#Техники гравюрыТехники гравюрыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТехники гравюрыТехники гравюрыНайденa 21 статьяИнструменты и техники в искусстве и архитектуреИнструменты и техники в искусстве и архитектуре Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг.Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг. В ноябре 1938 г. в нью-йоркской Contemporary Art Gallery открылась первая в истории США выставка эстампов, исполненных в технике шелкографии. Небольшая экспозиция состояла из 16 графических листов американского художника Г. К. Маккоя. Цветные изображения небольшого формата отпечатал сам автор густыми масляными красками тиражом 10–20 экз. Плоскостно решённые композиции построены на колористическом взаимодействии или контрасте больших, наплывающих друг на друга аморфных пятен. Тем не менее произведения представляли скорее условно и несколько наивно трактованные натурные сюжеты, нежели подходили под критерии абстрактного искусства, в рамках которого их рассматривал сам художник. Наиболее ранние работы датировались 1932 г. – «Женщина с котом» и «Натюрморт». Выставка имела определённый успех и стала поводом для определения американскими историками искусства Маккоя как родоначальника авторской шелкографии.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг.Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг. Первые документированные сведения об использовании шёлкотрафаретной печати в СССР относятся к середине 1930-х гг., времени, когда шелкографию как способ орнаментации текстиля начали внедрять на двух московских шёлковых предприятиях – фабрике «Красная роза» и Московском шёлковом комбинате имени П. П. Щербакова. Поскольку технология была импортирована из Германии, этот метод обозначался первоначально немецкоязычными терминами «фотофильмдрук» (Fotofilmdruck), «фильмдрук» (Filmdruck), позднее заменёнными на переводные «фотофильмпечать», «фильмпечать». Одним из пионеров в освоении и обучении новому способу декорирования тканей стала преподававшая в Московском текстильном институте (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) художница Л. В. Маяковская (сестра В. В. Маяковского).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Изобретение шелкографииИзобретение шелкографии. В 20–21 вв. шелкография, наравне с литографией, офортом и гравюрой на дереве, находит самое широкое применение в практике художников как способ создания авторской печатной графики. Вместе с тем шелкография – техника новая, давшая эстампу потенциал и выразительный язык, адекватный задачам современного искусства, и именно в этом заключается главная причина её популярности у современных мастеров и стремительного распространения в большинстве стран мира.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ГрафикаГра́фика, вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Основой преимущественно служит бумага (до её изобретения были распространены папирус, пергамен, шёлк). По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная (рисунок, коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж) и печатная графика. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра). По назначению различается станковая и прикладная (книжная, газетно-журнальная, плакат и др.) графика. К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, архитектурная графика. Пограничный вид искусства – анимационное кино. Размер графического произведения варьируется от миниатюрного (экслибрис) до монументального (рекламный плакат, суперграфика, картоны и др.).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ЛиногравюраЛиногравю́ра, выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики. Возникла в начале 20 в.; наибольшее распространение получила в 1920–1950-х гг. В технике линогравюры работали художники группы «Мост», А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Мазерель и др. Широко распространилась в странах, где развивалось искусство, обращённое к широким массам, особенно в Латинской Америке («Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии). Основные представители в России: И. Н. Павлов, Н. А. Шевердяев, В. Д. Фалилеев, А. А. Дейнека, Л. С. Попова, А. М. Родченко и другие художники.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Гладилка (инструмент для гравирования)Глади́лка, стальной инструмент, применяемый в гравюре на металле в технике меццо-тинто. Имеет вид стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки или овальными в сечении. Служит для выглаживания шероховатостей доски в местах, соответствующих полутоновым и светлым местам изображения.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Рулетка (инструмент для гравирования)Руле́тка (франц. roulette, буквально – колёсико, от rouler – кaтать), инструмент для гравирования карандашной манерой и доработки других видов гравюры. Стальное зубчатое колёсико, которое вращается на изогнутом конце стержня, оканчивающегося с другой стороны ручкой. Проводя колёсиком по поверхности металлической пластины, гравёр наносит на неё ряд мелких углублений.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Пунсон (инструмент)Пунсо́н, пуансон (франц. poinçon – клеймо, шило, от лат. punctio – укол), инструмент для гравирования на металле, напоминающий по форме гвоздь со шляпкой или сделанный в виде простого стержня. На рабочей поверхности инструмента – мелкие острые зубцы. При гравировании пунктирной манерой, ударяя по тупому концу пунсона, наносят на поверхность пластины углубления в виде точек различной величины и разнообразных форм.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ГранильникГрани́льник (качалка), стальной инструмент, применяемый в гравюре на металле (главным образом в технике меццо-тинто). Имеет вид вставленной в деревянную ручку пластинки, овально обрезанный конец которой усеян по срезу мелкими зубчиками. Служит для придания равномерной шероховатости поверхности доски, на которой выполняется гравюра.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ГратуарГратуа́р (франц. grattoir, от gratter – скрести, скоблить), стальной скребок в виде укреплённого на ручке короткого клинка с остро отточенными краями. Применяется для выравнивания поверхности металлических досок в гравюре, высохшего красочного слоя в живописи и в других целях. 123