Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Окно-роза северного трансепта. Нотр-Дам, Париж. 13 в.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Готика

Готика
Го́тика, художественный стиль 12 – 15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.

Искусство эпохи готики в Европе

Искусство эпохи готики в Европе
Окно-роза северного трансепта. Нотр-Дам, Париж. 13 в.

ГотикаГотика

Го́тика, художественный стиль 12 – 15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
Капелла Богоматери собора в Уэлсе (Великобритания). 1310–1330

Украшенный стильУкрашенный стиль

Укра́шенный стиль (англ. decorated style), этап в развитии английской готики, сменивший раннеанглийский стиль и предшествовавший перпендикулярному стилю, согласно периодизации Т. Рикмана. В соборе Бристоля (1320-е гг.), в т. н. Октагоне (1322–1328) собора в Или, капелле Богоматери (1-я четверть 14 в.) собора в Уэлсе и других памятниках архитектуры 1250-х – 1350-х гг. (по другой версии, 1290-х – 1350-х гг.) отразились характерные черты украшенного стиля: филигранные оконные перемычки сложных криволинейных очертаний, активное введение сложных нервюрных сводов с развитой сеткой ожив и лиерн, обилие декоративной скульптуры. Иногда в русле украшенного стиля выделяют два сменяющих друг друга течения: геометрический и криволинейный стили, а также т. н. придворную школу (например, Вестминстерское аббатство в Лондоне, 2-я половина 13 в.), в которой черты украшенного стиля проявлены в меньшей степени.
Амброджо Бергоньоне. Богоматерь с Младенцем и святыми Екатериной Александрийской и Екатериной Сиенской. Ок. 1490

Ломбардская школаЛомбардская школа

Ломба́рдская шко́ла, художественная школа в Северной Италии. В архитектуре сложилась в 8–10 вв., сыграв решающую роль в формировании первого романского стиля в Италии (церковь Сант-Амброджо в Милане, основное строительство – 11–12 вв.). Декоративный характер архитектуры определил постройки готики (монастырь Чертоза близ Павии, с 1396) и эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, П. А. Солари, Д. Браманте). Интернациональная готика в живописи 14 – начала 15 вв. (Дж. де Грасси и др.). В эпоху Возрождения, особенно с конца 15 в., под влиянием Леонардо да Винчи в живописи преобладают ясность композиции, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Брамантино, Дж. А. Больтраффио, Б. Луини и др.). На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутреннее единство ломбардской школы утрачивается. Интернациональная готика

Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения