Плавинский Дмитрий Петрович
Плави́нский Дми́трий Петро́вич (28.4.1937, Москва – 1.9.2012, там же), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций.
В 1951–1956 гг. учился на театрально-декорационном отделении в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В 1956 г. направлен в Бугуруслан (Оренбургская область) для работы главным художником драматического театра. В 1957 г. вернулся в Москву, работал фоторетушёром в издательстве «Большая советская энциклопедия», участвовал в выставках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов; создал ряд работ под влиянием современного искусства США («Ножницы на битом стекле», 1957, Третьяковская галерея, Москва). Познакомился с художниками А. Т. Зверевым, М. А. Кулаковым, А. В. Харитоновым, позднее сблизился с Лианозовской группой.
В 1958 г. под влиянием Ж. Дюбюффе начал комбинировать холст и бумагу, экспериментировал с различными живописными фактурами. В 1958–1962 гг. совершил длительные поездки в Среднюю Азию, Армению, по городам Русского Севера, увлёкся поэзией и философией истории В. Хлебникова. На основе этих впечатлений на рубеже 1950-х – 1960-х гг. сформировались тематические контекст и философия творчества Плавинского, впервые отразившиеся в работе «Голоса молчания» (1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Там «спрессованы» образы, знаки и символы: геометрический абстракционизм и отпечатки доисторических растений, теорема Пифагора и различные ключи, иероглифы, черепа, кости животных, карточные масти, наскальные рисунки, отпечаток ладони автора и т. д. Подобные многослойные работы, своего рода изобразительные палимпсесты, относятся к так называемому абстрактно-вещественному периоду творчества Плавинского и входят в художественную концепцию «структурного символизма».
В 1960-х – 1970-х гг. в работах Плавинского сформировался постоянный круг архетипических образов и символов (листья, рыбы, ящерицы, черепахи и др.): «Рыба» (1960, собрание Е. М. Нутовича), «Целакант» (Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1963 г. под влиянием рисунков старых мастеров (главным образом А. Дюрера) Плавинский создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав». В технике офорта благодаря многократному травлению Плавинский достигал эффекта живописной глубины и достоверности («Космический лист», 1975, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Предрасположенностью к графике объясняется сдержанный колорит живописи Плавинского, редко выходивший за пределы жёлто-коричнево-серой гаммы. Картины Плавинского отсылают не только своей фактурой, но и колористическим решением к древним письменам, окаменелостям. С середины 1960-х гг. в работах Плавинского преобладает религиозная тематика, воплощающаяся в образном строе, почерпнутом из древнерусской архитектуры, иконописи и письменности («Слово», 1967; «Новгород. Триптих», 1976, оба – Третьяковская галерея; «Крест», 1976, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси) и из религий Востока (инсталляция «Страна Корана», 1970–1990, Третьяковская галерея).
С 1966 г. постоянный участник выставок художников-нонконформистов.
С 1969 г. подолгу жил в деревне, раскрывая деревенскую тему через трагические образы в серии офортов. Совершал длительные путешествия на Дальний Восток (1973), в Киргизию (1977). С 1977 г. создавал работы с ровными поверхностями, сложно проработанными многочисленными лако-лессировочными слоями, создающими эффект глубины пространства, дематериализующего объект («Старое кресло», 1977; «Скат», 1981, собрание М. Р. Плавинской). С 1983 г. Плавинский включал в работы нотную графику (фрагменты произведений И. С. Баха, В. А. Моцарта, И. Ф. Стравинского, Дж. Крама): тондо «Мир музыки (Космогония)» (1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк) и др.
С 1991 г. жил и работал в Нью-Йорке: создал инсталляцию «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), начал работу над серией «Манхэттен-Фиш», в которой образ рыбы совмещается с топографией Нью-Йорка, схемой метро, субмариной и т. д. С 1993 г. путешествовал по Греции, Италии, Израилю, создал тондо «Иерусалим» (1999, собрание М. и Л. Гарднер), серии «Эхо античных руин», «В поисках Италии», «Четыре времени года Вивальди», «Святая земля», инсталляции («Кносс», 1995, собрание М. Р. Плавинской, и др.), фотоколлажи и ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской). В 2001 г. под впечатлением от теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке создал серию «Апокалипсис 11 сентября». В 2004 г. вернулся в Москву.