#Техники гравюрыТехники гравюрыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТехники гравюрыТехники гравюрыНайденo 18 статейНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ГрафикаГра́фика, вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Основой преимущественно служит бумага (до её изобретения были распространены папирус, пергамен, шёлк). По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная (рисунок, коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж) и печатная графика. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра). По назначению различается станковая и прикладная (книжная, газетно-журнальная, плакат и др.) графика. К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, архитектурная графика. Пограничный вид искусства – анимационное кино. Размер графического произведения варьируется от миниатюрного (экслибрис) до монументального (рекламный плакат, суперграфика, картоны и др.).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ЛиногравюраЛиногравю́ра, выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики. Возникла в начале 20 в.; наибольшее распространение получила в 1920–1950-х гг. В технике линогравюры работали художники группы «Мост», А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Мазерель и др. Широко распространилась в странах, где развивалось искусство, обращённое к широким массам, особенно в Латинской Америке («Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии). Основные представители в России: И. Н. Павлов, Н. А. Шевердяев, В. Д. Фалилеев, А. А. Дейнека, Л. С. Попова, А. М. Родченко и другие художники.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Гладилка (инструмент для гравирования)Глади́лка, стальной инструмент, применяемый в гравюре на металле в технике меццо-тинто. Имеет вид стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки или овальными в сечении. Служит для выглаживания шероховатостей доски в местах, соответствующих полутоновым и светлым местам изображения.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Рулетка (инструмент для гравирования)Руле́тка (франц. roulette, буквально – колёсико, от rouler – кaтать), инструмент для гравирования карандашной манерой и доработки других видов гравюры. Стальное зубчатое колёсико, которое вращается на изогнутом конце стержня, оканчивающегося с другой стороны ручкой. Проводя колёсиком по поверхности металлической пластины, гравёр наносит на неё ряд мелких углублений.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Пунсон (инструмент)Пунсо́н, пуансон (франц. poinçon – клеймо, шило, от лат. punctio – укол), инструмент для гравирования на металле, напоминающий по форме гвоздь со шляпкой или сделанный в виде простого стержня. На рабочей поверхности инструмента – мелкие острые зубцы. При гравировании пунктирной манерой, ударяя по тупому концу пунсона, наносят на поверхность пластины углубления в виде точек различной величины и разнообразных форм.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ГранильникГрани́льник (качалка), стальной инструмент, применяемый в гравюре на металле (главным образом в технике меццо-тинто). Имеет вид вставленной в деревянную ручку пластинки, овально обрезанный конец которой усеян по срезу мелкими зубчиками. Служит для придания равномерной шероховатости поверхности доски, на которой выполняется гравюра.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ГратуарГратуа́р (франц. grattoir, от gratter – скрести, скоблить), стальной скребок в виде укреплённого на ручке короткого клинка с остро отточенными краями. Применяется для выравнивания поверхности металлических досок в гравюре, высохшего красочного слоя в живописи и в других целях.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре МатуарМатуа́р (франц. matoir), инструмент для гравирования на металле; преимущественно используется в технике пунктира. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми на гравировальную доску наносятся углубления (точки и чёрточки).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Гравировальная иглаГравирова́льная игла́ (офортная игла), тонкий стальной стержень (наподобие швейной иглы, но с остриём в форме конуса, усечённого цилиндра или лопатки), вставленный в деревянную рукоять. Применяется как основной инструмент при создании гравюр на металле (офорт, сухая игла) или картоне, а также как вспомогательный – в литографии, меццо-тинто, резцовой гравюре.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре СтипльСтипль (от англ. stipple – гравировать пунктиром), инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе стиплем, достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере (Т. Бёрк, Ф. Бартолоцци и др.). 12