Шевченко Тарас Григорьевич
Шевче́нко Тара́с Григо́рьевич (укр. Тарас Григорович Шевченко) [25.2(9.3).1814, село Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии, Российская империя, ныне в Черкасской области, Украина – 26.2(10.3).1861, Санкт-Петербург], украинский поэт, живописец, график, общественный деятель. Писал на русском и украинском языках.
Сын крепостного крестьянина, рано осиротел. С 1829 г. жил в доме помещика П. В. Энгельгардта в Вильне (ныне Вильнюс), с начала 1831 г. – в Санкт-Петербурге. В 1836 г. Шевченко познакомился с К. П. Брюлловым, В. И. Григоровичем, В. А. Жуковским, А. Г. Венециановым, Е. П. Гребёнкой, которые способствовали его освобождению из крепостного состояния: в 1838 г. выкуплен у помещика. В том же году принят в петербургскую Академию художеств, где стал любимым учеником и товарищем Брюллова, овладел мастерством рисунка и живописи, техникой акварели, сепии, офорта.
Одной из ранних литературных попыток сам Шевченко назвал балладу «Порченая» («Причинна», 1838), напечатанную в альманахе Е. П. Гребёнки «Ластівка» («Ласточка») в 1841 г. Раннее творчество развивалось в русле романтизма: баллады, поэмы, думки (лирические стихотворения, близкие к песне). Наиболее значительные произведения раннего периода – поэма «Катерина» (1838) о страданиях и гибели поруганной женщины-матери. В 1840 г. в Санкт-Петербурге вышел первый поэтический сборник «Кобзарь», обозначивший новый этап в развитии украинской литературы и отмеченный живостью и непосредственностью поэтического чувства, простотой и изяществом выражения, глубокой народностью в мыслях, образах, языке; народную ритмику Шевченко сочетал с классической – видоизменённым ямбом (т. н. шевченковский стих). Яркими произведениями на историческую тему стали лиро-эпическая поэма «Гайдамаки» (1841) и драма «Никита Гайдай» (1842, обе на русском языке); на русском языке также написаны поэмы «Слепая» (1842), «Бесталанный» (в отдельном издании под названием «Тризна», 1844) и др. Романтизм в раннем творчестве Шевченко сочетался с реалистическими тенденциями, которые вскоре стали ведущими.
В мае 1843 г. – феврале 1844 г. путешествовал по Украине, посетил родных, наблюдал жизнь народа, создал множество рисунков, выпустил альбом «Живописная Украина» (1-й выпуск, 6 офортов, издан в 1844). По возвращении в Санкт-Петербург окончил Академию художеств (1845). Весной 1845 г. вторично отправился на Украину, намереваясь окончательно поселиться в Киеве. В качестве художника Киевской археографической комиссии (Временная комиссия для разбора древних актов) много путешествовал по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям. К этому времени определились его революционно-демократические взгляды; поэтическое творчество этого периода исполнено социального и национального пафоса. Среди наиболее заметных произведений – поэма «Еретик» (1845, о Я. Гусе), пронизанная мыслью о единстве славянских народов; стихотворение «Разрытая могила» (1843) – протест против угнетения Украины; поэмы «Сова» (1844), «Наймичка» (1845), «Ведьма» (1847), ярко воплотившие образ обездоленной матери, стихотворение «Как умру, похороните...» («Як умру то поховайте…», 1845) – открытый призыв к свержению власти.
В 1846 г. вступил в Кирилло-Мефодиевское общество, в феврале 1847 г. зачислен на освободившуюся должность учителя рисования в Императорский университет Святого Владимира, но не смог начать преподавание по причине ареста 5(17) апреля 1847 г. За революционные стихи, отобранные при аресте, Шевченко был сослан в солдаты в Орскую крепость (Оренбургская губерния). В произведениях, написанных в ссылке, социально-критические и революционные мотивы усилились: поэмы «Княжна» (1847), «Варнак» и «Марина» (обе 1848), цикл «Цари» (1848), исторические поэмы «Чернец», «Платок», «Иржавец» (все 1847), «Швачка» (1848). Лирические стихотворения насыщены любовью к Украине: «Мне, право, всё равно, я буду...» (1847), «И вырос я в краю чужом...» (1848) и др. Сложные социальные и морально-этические проблемы подняты в поэмах «Солдатов колодец» («Москалева криниця», 1847), «Сотник» (1849), «Петрусь» (1850) и др. В 1848 г. Шевченко в качестве художника включён в состав экспедиции по обследованию Аральского моря. В ссылке и в особенности во время Аральской экспедиции создал свыше 350 акварельных пейзажей и портретов.
В апреле 1850 г. арестован по доносу одного из офицеров, заключён в каземат. Несмотря на усиленный надзор, в 1851 г. снова включён как художник в состав геологической экспедиции в горы Каратау. В Новопетровском укреплении с разрешения коменданта Шевченко в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом Кобзарь Дармограй в русских журналах: «Музыкант» (1854–1855), «Несчастный» (1855–1856), «Близнецы» (1855) и др. Там же он создал много пейзажей, портретов, жанровых рисунков; крупнейшим достижением Шевченко-художника стала серия «Притча о блудном сыне» (рисунки сепией, тушью, бистром, 1856–1857).
После смерти Николая I благодаря хлопотам друзей освобождён по амнистии. Жил в Нижнем Новгороде, в 1857 г. создал пронизанные гуманистическим пафосом поэмы «Неофиты», где в аллегорических образах первых христиан выведены борцы против царизма, и «Юродивый» (не окончена); в триптихе «Доля», «Муза», «Слава» (1858) выражено политическое и эстетическое кредо Шевченко – мысль о духовном единении поэта с народом.
В 1858 г. переехал в Санкт-Петербург, сблизился с кругом журнала «Современник». В стихотворении «Я на здоровье не в обиде...» (1858) призывал народ добиваться свободы революционным путём; широко использовал библейские и евангельские мотивы для выражения демократических идей: «Подражание 11 псалму», «Подражание Иезекиилю. Глава 19», «Осии, глава 14. Подражание» (все 1859), поэма «Мария» (1859) и другие; мечты о светлом будущем народа – в стихотворениях «Сон» (1858), «Исайя. Глава 35. Подражание» (1859). В мае 1859 г. получил разрешение выехать на Украину, но в июле вновь арестован по доносу о революционной агитации. Художественные интересы этого периода Шевченко сосредоточились главным образом на искусстве офорта; Совет Академии художеств присвоил ему звание академика гравирования (1860).
Ещё при жизни Шевченко его произведения начали переводить на русский язык (Н. В. Гербель, А. Н. Плещеев и др.); в 1860 г. издан сборник «Кобзарь Т. Шевченко в переводе русских поэтов». Поэзия Шевченко в целом глубоко лирична, эмоциональна, экспрессивна; её темы и образы связаны, как правило, с размышлениями о нелёгкой собственной доле и в то же время носят обобщающий гуманистический, философский характер.
Творчество Шевченко, зачинателя новой украинской литературы, заложившего основы общенационального литературного языка, укоренённого в разговорном народном языке, оказало значительное влияние также на развитие русской и белорусской литератур. Многие произведения Шевченко стали народными песнями («Реве та стогне Днiпр широкий», «Думы мои, думы» и др.).