Чемесов Евграф Петрович
Че́месов Евгра́ф Петро́вич [наиболее вероятно ноябрь/декабрь 1737, Малое Андосово Курмышского уезда Нижегородской губернии, ныне Пильнинского района Нижегородской области – 30.8(10.9).1765, Санкт-Петербург], российский гравёр, рисовальщик, живописец, педагог. Коллежский асессор (1765). Дворянин.
В 1753–1759 гг. служил в лейб-гвардии Семёновском полку. Военная служба не помешала Чемесову реализовать рано проявившиеся способности к рисованию: по свидетельству современников, Я. фон Штелина и П. П. Чекалевского, будущий гравёр весьма удачно пробовал свои силы в рисовании пером. Числился в Копорском (1759–1761) и Астраханском (1761–1762) пехотном полках. В 1959 г. по протекции И. И. Шувалова откомандирован в Академию художеств (АХ) и определён в гравировальный класс, где учился под руководством Г. Ф. Шмидта. В 1760 г. назначен адъюнктом, а в начале 1761 г. – преподавателем АХ. С апреля 1762 г., после увольнения Г. Ф. Шмидта, руководил гравировальным классом (апрель 1762 – январь 1765, в 1762 совместно с И. К. Тейхером). За три с половиной года его пребывания на этом посту гравировальный класс пережил эпоху расцвета, о чём можно судить как по большому количеству учеников (до 12 человек), так и по количеству выполненных ими работ, нередко отмеченных академическими наградами. В 7(18) января 1765 г. уволился из АХ. Указом императрицы Екатерины II от 5(16) февраля того же года назначен управляющим архива Кабинета Петра I (сведения об определении Чемесова гравёром в Кабинет Её Императорского Величества ошибочны) (Малиновский, 2006. С. 111).
Живописным оригиналом для первой известной его гравюры (1759) послужил парадный «Портрет императора Петра I» Ж.-М. Натье (1717, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако большинство произведений Чемесова относятся к жанру интимного портрета – портреты И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1763; дата дана по: Малиновский, 2006. С. 87–88). Основное внимание мастер сосредоточивал на лице модели, добиваясь тонкой и точной психологической характеристики образа, демонстрируя этим новаторский подход для российского искусства середины 18 в. Произведения Чемесова отличает виртуозное владение и умелое сочетание различных техник (офорт, сухая игла, резцовая гравюра). Художник перенял у своего учителя навык варьирования различных штрихов, то чётких и глубоких, то лёгких и тонких. Благодаря искусной комбинации разных приёмов он передавал тончайшие переходы светотени, глубину пространства, почти осязаемо – фактуру различных материалов, что делает его работы необычайно живописными.
Преимущественно гравировал портреты с картин и рисунков Ж. Л. де Велли (портреты графа Г. Г. Орлова, графа Б. Х. фон Миниха, оба 1764; «Автопортрет», 1764–1765], П. Ротари [портрет Елизаветы Петровны в чёрной мантилье (1761; распространённая в литературе информация о получении Чемесовым за эту гравюру звания академика достоверными источниками не подтверждается, см.: «Гридированья академик»: имел ли Е. П. Чемесов звание академика Академии художеств в Санкт-Петербурге?), портреты Екатерины II (1762), графа К. Е. Сиверса (1762)], Л. Токке. (портрет Елизаветы Петровны, 1761). Техническим исполнением, достоверностью передачи живописного прототипа в гравюре выделяется портрет графа И. Г. Орлова из рода Орловых (1764), созданный по оригиналу Ф. С. Рокотова. Сохранилась единственная живописная работа Чемесова («Автопортрет», 1761, Русский музей, Санкт-Петербург) и несколько рисунков («Портрет Екатерины II в траурном платье» с оригинала В. Эриксена, 1762, Третьяковская галерея, Москва).
Несмотря на то что на творческую биографию Чемесова пришлось менее 6 лет, за которые он успел выгравировать всего 14 досок, он достиг такого высокого уровня мастерства, что мог бы занять достойное место в ряду лучших европейских гравёров. Его искусство стало этапным для отечественной гравюры, задав вектор развития русского гравированного портрета вплоть до конца 18 в. Творчески подходя к переосмыслению образов, служивших ему оригиналами, он ставил перед собой новаторские даже по меркам живописи задачи, сумев придать своим произведениям непреходящую художественную ценность.
Умер от туберкулёза.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря (с 1797 – лавра; могила и памятник утрачены).