#Виды и жанры изобразительного искусства
Виды и жанры изобразительного искусства
Тег

Виды и жанры изобразительного искусства

Виды и жанры изобразительного искусства
Найденo 26 статей
Альбрехт Дюрер. Заяц. 1502
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Графика
Гра́фика, вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Основой преимущественно служит бумага (до её изобретения были распространены папирус, пергамен, шёлк). По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная (рисунок, коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж) и печатная графика. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра). По назначению различается станковая и прикладная (книжная, газетно-журнальная, плакат и др.) графика. К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, архитектурная графика. Пограничный вид искусства – анимационное кино. Размер графического произведения варьируется от миниатюрного (экслибрис) до монументального (рекламный плакат, суперграфика, картоны и др.).
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Мозаика
Моза́ика, вид монументальной живописи; изобразительные и орнаментальные композиции, составленные из небольших единообразных элементов (т. н. тессеры) природного (галька, раковины, натуральный камень) или искусственного (смальта, эмали) происхождения, закреплённых на грунте. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, реже – предметы декоративно-прикладного искусства; иногда мозаика использовалась для станковых произведений (мозаичные иконы и портреты).
Райский сад. Мозаика свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. 425–450
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Кухонный натюрморт
Ку́хонный натюрмо́рт, разновидность голландского и фламандского натюрморта 17 в. На первом плане изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления пищи, а на дальнем – фигура кухарки и интерьерные элементы, придающие картине жанровый характер. Истоки этого типа натюрморта связаны с творчеством работавших в Антверпене в 16 в. художников П. Артсена и И. Бейкелара. Получил распространение в художественных школах Роттердама и Делфта. Его представители – Ф. ван Схотен, П. К. ван Рейк, К. Я. Делфф, В. Калф и другие мастера.
Флорис ван Схотен. Натюрморт с фруктами, овощами на фоне сцены «Христос в Эммаусе». 1630
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Рыбный натюрморт
Ры́бный натюрмо́рт, поджанр голландского и фламандского натюрморта 17 в.; разновидность кухонного натюрморта. Представляет собой изображения различных сортов рыбы и морепродуктов на кухне, в витрине лавки, на рынке, на берегу моря и т. д. Получил распространение в художественной школе Гааги, города, специализировавшегося на рыбном промысле. Крупными мастерами были Ф. Снейдерс во Фландрии, П. де Пюттер, П. ван Схайенборг, П. ван Норт, И. ван Дюйнен, В. Ормеа, Я. Гиллиг в Голландии.
Питер де Пюттер. Рыбный натюрморт. Ок. 1630–1659
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Цветочный натюрморт
Цвето́чный натюрмо́рт, поджанр натюрморта. Сформировался в конце 16 в. в искусстве Северного Возрождения и достиг расцвета в 17 – 1-й половине 18 вв., особенно в живописи Фландрии и Голландии (Я. Брейгель Старший, А. Босхарт Старший, Я. Д. де Хем, Р. Рюйш). Как правило, представлял собой составленный из многочисленных цветов букет в вазе. Входящие в букет цветы могли происходить из разных стран и цвести в разное время года. Хрупкость и быстротечность существования сорванных цветов, а также вводимые в композицию особые элементы (бабочки и другие насекомые, распятие, череп) наделяли натюрморт символикой ванитас. Цветочный натюрморт в эпоху барокко завоевал популярность по всей Европе; его мастерами выступали Г. Флегель в Германии, Х. де Арельяно, Д. В. Диас, П. де Кампробин, Х. де Эспиноса в Испании, Б. Бимби, П. П. Бонци в Италии, А. Бержон во Франции. Интерес к этому жанру сохранился и в 19–21 вв., но изображаемое преимущественно утратило символическое значение.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1650–1683
Термины
Книга художника
Кни́га худо́жника, условный термин, описывающий экспериментальные явления в искусстве книги конца 19 – 21 вв. Понятие «книга художника» объединяет два направления. Первое – традиционные издания, где художественному оформлению книги придаётся равное или даже большее значение, чем тексту (издательские инициативы У. Морриса, А. Воллара и др.; направление livre d’artiste и его продолжение в современной традиции – «Spirit cooking» М. Абрамович, 1996, и др.). Второе – концептуальное переосмысление книги в искусстве модернизма и постмодернизма как арт-объекта, включает жанры livre-objet – «книга-объект» (Ман Рей и М. Дюшан, «Коробка в чемодане», 1941) и artist’s book. Термин «книга художника» как аналог выражений livre d’artiste и artist’s book используется также и в российском контексте (работы В. Ф. Лукина, М. С. Карасика, М. В. Погарского).
Фортунато Деперо. Книга-объект «Деперо-футурист 1913–1927». 1927
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Учёный натюрморт
Учёный натюрмо́рт, тип голландского натюрморта 17 в., содержавшего символику бренности (лат. vanitas – суета, неосновательность) и имеющего философски-нравоучительный смысл (П. Клас «Натюрморт vanitas со скульптурой "Мальчик, вытаскивающий занозу" (т. н. Спинарио)», 1628, Рейксмюсеум, Амстердам). С середины 17 в. часто обрастал гуманистическими аллегориями (Ю. ван Стрек «Суета сует», 1670, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Центр развития натюрморта – Лейден, университетский город, центр книгопечатания и оплот кальвинизма.
Питер Клас. Натюрморт Vanitas со скульптурой «Мальчик, вытаскивающий занозу» (т. н. Спинарио). 1628
Функциональные материалы
Смальта
Сма́льта, цветное непрозрачное (глушёное) стекло, которое в виде пластин или кубиков используют для изготовления мозаики. Основа смальты – оксидные силикатные стёкла с добавками минеральных красителей и веществ, придающих им свойство рассеивать свет и непрозрачность (т. н. глушителей). Смальта широко используются в монументально-декоративном искусстве, для облицовки помещений с повышенной влажностью, изготовления декоративных элементов интерьера и др.
Сотворение мира. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. 13 в.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Цифровое искусство
Цифрово́е иску́сство, вид медиаискусства, в котором произведения создаются, хранятся, экспонируются (распространяются) средствами цифровых технологий. Эти технологии могут также быть и его темой (например, широкие возможности копирования и распространения любой информации в цифровой форме). К цифровому искусству относят и произведения, созданные искусственным интеллектом.
Посетители фотографируются на фоне иммерсивной инсталляции Джекки Цая «Parody of Jays Music» на Digital Art Fair Xperience. Гонконг. 2022
1
2
3