Живописцы

Сомов Константин Андреевич

Со́мов Константи́н Андре́евич [18(30).11.1869, Санкт-Петербург – 6.5.1939, Париж], российский живописец и график, академик (1913). Сын .

Учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1888–1897) у , , , (с 1894); в 1897–1898 гг. посещал в Париже. В юности познакомился с , и , позднее – с , и ; стал одним из основателей объединения и одноимённого журнала. Экспонент многих выставок, в том числе (1903–1910), венского (1901, 1904, 1905) и берлинского (1902, 1906, 1909) .Константин Сомов. Дама в голубом (Портрет Елисаветы Михайловны Мартыновой). 1897–1900Константин Сомов. Дама в голубом (Портрет Елисаветы Михайловны Мартыновой). 1897–1900. Государственная Третьяковская галерея.

Испытав влияние графиков европейского (, и др.), также французского , Сомов во многом определил формирование «мирискуснического» ретроспективизма, проникнутого рефлексией и иронией, основанного на стилизации и гротеске. В камерных произведениях на темы из дворянского быта 18 – начала 19 вв., по мотивам , на эротические сюжеты («Прогулка после дождя», акварель, карандаш, 1896, , Санкт-Петербург; «Эхо прошедшего времени», акварель, гуашь, 1903, , Москва; «Осмеянный поцелуй», 1908, Русский музей; «Арлекин и дама», акварель, гуашь, 1912, Третьяковская галерея, и др.) Сомов создавал особый вымышленный мир, населённый кукольно-стаффажными персонажами, ирреальность которых нередко оттеняется пейзажным окружением либо необычными эффектами освещения (радуга, фейерверк). Некоторые из его «чистых пейзажей», исполненные в окрестностях Санкт-Петербурга и в , близки своим тонким лиризмом работам .

В портретных работах Сомова [А. И. Сомов (1897), (1901, оба в Русском музее), (карандаш, гуашь, 1907), Е. Е. Лансере (карандаш, белила, 1907), (акварель, гуашь, 1909), (карандаш, сангина, 1910; все – в Третьяковской галерее), (1925, Русский музей) и др.] точность характеристики модели иногда сочетается с типичной для модерна идеей портрета-маски [«Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой, 1897–1900, Третьяковская галерея)]. Живописи Сомова присущи тяготение к акцентировке цветовых тонов, линеарность и плоскостность, декоративно-орнаментальное решение композиции, а его графике – рафинированная отточенность манеры [работы для журналов , , , Jugend; иллюстрации к поэме «Граф Нулин» (1899), «Петербургским повестям» (1901), «Книге маркизы» Ф. Блей (издано в 1908, полный вариант – 1918); обложки для различных изданий, ]. Автор нескольких моделей фарфоровых статуэток («Дама, снимающая маску», 1906, и др.), эскиза занавеса для в Москве (1913).

Константин Сомов. Письмо. 1896Константин Сомов. Письмо. 1896. Государственная Третьяковская галерея.

Преподавал в Петрограде – в художественной школе Е. Н. Званцевой (1915–1918), (СХУМ) (1918, профессор).

В декабре 1923 г. Сомов выехал в Нью-Йорк для организации Выставки русского искусства; с мая 1925 г. жил во Франции (в Париже и в Нормандии). Продолжал работать в излюбленных им жанрах станковой живописи и графики, иллюстрировал романы «Манон Леско» (1926), «Дафнис и Хлоя» (1930).

Редакция искусства и архитектуры
  • Графики России
  • Живописцы России
  • Искусство эпохи модерна
  • Художники объединения «Мир искусства»