Янкилевский Владимир Борисович
Янкиле́вский Влади́мир Бори́сович (15.2.1938, Москва – 4.1.2018, Париж), российский живописец, график, автор инсталляций; представитель неофициального искусства в СССР.
Родился в семье художника Бориса Исааковича Янкилевского (1907–1987). Учился в Московской средней художественной школе (МСХШ, ныне Московская центральная художественная школа; 1950–1956). С 1956 г. сотрудничал с издательствами как художник-иллюстратор. Продолжил учёбу в Московском полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции (1957–1962) на одном курсе с В. Д. Пивоваровым и Н. Е. Поповым. Познакомился с Э. М. Белютиным. С 1958 г. начал создавать первые самостоятельные картины («Двое на пляже», частное собрание, и др.). В начале 1960-х гг. увлёкся музыкой И. С. Баха, впечатления от которой пытался выразить в циклах «Пейзаж сил» (живопись, графика, 1960–1961, в том числе Русский музей, Санкт-Петербург; частные коллекции), «Тема и импровизация» (пастель, темпера, масло, 1962, в том числе Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; Музей искусства модернизма – коллекция Костаки, MOMus, Салоники; частные коллекции). Под влиянием искусства европейского модернизма занимался поиском собственного пластического и образного языка; прошёл через короткое увлечение творчеством П. Пикассо и Х. Миро. Выполнил ряд работ c абстрактными мотивами: «Диалог» (1961, Третьяковская галерея, Москва), «Триптих № 1: Классический» (1961, Музей Людвига, Будапешт), «Триптих № 2: Два начала» (1962, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси), пентаптих «Атомная станция» (1962, Музей Людвига, Кёльн). С этого времени полиптих становится его излюбленной формой.
В начале 1960-х гг. сблизился с кругом неофициальных художников – Э. А. Штейнбергом, Ю. А. Нолевым-Соболевым, Ю. И. Соостером, И. И. Кабаковым, Э. И. Неизвестным. Участвовал в выставках молодых художников в гостинице «Юность», в Московском университете (совместно с Э. И. Неизвестным), «30 лет МОСХ» в московском Манеже (все – 1962), после которых был подвергнут критике в советской прессе. В 1962 г. начал работать как иллюстратор в научно-популярном издательстве «Знание» и журнале «Знание – сила». Впоследствии сотрудничал в издательствах «Искусство», «Мир», «Наука», «Книга».
В 1964 г. познакомился с коллекционером Г. Д. Костаки, который на протяжении ряда лет приобретал произведения Янкилевского («Пророк», 1967, Музей AZ, Москва). В 1965 г. открылась первая персональная выставка в Институте биофизики РАН (закрыта после первого дня работы).
С 1966 г. работал в мастерской в Уланском переулке в Москве; входил в неформальное объединение художников «Группа Сретенского бульвара». В 1960–1970-е гг. сконцентрировался на графических сериях (рисунки, пастели, офорты: различные музейные и частные коллекции) – «Женские торсы» (с 1963), «Адам и Ева» (с 1965), «Атмосфера Кафки» (1968–1970), «Женские лица», «Женщины на прогулке», «Город» (все – с 1970), «Анатомия чувств», «Город – Маски», «Функции и графики» (все – с 1971), «Мутанты (Содом и Гоморра)» (1974–1978), цикл рельефных работ «Пророки» (1967, в том числе Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Джерси).
Уже в начале 1960-х гг. искусство Янкилевского было замечено приезжавшими в Советский Союз зарубежными деятелями искусства. В начале 1960-х гг. состоялось знакомство художника с французским искусствоведом Д. Бозо, позже – с чешскими коллекционером и искусствоведом Д. Конечным, искусствоведом И. Халупецким, английским критиком Дж. Берджером, парижской галеристкой Д. Верни. Благодаря ряду публикаций (Chalupezký I. Ouverture à Moscou // Opus International. 1967. № 4. Р. 22–27; Nicholson J., Bôzo D. Yankilevsky // L’Art vivant. 1971. Septembre. Р. 24–25) творчество Янкилевского становится известным за границей. Участвовал в первой для себя большой международной выставке «Alternativa Attuale II» в итальянском г. Л'Акуила (1965), 33-й Венецианской биеннале (1966), выставке «Русский авангард в Москве. Сегодня» в галерее «Гмуржинска» в Кёльне (1970) и ряде других. В 1966 г. Д. Конечным была–организована персональная выставка Янкилевского в галерее братьев Чапеков (Společnost bratří Čapků) в Праге (совместно с Э. И. Неизвестным).
Значительное влияние на развитие художника оказало творческое общение с философом и режиссёром и Е. Л. Шифферсом, композиторами А. И. Рабиновичем-Бараковским и А. Г. Шнитке. В 1972 г. Янкилевский создал первый объект-инсталляцию «Дверь (Посвящается родителям моих родителей…)», которая впоследствии была приобретена Д. Верни (ныне – Музей Майоля, Париж). К этому произведению Шифферс написал текст-комментарий «"Дверь" художника Владимира Янкилевского» (опубликован в самиздатовском журнале «37»). В дальнейшем Янкилевский выполнил ряд инсталляций и полиптихов с вариациями того же мотива: «Пентаптих № 2: Адам и Ева» (1980, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Джерси), «Триптих № 14: Автопортрет (Памяти отца)» (1987, Русский музей, Санкт-Петербург).
Вместе с О. Я. Рабиным, Э. В. Булатовым, И. И. Кабаковым, В. Н. Немухиным, М. Е. Архангельским участвовал в выставке «Avant-garde Russe. Moscou 73» в галерее Д. Верни в Париже (1973), один из рисунков с которой был приобретён Центром Помпиду. В 1974 г. познакомился с американским коллекционером Н. Доджем. В том же году по инициативе заведующего Дрезденским гравюрным кабинетом В. Шмидта для коллекции музея были приобретены 15 рисунков и офортов Янкилевского. Участвовал в т. н. Биеннале диссидентов (Венеция, 1977).
В качестве художника-постановщика работал над мультфильмом «В мире басен» (1973, режиссёр А. Ю. Хржановский). Участвовал в выставке неофициальных художников в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975).
В 1978 г. состоялась первая официально разрешённая персональная выставка в Горкоме графиков в Москве (совместно с Э. А. Штейнбергом).
Выполнил серии (масло, пастель, гуашь): «Женщина у моря» (с 1967, в том числе Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; Фонд культуры «Екатерина», Москва; коллекция Ж.-Ж. Герона, Париж, и др.), «Мужские портреты» (с 1981, в том числе Третьяковская галерея, Москва; частные коллекции), «Пространство переживаний» (с 1981, в том числе Русский музей; частные коллекции). В 1970–1980 гг. составил пять автомонографических альбомов (Центр Помпиду), в которые включил рисунки, заметки об искусстве, воспоминания, проекты триптихов и инсталляций, фотографии, газетные вырезки. Они являются собственным рабочим архивом и одновременно важной частью хроники художественной жизни Москвы конца 1950 – 1970-х гг.
Участвовал в первом аукционе «Сотбис» в Москве, посвящённом советскому неофициальному искусству (1988).
В конце 1980-х гг. сотрудничал с галереей Э. Нахамкина (Eduard Nakhamkin Fine Arts; впоследствии – галерея Н. Бермана) в Нью-Йорке, для показа в которой в 1989–1990 гг. создал объекты-инсталляции «Самоубийца в пейзаже» (Художественный музей, Бохум, Германия) и «Люди в ящиках» (англ. «People in boxes»); последнее произведение подразумевало перформативный подход, поскольку предполагалось к представлению в уличной процессии с сопровождением живого оркестра (не реализовано из-за строительных работ в районе Сохо, где располагалась галерея). В 1990 г. переехал в Нью-Йорк, работал в ателье в районе Сохо.
В 1991 г. в Центре искусства в Париже (Paris Art Center) была организована ретроспективная выставка художника. В 1992 г. заключил контракт с парижской галереей Le Monde de l’Art и переехал в Париж. В 1994 г. специально для выставки в фонде La Base в Париже выполнил монументальный объект-инсталляцию «Героический монумент» (не сохранился), которому предшествовала серия рисунков и эскизов, развивающих мотивы объекта «Люди в ящиках». Та же тема развёрнута в более позднем проекте-инсталляции «Красная Карусель» (реализована на стадии макета). В 2019 г. «Героический монумент» воссоздан по эскизам и чертежам для выставки в Мультимедиа Арт Музей в Москве (МАММ; реконструкция – в BREUS Foundation).
В 1990–2010-е гг. выполнил серии коллажей [«Автопортреты» (в том числе Музей Майоля, Париж; частные коллекции), «Город» (частные коллекции), «Художник и модель», «Пророк», «Точка встречи», «Женские образы»], продолжил исследование темы «Адам и Ева» в триптихах № 19, 20, 21, 32, создал «Триптих № 32: Непостижимость бытия» (2013, Центр Помпиду, Париж), цикл крупноформатных объёмных композиций (фанера, холст, масло, акрилик, коллаж) «Take a Train…» (в том числе Фонд культуры «Екатерина», Москва). В последние годы жизни работал над вариациями тем «Зевс – Даная. Непорочное зачатие» и «Божественная комедия. Страшный суд».
Галереей Д. Верни были организованы персональные выставки в рамках ежегодной ярмарки современного искусства FIAC (Foire internationale d’art contemporain) в Париже (1990, 1997). Ретроспективные выставки художника прошли в Художественном музее г. Бохум (1988), Третьяковской галерее в Москве (1995–1996), галерее Ньюхоф в Нью-Йорке (1996), Фонде культуры «Екатерина» в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге (обе – 2007), Галерее «Лондон Молл» (2010), Московском музее современного искусства (2018).
Пластический и образный язык Янкилевского сформировался достаточно рано: уже в работах конца 1950 – 1-й половины 1960-х гг. прослеживается интерес к темам, которые разрабатывались им на протяжении нескольких последующих десятилетий. В своём творчестве Янкилевский был сосредоточен на круге экзистенциальных вопросов: мироощущении индивидуума в окружающем пространстве, общественной и внутренней ипостасях человеческой личности, борьбе порядка и хаоса, конфликте женского и мужского начал, проблеме внутренней свободы, эскапизма, социальных мутаций, преодолении абсурда и деформаций психики.
К середине 1960-х гг. относится возникновение его первых «классических» триптихов («Триптих № 4: Существо во Вселенной», 1964, Тейт Модерн, Лондон; «Триптих № 6: Мы в мире», 1966, Центр Помпиду, Париж), принципиальная формула которых не менялась длительное время: в левой части – женский торс, в правой – мужская голова как знаки чувственного и рационального начал, в центре – метафизический абстрактный пейзаж. Программный объект-инсталляция «Дверь (Посвящается родителям моих родителей…)» имеет несколько последовательно сменяемых состояний (закрыта, открыта наполовину, открыта целиком, силуэт с бесконечным пространством внутри), а главный персонаж находится между актуальностью и вечностью, экзистенциальным ящиком и свободой. Найденные приёмы многократно варьировались; один из наиболее характерных – мотив прорыва в метафизическое пространство – использован во множестве работ, от камерных графических листов (например, лист из серии «Атмосфера Кафки», 1969, цветная бумага, пастель, тушь, перо; Третьяковская галерея) до масштабных инсталляций («Дверь. III. Одиночество», 2005, Фонд культуры «Екатерина», Москва).
Творческий метод Янкилевского предполагал работу обширными сериями, перетекающими одна в другую и тематически взаимосвязанными. Его пластический язык построен на сочетании абстрактных, биоморфных, антропоморфных форм, на системе знаков. В работах 1960–1970-х гг. формальные эксперименты – поиски ритмических формул, структурной организации композиций, выразительных фактур или колорита – нередко играли главенствующую роль («Триптих № 3: Исход», 1963; «Пророк», 1967; оба – Фонд культуры «Екатерина», Москва). Для образного языка характерно стремление к многослойности: одновременная рефлексия классических тем искусства («Триптих № 5: Адам и Ева», 1965, частное собрание), современной научной мысли, интерес к технической иллюстрации (серия «Функции и графики», 1971, миллиметровая бумага, тушь, перо) и подчёркнутая провокационность содержания.