Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Готика
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Готика
Го́тика, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени готов), художественный стиль 12–15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.

Искусство эпохи готики в Европе

Готика
Готика
Го́тика, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени готов), художественный стиль 12–15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
«Стиль около 1200 года»
«Стиль около 1200 года»
«Стиль о́коло 1200 го́да», условное название стиля изобразительного и декоративно-прикладного искусства около 1180–1220 гг. в Западной Европе. Хронологически и стилистически этот период – переходный от романского к готическому стилю, характеризуется проникновением антикизирующих и византинизирующих влияний. Л. Гродецки для обозначения «стиля около 1200 года» предложил термин «антикизирующий стиль» (франц. le style antiquisant). К памятникам этого периода относятся Псалтирь королевы Ингеборги (манускрипт MS. 9 из Музея Конде, Шантийи, около 1195), Клостернойбургский алтарь Николая Верденского (около 1181), Вестминстерская Псалтирь (BM Royal 2 A XXII, около 1200).
Лучистая готика
Лучистая готика
Лучи́стая го́тика (франц. gothique rayonnant), период французской готики, соответствующий середине 13 – середине 14 вв. Одна из отличительных черт лучистой готики, давшая ей название, – большое окно-роза с переплётом в виде радиальных лучей. Также характерны слияние нефов воедино за счёт облегчения опор и увеличения высоты пролётов арок, обилие окон, как правило витражных, насыщенность декора в интерьере. К памятникам лучистой готики относятся собор в Амьене (1220–1288) и Сент-Шапель в Париже (1239/1243–1248).
Украшенный стиль
Украшенный стиль
Укра́шенный стиль (англ. decorated style), этап в развитии английской готики, сменивший раннеанглийский стиль и предшествовавший перпендикулярному стилю, согласно периодизации Т. Рикмана. В соборе Бристоля (1320-е гг.), в т. н. Октагоне (1322–1328) собора в Или, капелле Богоматери (1-я четверть 14 в.) собора в Уэлсе и других памятниках архитектуры 1250-х – 1350-х гг. (по другой версии, 1290-х – 1350-х гг.) отразились характерные черты украшенного стиля: филигранные оконные перемычки сложных криволинейных очертаний, активное введение сложных нервюрных сводов с развитой сеткой ожив и лиерн, обилие декоративной скульптуры. Иногда в русле украшенного стиля выделяют два сменяющих друг друга течения: геометрический и криволинейный стили, а также т. н. придворную школу (например, Вестминстерское аббатство в Лондоне, 2-я половина 13 в.), в которой черты украшенного стиля проявлены в меньшей степени.
Анжуйская готика
Анжуйская готика
Анжу́йская го́тика (стиль Плантагенетов), вариант ранней французской готики, получивший распространение преимущественно в Анжу и Пуату в 12 в. Название стиля связано с правившими в этом регионе представителями Анжуйской династии (Плантагенеты). Соборы этого типа – однонефные или трёхнефные зальные базилики, перекрытые вспарушёнными («вздутыми») крестовыми сводами, напоминающими купола (например, в соборе Святого Маврикия в Анже, до 1240). Этот эффект достигался в ущерб высотности здания за счёт отказа от аркбутанов и увеличения толщины стены.
Ломбардская школа
Ломбардская школа
Ломба́рдская шко́ла, художественная школа в Северной Италии. В архитектуре сложилась в 8–10 вв., сыграв решающую роль в формировании первого романского стиля в Италии (церковь Сант-Амброджо в Милане, основное строительство – 11–12 вв.). Декоративный характер архитектуры определил постройки готики (монастырь Чертоза близ Павии, с 1396) и эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, П. А. Солари, Браманте). Интернациональная готика в живописи 14 – начала 15 вв. (Дж. де Грасси и др.). В эпоху Возрождения, особенно с конца 15 в., под влиянием Леонардо да Винчи в живописи преобладают ясность композиции, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Брамантино, Дж. А. Больтраффио, Б. Луини и др.). На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутреннее единство ломбардской школы утрачивается.
Перпендикулярный стиль
Перпендикулярный стиль
Перпендикуля́рный сти́ль, завершающая фаза в развитии готического стиля в Англии (около 1330 – около 1530). Стал реакцией на предшествовавший ему т. н. декоративный стиль в английской готике и достиг расцвета после эпидемии чумы в Англии в 1348–1349 гг. Характерны своеобразная унификация декоративных элементов и сокращение их числа (хор собора в Глостере, 1329–1377; Королевская капелла в Вестминстере, 1503–1519). Особый характер декора – наложенные на стену в виде решётки тонкие тяги, пересекающиеся под прямыми углами, – дал название термину. Элементы перпендикулярного стиля находят отголоски в английской неоготике (Вестминстерский дворец в Лондоне, 1840–1868).
Исабелино
Исабелино
Исабели́но (от исп. gótico isabelino), направление в испанской позднеготической архитектуре, возникшее во 2-й половине 15 – начале 16 вв. в период правления «католических королей» Фернандо II и Изабеллы I – основной заказчицы большинства построек этого периода (например, монастырь Сан-Хуан-де-Лос-Рейес в Толедо, 1477–1504). Исабелино названо по её имени. Характеризуется отказом от исламских форм и конструкций в пользу архитектурных приёмов поздней готики при сохранении некоторых исламских орнаментальных мотивов, а также преобладанием в архитектурном декоре геральдических символов, ассоциировавшихся с испанской монархией (ярмо и стрелы, гранат и т. д.).

Искусство фотографии в 20 веке

Новое видение и прямая фотография
Новое видение и прямая фотография
Новое ви́дение и прямая фотография. В 1920-е – 1930-е гг. в фотоискусстве получило распространение модернистское движение новое видение (нем. Neues Sehen, англ. New Vision), которое сформировалось преимущественно под влиянием конструктивизма и абстракционизма. Новое видение определено стремлением рассматривать фотографию в качестве самостоятельного вида искусства в противовес пикториализму, сближавшему фотоискусство с живописью. Зачастую это движение рассматривается как выражение направления новая вещественность, однако понятие «новое видение» охватывает на материале фотографии более широкий круг проблем.
Пикториализм в фотографии
Пикториализм в фотографии
Пикториализм в фотографии. Пикториализмом (от англ. рictorial – живописный) называют интернациональное направление в фотоискусстве 1860-х гг. – первой трети 20 в. Оно ставило своей целью сближение фотографического кадра с искусством живописи, имитацию художественной манеры произведений прерафаэлитов, импрессионистов и символистов за счёт использования особых приёмов: технических – мягкий фокус, печать каждого элемента кадра с отдельного негатива, обработка позитивов химическими веществами (бромойль, гуммойл, цианотипия, карбоновая печать, платиновая печать и др.) – и изобразительных (кадрирование). Пикториализм имел большое значение в преодолении фотографией её утилитарной роли, в признании её художественной ценности, повышении её статуса до одного из видов искусства и в значительной степени трансформировал отношение к ней зрителя.

Искусство эпохи Возрождения

Флорентийская школа
Флорентийская школа
Флоренти́йская шко́ла в живописи, одна из основных художественных школ Италии эпохи Возрождения. Сформировалась в период Проторенессанса в монументальной живописи и живописи на досках под влиянием пизано-лукканской школы и византийского искусства, в тесном взаимодействии с сиенской школой и римской школой (П. Каваллини и др.). Основные черты выкристаллизовались в живописи Джотто; к концу 14 в. победило направление интернациональной готики, в рамках которого возрождается интерес к натурализму. Поворот к ценностям, утверждённым Джотто, совершился в творчестве Мазаччо, работавшего во взаимодействии с Ф. Брунеллески и Донателло. Изучение живописи нидерландской школы позволило мастерам флорентийской школы освоить передачу пейзажа и световоздушной среды, а во 2-й половине 15 в. использовать смешанную технику живописи. Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ флорентийской школы, ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения; около 1520 г. флорентийская школа становится одним из первых центров маньеризма.
Инкрустационный стиль
Инкрустационный стиль
Инкрустацио́нный стиль, направление в романской архитектуре Италии, развивавшееся в Тоскане в конце 11 – 13 вв. Название стиля происходит от облицовки стен, пола, кафедры, алтарной преграды и престола в церкви разноцветными мраморными плитами, образующими геометрический рисунок, и декоративными вставками с орнаментами. Постройки в инкрустационном стиле возводились главным образом во Флоренции (баптистерий Сан-Джованни, 1059 – 13 в.; церкви Сан-Миньято-аль-Монте, 1014–1207, Сан-Сальваторе-аль-Весково, Сант-Якопо-Сопрарно, обе – конец 12 – начало 13 вв.) и в её окрестностях.

Живопись жанра церковных интерьеров

Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Иску́сство Росси́и 19 – нача́ла 20 вв., период развития искусства России. В искусстве России начала 19 в. параллельно с классицизмом, утвердившимся ещё в 3-й четверти 18 в., развивалось искусство романтизма. К середине столетия они оказались вытеснены реализмом с ярко выраженной критической направленностью. В 1870–1890-х гг. в России возникли первые центры модернистского искусства, важнейшими направлениями которого явились импрессионизм и символизм. В начале 20 в., в период между двух революций, на художественную сцену выдвинулся авангард, порой опережавший развитие западного искусства. В свою очередь, архитектура прошла путь от ампира, отразившего патриотический подъём общества после победы в Отечественной войне 1812 г., и историзма (русско-византийский стиль, русский стиль и др.) до формирования стиля модерн.

Популярные статьи

Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Россия. Искусство и культура. Искусство. 19 – начало 20 вв.
Иску́сство Росси́и 19 – нача́ла 20 вв., период развития искусства России. В искусстве России начала 19 в. параллельно с классицизмом, утвердившимся ещё в 3-й четверти 18 в., развивалось искусство романтизма. К середине столетия они оказались вытеснены реализмом с ярко выраженной критической направленностью. В 1870–1890-х гг. в России возникли первые центры модернистского искусства, важнейшими направлениями которого явились импрессионизм и символизм. В начале 20 в., в период между двух революций, на художественную сцену выдвинулся авангард, порой опережавший развитие западного искусства. В свою очередь, архитектура прошла путь от ампира, отразившего патриотический подъём общества после победы в Отечественной войне 1812 г., и историзма (русско-византийский стиль, русский стиль и др.) до формирования стиля модерн.
Делфтская школа
Делфтская школа
Де́лфтская шко́ла, группа голландских живописцев, работавших в период около 1650 – начала 1670-х гг. в г. Делфт. К наиболее крупным мастерам этой школы относят Я. Вермеера, П. де Хоха, К. Фабрициуса, Г. Хаукгеста, П. Поттера и Э. де Витте. Характерные черты живописи делфтской школы – особое внимание к передаче световоздушной среды, повышенный интерес к оптике и перспективе при построении композиций, преобладание сюжетов, связанных с повседневной, «реальной» жизнью, большое разнообразие жанров.
Готика
Готика
Го́тика, готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothicus – присущий варварскому племени готов), художественный стиль 12–15/16 вв. Заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности церковные интерьеры, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление храма ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивалась гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
«Стиль около 1200 года»
«Стиль около 1200 года»
«Стиль о́коло 1200 го́да», условное название стиля изобразительного и декоративно-прикладного искусства около 1180–1220 гг. в Западной Европе. Хронологически и стилистически этот период – переходный от романского к готическому стилю, характеризуется проникновением антикизирующих и византинизирующих влияний. Л. Гродецки для обозначения «стиля около 1200 года» предложил термин «антикизирующий стиль» (франц. le style antiquisant). К памятникам этого периода относятся Псалтирь королевы Ингеборги (манускрипт MS. 9 из Музея Конде, Шантийи, около 1195), Клостернойбургский алтарь Николая Верденского (около 1181), Вестминстерская Псалтирь (BM Royal 2 A XXII, около 1200).
Лучистая готика
Лучистая готика
Лучи́стая го́тика (франц. gothique rayonnant), период французской готики, соответствующий середине 13 – середине 14 вв. Одна из отличительных черт лучистой готики, давшая ей название, – большое окно-роза с переплётом в виде радиальных лучей. Также характерны слияние нефов воедино за счёт облегчения опор и увеличения высоты пролётов арок, обилие окон, как правило витражных, насыщенность декора в интерьере. К памятникам лучистой готики относятся собор в Амьене (1220–1288) и Сент-Шапель в Париже (1239/1243–1248).
Новая вещественность
Новая вещественность
Но́вая веще́ственность, направление в немецкой культуре 1920-х – 1-й половины 1930-х гг. Главная особенность – изображение предметного, вещного мира и трезвый, объективный взгляд на существующую действительность. Получило распространение прежде всего в живописи и графике (О. Дикс, М. Бекманн, Г. Гросс, А. Канольдт и др.), а также в архитектуре, прикладном искусстве, кинематографе (Г. В. Пабст), театре, литературе (А. Дёблин, Б. Келлерман, Э. Кестнер, В. Меринг, Х. Фаллада).
Украшенный стиль
Украшенный стиль
Укра́шенный стиль (англ. decorated style), этап в развитии английской готики, сменивший раннеанглийский стиль и предшествовавший перпендикулярному стилю, согласно периодизации Т. Рикмана. В соборе Бристоля (1320-е гг.), в т. н. Октагоне (1322–1328) собора в Или, капелле Богоматери (1-я четверть 14 в.) собора в Уэлсе и других памятниках архитектуры 1250-х – 1350-х гг. (по другой версии, 1290-х – 1350-х гг.) отразились характерные черты украшенного стиля: филигранные оконные перемычки сложных криволинейных очертаний, активное введение сложных нервюрных сводов с развитой сеткой ожив и лиерн, обилие декоративной скульптуры. Иногда в русле украшенного стиля выделяют два сменяющих друг друга течения: геометрический и криволинейный стили, а также т. н. придворную школу (например, Вестминстерское аббатство в Лондоне, 2-я половина 13 в.), в которой черты украшенного стиля проявлены в меньшей степени.
Анжуйская готика
Анжуйская готика
Анжу́йская го́тика (стиль Плантагенетов), вариант ранней французской готики, получивший распространение преимущественно в Анжу и Пуату в 12 в. Название стиля связано с правившими в этом регионе представителями Анжуйской династии (Плантагенеты). Соборы этого типа – однонефные или трёхнефные зальные базилики, перекрытые вспарушёнными («вздутыми») крестовыми сводами, напоминающими купола (например, в соборе Святого Маврикия в Анже, до 1240). Этот эффект достигался в ущерб высотности здания за счёт отказа от аркбутанов и увеличения толщины стены.