Фотография
Фотогра́фия (от фото... и ...графия), теория, методы и средства получения сохраняющихся во времени видимых изображений объектов на светочувствительных материалах (например, фотоплёнках, фотоматрицах) с помощью световых лучей, испускаемых или отражаемых объектом фотографирования, а также способы регистрации оптического, рентгеновского и других излучений; в узком смысле – отдельный фотоснимок.
Различают фотографию аналоговую и цифровую, чёрно-белую (монохромную) и цветную. По характеру съёмки фотографию подразделяют на художественную, жанровую, репортажную, научную и т. д., по характеру пространственного восприятия фотоизображения – на плоскостную (обычную) и объёмную (стереоскопическую). Особый способ получения объёмных изображений с использованием светочувствительных материалов – голография.
В зависимости от химического состава светочувствительных слоёв (СЧС) фотографических материалов различают фотографические процессы на серебряных (точнее, галогеносеребряных) слоях и процессы на несеребряных слоях (т. н. бессеребряная фотография). Многие профессиональные фотографы отдают предпочтение чёрно-белым и цветным жанровым, пейзажным и портретным снимкам на фотобумаге или фотоплёнке с галогеносеребряными (AgHal) светочувствительными слоями.
Возможны два способа получения фотоизображений:
негативно-позитивный;
прямой позитивный.
Первый способ включает фотосъёмку, химико-фотографическую обработку материалов и фотопечать. Фотосъёмка осуществляется фотографическим аппаратом, в котором световое изображение объекта съёмки формируется объективом и проецируется на СЧС негативного фотоматериала (фотоплёнки или фотопластинки) в течение определённого промежутка времени, называемого выдержкой; под действием света в СЧС возникает невидимое (скрытое) изображение объекта съёмки (т. н. экспонирование). При химико-фотографической обработке отснятой фотоплёнки (фотопластинки) СЧС подвергается воздействию химически-активных веществ, в результате скрытое фотоизображение преобразуется в видимое – чёрно-белое или цветное негативное либо позитивное изображение, устойчивое к воздействию света. При фотопечати изображение негатива переносится (как правило, с увеличением) на фотобумагу, на которой после соответствующей обработки получается фотоснимок. Способ реализуем в домашних условиях, позволяет тиражировать с одного негатива практически неограниченное число фотоснимков; ошибки, допущенные при съёмке, могут быть частично исправлены при печатании и в процессе обработки фотобумаги. Негативно-позитивный способ – практически ровесник фотографии, но до сих пор остаётся популярным как у профессиональных фотографов, так и у фотолюбителей. Прямой позитивный способ включает только фотосъёмку и обработку экспонированного фотоматериала (без фотопечати); при этом позитивное изображение образуется вследствие обращения фотоизображения на том же материале, на который производится фотосъёмка.
Основоположниками фотографии принято считать Ж. Н. Ньепса, Л. Дагера и У. Г. Ф. Толбота; датой изобретения – 7 января 1839 г., когда на заседании Парижской АН Д. Ф. Араго впервые сделал сообщение о разработанном Дагером совместно с Ньепсом практическом способе получения изображений, названном впоследствии дагеротипией.
Важнейшие этапы развития фотографии:
изобретение негативно-позитивного процесса (калотипии) – Толбот (1841, Великобритания);
получение фотографического изображения на пластинках с коллодионной эмульсией (т. н. мокроколлодионный процесс) – Ф. С. Арчер (1851, Великобритания);
создание пластинок с сухим бромосеребряным желатиновым слоем – Р. Мэддокс (1871, Великобритания);
открытие оптической сенсибилизации – Г. Фогель (1873, Германия);
изобретение фотоплёнки на гибкой нитроцеллюлозной подложке – Г. Гудвин (1887, США);
разработка системы фотографии с использованием фотоплёнки – Дж. Истмен (1888, США);
получение цветного изображения – Л. Дюко дю Орон (1868–1869, Франция);
разработка процесса обращения изображения – Л. Маннес и Л. Годовский-младший (1935, США);
изобретение диффузионного фотографического процесса – Э. Лэнд (1947, США);
разработка «сухого» процесса проявления для цветной фотографии – фирма Polaroid (1971, США).
Первоначально фотография использовалась как способ получения натурных изображений, и первыми фотографами были преимущественно художники. Точность и объективность фотоизображения сделали фотографию одним из наиболее эффективных способов отображения действительности, средством познания окружающего мира. В конце 19 в. к фотографии обращались путешественники, натуралисты, этнографы; в 20 в. фотография стала одним из важнейших средств документирования и сохранения информации, составила основу кинематографии, вошла в число основных технических средств полиграфии и т. д. По мере расширения методов и сферы применения фотографии в 1950-х гг. стало очевидным, что в ряде областей науки и техники (например, в микрофильмировании, голографии, фотолитографии) особенности галогеносеребряных СЧС принципиально ограничивают возможности использования фотографии. Это обстоятельство обусловило развитие новых альтернативных способов получения фотографических изображений – на основе СЧС, не содержащих соединения серебра (электрофотографии, диазотипии, термографии и др.).
Важным этапом для регистрации и воспроизведения изображений как движущихся, так и неподвижных объектов стала разработка видеозаписи, использующей (как и фотография) для получения изображения световые лучи, испускаемые или отражаемые объектом. Создание видеокамер, электронных фотоаппаратов и фотопринтеров, обеспечивающих видеозапись изображений с последующим воспроизведением их на экране дисплея или в виде отпечатка на бумаге, ознаменовало появление электронной, или цифровой, фотографии. Однако, несмотря на ряд преимуществ, ни видеозапись, ни другие виды бессеребряной фотографии не могут в полной мере заменить традиционную фотографию, которая, будучи, в сущности, техническим способом воспроизведения изображения, превратилась в особый вид искусства – фотоискусство.