Голицын Илларион Владимирович
Голи́цын Илларио́н Влади́мирович (20.5.1928, Москва – 14.3.2007, там же), российский график, живописец, заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник РФ (1998). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1987), действительный член (1997) и член президиума Российской академии художеств (2002). Причисляется к направлению «тихая графика».
Из рода князей Голицыных. Правнук московского губернатора и городского головы князя Владимира Михайловича Голицына (1847–1932). Сын графика, иллюстратора, автора настольных игр Владимира Михайловича Голицына (1901/1902 – 1943) и Елены Петровны, урождённой графини Шереметевой (1904–1992), внучки графа Сергея Дмитриевича Шереметева. В 1929 г. семью Голицыных, лишённых в это время избирательных прав, выслали из Москвы. Семья нашла пристанище в районе станции Хлебниково Савёловской железной дороги; в 1931 г. переехала в подмосковный г. Дмитров.
Своим первым учителем И. В. Голицын считал отца, арестованного в последний раз в октябре 1941 г. и умершего в исправительно-трудовой колонии в Свияжске. Большое влияние на начинающего художника оказал также живописец П. Д. Корин, близкий друг В. М. Голицына.
Летом 1949 г. И. В. Голицын впервые оказался в «Красном доме» в посёлке Новогиреево (ныне Новогиреевская улица, 7 в Москве) в гостях у графика, педагога и теоретика искусства В. А. Фаворского и скульптора, графика и реформатора театра кукол И. С. Ефимова.
В 1946–1953 гг. Голицын учился в Московском высшем художественно-промышленном училище на отделении художественной обработки дерева. В 1953 г. принят на работу в архитектурно-художественное бюро при Министерстве судостроения СССР, где проектировал интерьеры дизель-электроходов «Ленин» и «Советский Союз», строившихся на Сормовском судостроительном заводе в г. Горький (ныне завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде).
Впервые показал свои работы (живопись) на 2-й молодёжной выставке Московской организации Союза советских художников (МОССХ) [с 1959 Московское отделение Союза художников РСФСР (МОСХ)] в 1956 г. Начал заниматься линогравюрой. В 1957 г. участвовал в 3-й молодёжной выставке МОССХ в выставочном зале Союза художников на улице Кузнецкий Мост с серией линогравюр «Будни пригорода». Все 11 листов, входящих в серию, отмечены желанием увидеть жизнь вокруг себя непредвзято, в её обыденности, и отличаются разнообразием пластических задач. В 1958 г. за гравюру «На балконе» из этой серии получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Вене.
В 1957 г. покинул бюро при Министерстве судостроения и поступил печатником в офортную мастерскую МОССХ имени И. И. Нивинского на 2-й Мещанской улице (в бывшей мастерской И. И. Нивинского; ныне улица Гиляровского). Изучал технику офорта. Обучался у Е. С. Тейса, ученика П. В. Митурича, учился приёмам станковой гравюры также и у В. А. Фаворского.
Стремясь к лаконизму, обобщая формы, укрупняя масштаб, молодой график находил в гравюре собственный язык, отличавшийся строгостью, простотой, лиризмом. Многие работы Голицына стали классикой отечественной графики.
Голицын работал почти исключительно в жанре станковой гравюры, сюжетами которой становились окружающий его быт, городские пейзажи, портреты и др. Работы в технике линогравюры и ксилографии И. В. Голицына 1950-х гг. поэтически воплотили дух «оттепели». Листы из серии «Будни пригорода» (1955–1957; «В ожидании поезда», «Маруся-почтальон», «Выходя из электрички»; воспроизведены в том числе в журнале Союза художников ГДР Bildende Kunst, 1957, № 10) – образцы умеренного сурового стиля. По рекомендации Корина и Фаворского в 1957 г. Голицын вступил в графическую секцию МОССХ.
В 1959 г. познакомился с В. С. Чернецовым, главным художником журнала «Вокруг света». До 1972 г. выполнял для этого журнала иллюстрации к фантастическим и детективным повестям современных писателей [«Погоня» Ж. Сименона, № 1–2 (1968); «Разумное животное» Р. Мерля, № 8–10 (1968); «Планерята» У. Гвина, № 2 (1969); и др.]
В 1961 г. избран в правление МОСХ и включён в комиссию по работе с молодыми художниками.
Был близок к группе «Девять» («Девятка»), возникшей в конце 1950-х гг. в среде Союза художников и ставшей «первой ласточкой» обновления советского искусства; её членами в разные годы были Н. И. Андронов, М. Ф. Никонов, Л. Л. Берлин, Б. Г. Биргер, В. Г. Вейсберг, К. А. Мордовин, Н. А. Егоршина, М. В. Фаворская. И. В. Голицын выполнил групповой портрет «Девятки» (1962) в технике линогравюры, изобразив себя за мольбертом.
С 1962 г. жил в «Красном доме», влившись в клан художников-единомышленников. Широкую известность приобрела его линогравюра «Утро у Фаворского» (1963).
Включён в 1962 г. в художественный совет по эстампу Комбината графических искусств МОСХ, в том же году его первая персональная выставка прошла в редакции журнала «Юность». В декабре 1962 г. участвовал в выставке «30 лет МОСХ» в Манеже и в последовавших за ней встречах Н. С. Хрущёва с интеллигенцией в Доме приёмов ЦК КПСС на Ленинских горах (17 декабря 1962) и в Свердловском зале в здании Сената в Московском Кремле (7 марта 1963); в Кремле Голицын выступил в защиту поэта А. А. Вознесенского.
За гравюру «В мастерской скульптора» («Осень»; 1968) награждён золотой медалью на Биеннале графики в Кракове в 1970 г.
Голицын обладал редкой для художника особенностью не останавливаться на достигнутом в освоенной уже технике, не применять долго один и тот же удачный приём. Отход от работы в технике гравюры и обращение к акварели, живописи и скульптуре имели веские внутренние причины, связанные с обретением нового видения, новых смысла и целей творчества. Поэтому в 1970-х гг. гравюру в творчестве Голицына вытеснили другие техники: карандашный рисунок, масляная живопись, акварель. Он обращался к скульптуре из известняка («старицкого мрамора»; «Похищение Европы», 1980, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник считал: «На равных началах разные техники, взаимообогащаясь, помогают друг другу и художнику быть в движении» (Илларион Голицын. 2013. С. 128).
В 1980-х – 1990-х гг. создавал живописные и акварельные работы, где передал медленное течение времени, изобразил тихий, замкнутый мир семьи, портреты предков в комнатах, осень за окнами, домашние занятия, детские праздники, воспоминания. Искусствовед Г. Г. Поспелов определил «ностальгически-родовую тематику Голицына» как идиллию – «согласие, отсутствие внутренней драмы» (цит. по: Илларион Голицын. 2013. С. 59).
Особое место в творчестве Голицына занимал портретный жанр, нашедший воплощение в разных материалах: «В. А. Фаворский гравирует "Маленькие трагедии" Пушкина» (линогравюра, 1961), «Утро у Фаворского» (линогравюра, 1963), «Катя и Ваня» (линогравюра, 1970), «Цецилия Мансурова» (1970, ксилография; изображена актриса Ц. Л. Мансурова), «Портрет Е. П. Голицыной» (бумага, акварель, 1986), «Нат» (холст, масло, 1988), «Эля» (известняк, акварель, 1990-е гг.).
Позднее Голицын вновь вернулся к гравюре, выполнив серии «Памяти Фаворского» (к 100-летию со дня рождения художника, 1986) и «Малые российские города» – о Дмитрове, Свияжске, Старице и др. (всего 8 городов; 1997–1998). К дневниковым записям своего отца, В. М. Голицына (опубликованы в журнале «Юность» в 2003, № 6–7), создал серию «Дмитровские чудаки» («Дмитров и дмитровские чудаки»; 1985–1988). В 1987 г. награждён серебряной медалью на Биеннале графики в Варне (Болгария).
В 1970, 1993 и 2013 гг. прошли персональные выставки мастера в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в 2002 и 2008 гг. – в залах Российской академии художеств, в 2013 г. – в Третьяковской галерее (все – в Москве), в 2005 г. – в Русском музее (Санкт-Петербург).
Голицын, владевший изысканным и острым слогом, совмещал художественное творчество с литературным и публицистическим. Искусствоведческие статьи, статьи о художниках-современниках, мемуары публиковались в журналах «Творчество», «Декоративное искусство», «Юность», сборниках «Пути и перепутья: материалы и исследования по отечественному искусству ХХ в.», «Советская графика».
Награждён Государственной премией Российской Федерации за серию живописных и графических произведений «Дом в Новогирееве» (2003).
Женой И. В. Голицына с 1959 г. была Наталия Адриановна Ефимова (1937–1990), геолог, внучка художников Ивана Семёновича Ефимова и Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой. Их дети, Екатерина Илларионовна Голицына (род. 1959) и Иван Илларионович Голицын (род. 1961), – художники. Внуки (сыновья Екатерины Илларионовны) – художники и дизайнеры Георгий Голицын и Андроник Хачиян.
С 1995 г. женой И. В. Голицына была художница Валентина Владимировна Куцевич (род. 1942).
Погиб в дорожном происшествии.