национальная галерея, Лондон; «Три грации», около 1504–1505, Музей Конде, Шантийи; «Святой Георгий и дракон», около 1506, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Битва Святого Георгия с драконом», 1503–1505, Лувр, Париж).
В 1504–1508 гг. Рафаэль жил и работал во Флоренции, где воспринял влияния мастеров Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело, а также флорентийской скульптуры 15 в. В его произведениях появились пирамидальные композиции, сфумато, больше внимания уделено светотеневой моделировке объёмов, эмоциональным характеристикам персонажей и их динамическому взаимодействию друг с другом: «Дама с единорогом» (около 1505–1506, галерея Боргезе, Рим), «Мадонна с гвозди́ками» (около 1506–1507, Национальная галерея, Лондон), «Мадонна Грандука» (около 1506–1507, Палаццо Питти, Флоренция), «Мадонна на лугу» (1505/1506, Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»; около 1507, Лувр), портреты Аньоло и Маддалены Дони (оба около 1504–1507, Уффици, Флоренция). Гипертрофированным драматизмом отличается сцена «Положение во гроб» (1507, галерея Боргезе).
В 1508 г. благодаря протекции Д. Браманте Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где создал своё главное творение – росписи парадных покоев – станц Ватиканского дворца. Иконографическая программа этих росписей была нацелена на прославление Католической церкви и папы Римского. В Станце делла-Сеньятура (1508–1511), служившей личной библиотекой Юлия II, представлены три сферы человеческого духа: Истина в сценах, представляющих теологию («Диспута», или «Церковь земная и небесная») и философию («Афинская школа»), Благо в изображении «Мудрости, Меры и Силы» с примерами из истории светского и церковного права и Красота в сцене «Парнас», а также аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены на плафоне.
В Станце д’Элиодоро (1512–1514), предназначавшейся для папских аудиенций, помещены сцены чудесного и спасительного вмешательства Бога в дела церкви («Изгнание Элиодора из храма», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Росписи Станцы дель-Инчендио (1514–1517) демонстрируют верховную роль папства и его непреходящее значение (сцены «Пожар в Борго», «Коронование Карла Великого», «Битва при Остии», «Оправдание Льва III»). Последняя из станц, т. н. Зал Константина, расписывалась мастерской Рафаэля по его рисункам после смерти художника. По мере продвижения работ от станцы к станце стиль Рафаэля стремительно эволюционировал. В первой из них представлены многолюдные торжественные сцены, композиции которых отличаются тектонической ясностью и уравновешенностью; они монументальны, полны гармонии и проникнуты античным духом. Рафаэлю удалось блестяще связать изображённое пространство с реальным. Эти фрески стали своего рода камертоном стиля Высокого Возрождения. Под влиянием росписей плафона Сикстинской капеллы, созданных Микеланджело в 1508–1512 гг., в Станце д’Элиодоро драматизм, который проявился в динамике всего композиционного строя, освещения и отдельных фигур, начал разрушать классическую гармонию, утвердившуюся в Станце делла-Сеньятура. В росписях Станцы дель-Инчендио эта гармония окончательно уступила место гипертрофированной динамике и экспрессии: композиции утратили былую ясность, цвет – натуроподобие, исказились пропорции фигур. Эти приёмы стали одним из источников вдохновения для мастеров маньеризма.
Метод работы Рафаэля основан на широком использовании подготовительных рисунков: композиционных эскизов, набросков для отдельных фигур и их групп, которые в итоге объединялись в полномасштабный картон. Тщательно проработанные картоны Рафаэля – выдающиеся произведения монументального рисунка (картон к сцене «Афинская школа», 1509–1510, Пинакотека Амброзиана, Милан). Рафаэлем и его мастерской были также выполнены картоны к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (итальянский карандаш, уголь, темпера, 1515–1516, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). Подобный метод позволял Рафаэлю эффективно организовать свою большую мастерскую, необходимость в которой была вызвана обилием заказов, передоверяя значительную часть работы ассистентам, в число которых входили Б. Перуцци, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо, Дж. да Удине, Раффаэллино дель Колле; главным помощником мастера был Джулио Романо. Мастерская работала вместе с Рафаэлем как на стадии графической разработки замысла, так и на этапе его воплощения в монументальной живописи. Степень вовлечённости ассистентов в процесс создания работ увеличивалась с течением времени, в то время как сам Рафаэль всё больше отстранялся от непосредственного участия в выполнении росписей: на Вилле Фарнезина в Риме («Лоджия Психеи», 1514–1518, самому Рафаэлю приписывается сцена «Триумф Галатеи», около 1512 или 1514), в Лоджиях Ватикана (фрески и лепнина из стукко, 1519), в «стуфетте» (ванной комнате) и «лоджетте» кардинала Бернардо Довици Биббиены в Ватикане (1516).
В алтарных образах римского периода («Мадонна Альба», около 1510, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511–1512, Ватиканская пинакотека; «Мадонна с рыбой», 1513–1514, Прадо, Мадрид; «Мадонна в кресле», около 1513–1514, Палаццо Питти; «Сикстинская Мадонна», около 1513, Дрезденская картинная галерея; «Преображение», 1516–1520, Ватиканская пинакотека, закончено Джулио Романо) Рафаэль трансформировал традиционные композиции в сцены, полные драматизма и динамики.
Тогда же достиг зрелости талант Рафаэля-портретиста; опираясь на новую портретную концепцию, представленную Леонардо да Винчи, он наделял свои модели характером, создавал образ на основе их внешности, используя изысканные аксессуары и драматическую игру светотени: портреты папы Юлия II (около 1511–1512, Национальная галерея, Лондон; Уффици), «Женщина в покрывале» («Донна велата», 1512–1515, Палаццо Питти), портреты Б. Кастильоне (около 1514–1515, Лувр), папы Льва Х («Портрет Льва Х с кардиналами Дж. де Медичи и Луиджи де Росси», 1518, Уффици).
В Риме Рафаэль познакомился с античными памятниками, принимал участие в раскопках, а в 1515 г. получил должность главного хранителя древностей. Бережное отношение к античному прошлому Рима нашло отражение в письме Рафаэля папе Льву X. Выступал также практикующим архитектором. После смерти Браманте в 1514 г. возглавил строительство собора Святого Петра, которое вёл по собственному базиликальному плану, достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В Риме по проектам Рафаэля возведены центрические в плане и перекрытые куполом церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (около 1515, перестроена) и капелла Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (начата в 1512–1513; в интерьере – мраморная облицовка пола и стен, мозаики, живопись и декоративная скульптура; насыщенная пластика и полихромия капеллы воссоздают великолепие античных построек и предвосхищают интерьеры барокко). Вслед за Браманте Рафаэль развил тип городского римского палаццо с ордерной декорацией и мощной пластикой фасада (Палаццо Бранконио-дель-Аквила, около 1518, не сохранилось); по проекту Рафаэля во Флоренции возводилось Палаццо Пандольфини (с около 1516, архитектор Джанфранческо да Сангалло). Важнейшим, но лишь частично осуществлённым архитектурным замыслом Рафаэля стала Вилла Мадама в Риме (совместно с А. да Сангалло Младшим; строительство начато в 1518, не окончено), предполагавшая воссоздание античной виллы со сложным симметричным планом, включающим в себя помещения различной формы и назначения: круглый центральный двор, термы, театр, нимфей, а также огромный террасный парк и полихромный стукковый декор интерьеров по образцу античных гротесков.
Автор сонетов в духе петраркизма (около 1508–1509; русский перевод см. Махов, 2011). Пять из них сохранились на набросках к фреске «Диспута» (Ашмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд; Британский музей, Лондон; Альбертина, Вена; Музей Фабра, Монпелье).
Один из наиболее крупных художников в европейском искусстве, Рафаэль повлиял на творчество мастеров маньеризма, барокко, классицизма, академизма и романтизма.