Смит Кики
Смит Ки́ки, Кьяра Ланир Смит (Kiki Smith; Chiara Lanier Smith) (род. 18.1.1954, Нюрнберг, Германия), американский скульптор, гравёр, автор инсталляций.
Дочь скульптора Тони Смита и оперной певицы и актрисы Джейн Лоуренс (1915–2005), сестра фотографа, автора инсталляций Сетон Смит (род. 1955) и актрисы Беатрис Смит (1955–1988). В 1955 г. с семьёй переехала в Саут-Ориндж в штате Нью-Джерси. Ещё ребёнком помогала отцу делать модели скульптур из картона, позже училась в гравюрной, переплётной и других мастерских, в художественном училище в Хартфорде в штате Коннектикут (1974–1975), но систематического профессионального образования не получила. С 1976 г. живёт в Нью-Йорке. В конце 1970-х гг. присоединилась к художественной группе Colab (Collaborative Projects, Inc.), занимавшейся популяризацией современного искусства с помощью выставок вне коммерческих галерей. Смит испытала влияние художниц Ф. Кало, Е. Гессе, Л. Буржуа, Л. Бонтекью, Н. Сперо. Для её творчества важны тема телесности и смертности человека, в том числе в трактовке католицизма, в русле которого она была воспитана: тело, его функции, красота и уродство, а также связанные с ним культурные табу. Её работы традиционно рассматриваются в рамках феминистского искусства и «искусства отвратительного» (abject art).
Известность Смит принесла медиаинсталляция на тему домашнего насилия над женщинами «Жизнь хочет жить» (1982), включавшая изображения травм средствами компьютерной томографии, рентгенографии и т. д., а также реальные газетные заголовки об убийствах женщинами своих партнёров-насильников. «Рука в банке» (1983; резиновая кисть руки, покрывшаяся водорослями, в наполненной водой стеклянной банке), став реакцией Смит на смерть отца, поднимает не только тему мортальности, но и продолжения жизни, живого и мёртвого, паразитирования и даже «воскресения». Эта работа стала первым из разнообразных изображений частей тела и внутренних органов человека: серия гравюр «Владение имуществом – это 9/10 права на него» (1985), «Рёбра» (1987, терракота, краска, хлопчатобумажные нитки; Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Матка» (1986, бронза; открывается как шкатулка), «От сердца к руке» (1989, скульптура из бумаги, раскрашенная тушью; Институт современного искусства, Бостон), «Маленькая гора» (1993–1996, литое стекло; слепок женской груди; Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Смит изучала при этом анатомический атлас, подаренный ей ещё отцом, а в 1985 г. училась на курсах фельдшеров скорой медицинской помощи: для неё устройство организма и его физиология передают витальность и уязвимость человека, а репродуктивная система, аспекты деторождения и т. д. – сексуальность и гендер («Молочная железа», 1988, гипс, нитки; «Щит», 1988, гипсовый слепок живота беременной женщины; «Без названия», 1989–1990, 230 сперматозоидов из хрусталя на чёрном резиновом основании). Тело выступает метафорой человеческих страстей и страданий. Объектами творчества выступают также «биологические жидкости» («Без названия», 12 посеребрённых стеклянных бутылей с названиями разных выделений готическим шрифтом: «Слюна», «Слизь», «Молоко», «Желчь» и т. д., 1987–1990, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эпидемия СПИД 1980-х – начала 1990-х гг. в США, жертвами которой в итоге стали её младшая сестра Беатрис, некоторые друзья и коллеги, отражена в «Игровом времени» (1986, 12 стеклянных банок с кровью на полке с надписью «В человеческом теле содержится примерно 12 пинт крови»).
С 1990-х гг. Смит создаёт полноростовые фигуры, напоминающие об искусстве поздней готики: «Без названия» (бессильно обмякшие мужская и женская фигуры из воска, 1990, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Дева Мария» (лишённая кожи женская фигура; 1992, воск), «Мария Магдалина» (1994, бронза), «Лилит» (1994, бронза) и т. д. Смит обращается к литографии, сюжетом для которой сначала становится её тело («Без названия», 1990; в основе – отпечаток её волос, лица, шеи), к другим видам гравюры, создаёт книги художника. Для её творческого метода характерно воплощение определённого сюжета сначала в гравюре, а затем – в трёхмерном варианте.
С середины 1990-х гг. Смит, обеспокоенная угрозой вымирания видов, обращается к образам животных, используя их вместе с тем как метафору человеческих переживаний: мёртвые «Джерсийские вороны» (1995, бронза, Музей искусства округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес; произведение основано на игре слов: англ. murder означает «убийство» и «стая ворон»), серия гравюр «Белые млекопитающие» (1998; полярные звери в летнем, тёмном окрасе). Мотивы сказок и мифов, сюжеты о животных (чаще всего о волках и оленях) и человеке разрабатываются с конца 1990-х гг.: «Дочь» (фигура в накидке, как у главной героини сказки «Красная шапочка», и с поросшим шерстью лицом; 1999, бумага, ткань, волосы и др.), «Рождённая» (фигура взрослой женщины, рождающейся у самки оленя; 2002, бронза), серия статуэток на тему мифа об Ио (2005, окрашенный бронзовой краской фарфор). С 2010-х гг. эти темы воплощаются в шпалерах: «Небо» (2012), «Молельное собрание» (2014) и др.
Смит также занимается фотоискусством.
Член Американской академии искусств и литературы (2005), Американской академии искусств и наук (2012), почётный член Королевской академии художеств в Лондоне (2017).