Брюллов Александр Павлович
Брюлло́в Алекса́ндр Па́влович (до 1822 Брюлло) [29.11(10.12).1798, Санкт-Петербург – 9(21).1.1877, там же; похоронен на городском кладбище в Павловске], российский архитектор, живописец, график; академик архитектуры (1831) и заслуженный профессор (1854) Императорской Академии художеств (ИАХ); тайный советник (1864).
Биография
Потомственный дворянин (1838). Предками архитектора по отцовской линии были французы-протестанты Брюлло, которые поселись в немецких землях после отмены в 1685 г. Нантского эдикта. Основатель отечественной ветви династии Георг Брюлло (родился около 1720) в поисках работы приехал в Российскую империю в 1773 г. Обосновавшись в Санкт-Петербурге, он организовал своего рода семейный подряд, объединивший мастеров разных творческих специальностей.
А. П. Брюллов родился во втором браке скульптора-орнаменталиста Павла (Пауля) Ивановича Брюлло (1760–1833) с дочерью придворного садовника Марией-Елизаветой Шрёдер (1778–1825) и был старшим из шестерых совместных детей супругов; брат живописца Карла Павловича Брюллова, а также Ивана (1814 или 1817 – 1834) и Павла (около 1816 – 1824). Его сёстры – Мария (стала супругой секретаря Сената И. А. Теряева) и Юлия (1804–1877; стала женой акварелиста П. Ф. Соколова). А. П. Брюллов придерживался евангелическо-реформатского вероисповедания.
Первые художественные навыки получил в семье. Освоил основы классического рисунка и технику акварели благодаря отцу, который преподавал в ИАХ (1793–1799). В январе 1810 г. Брюллов был принят в ИАХ как «своекоштный воспитанник» (учился не за счёт ИАХ, а на средства семьи). В 1816 г. поступил в архитектурный класс ИАХ, где занимался под руководством архитекторов Александра Алексеевича Михайлова и Андрея Алексеевича Михайлова (2-го), представителей классицизма. Завершил обучение 31 декабря 1820 г. (13 января 1821) – двумя годами ранее предполагаемого срока, получив аттестат 1-й степени и звание художника 14-го класса. В 1821–1822 гг. работал в Комиссии по построению Исаакиевского собора, возглавляемой О. Монферраном, где числился помощником по укладке фундамента.
Выпускной проект Брюллова не был отмечен золотой медалью. Формально это лишало архитектора права на пенсионерскую поездку в Европу за счёт ИАХ. Однако благодаря финансовой поддержке Общества поощрения художников и содействию брата Карла А. П. Брюллов провёл в Европе период с 1822 по 1829 гг. В 1822 г. при оформлении заграничных паспортов фамилия братьев Александра и Карла Брюлло была русифицирована: они были записаны как Брюлловы.
В годы пенсионерства А. П. Брюллов работал преимущественно в немецких землях (1822–1823), в Италии (1823–1826) и Франции (1826–1829), посетил также Швейцарию, Нидерланды, Великобританию. С 1827 г. жил за границей на собственные средства. Приоритетной областью изучения для Брюллова была архитектура, однако он знакомился и с коллекциями художественных музеев, частными собраниями, интересовался произведениями современных ему живописцев. В Германии и во Франции он изучал памятники романской и готической архитектуры, собирал сведения об устройстве европейских театров, а также об изготовлении литографий, чтобы в будущем развивать это искусство среди отечественных мастеров. В Париже брал уроки у гравёров А. Зенефельдера и Г. Энгельмана. Параллельно слушал курс механики в Сорбонне и курс архитектуры в Королевской школе изобразительных искусств у профессора Ж.-Н. Юйо. В Италии изучал античную архитектуру и совершенствовал навыки в области рисунка.
Общество поощрения художников поручило Брюллову за время пенсионерской поездки составить «рассуждение» о «золочении стёкол» в мозаике с целью возрождения этого искусства в России, однако Брюллов не смог собрать необходимые сведения, поскольку технология изготовления смальты была утрачена. Вместо этого архитектор изучил принципы производства витража.
За границей Брюллов также выполнял обязанности комиссионера, выступая посредником в сделках по купле и продаже произведений искусства. Помимо этого он распространял в Европе издания об архитектурных сооружениях Санкт-Петербурга и составлял рекомендации по приобретению экспонатов для Императорского Эрмитажа.
Наиболее значительным профессиональным достижением Брюллова в пенсионерский период стал проект реставрации терм форума в Помпеях (1825–1829). Благодаря протекции короля Обеих Сицилий Франциска I (Брюллов создал акварельные портреты самого короля и его семьи) мастер стал первым русским художником, допущенным к натурному изучению комплекса терм после их обнаружения археологами. Итогом проведённой работы стал изданный в Париже увраж «Термы Помпей» («Thermes de Pompéi», 1829), который включал в себя исторический обзор древнеримских терм; литографированные обмерные чертежи, представляющие планировку и разрез терм форума в Помпеях; рисунки архитектурных деталей; литографии по акварельным зарисовкам с интерьерами терм, в том числе «Перспективный вид зала в публичных банях в Помпеях» с изображением тепидария (оригинал – 1825, ныне в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств, Санкт-Петербург) и «Бани в Помпеях. Интерьер» с видом кальдария (местонахождение оригинала неизвестно). Этот проект способствовал развитию карьеры архитектора: за издание альбома Брюллов получил бриллиантовый перстень по указу императора Николая I; был удостоен звания члена-корреспондента Института Франции (1830), действительного члена Миланской академии художеств (1830), почётного члена Института британских архитекторов в Лондоне (1836; ныне Королевский институт британских архитекторов).
В Европе Брюллов общался с публицистом Н. И. Тургеневым, библиофилом С. А. Соболевским, поэтом В. А. Жуковским; художниками О. А. Кипренским, Сильвестром Ф. Щедриным; архитекторами Н. Е. Ефимовым, В. А. Глинкой и А. А. Тоном; военным деятелем В. А. Перовским; посещал салоны князя Г. И. Гагарина, княгини З. А. Волконской и Е. М. Хитрово.
В октябре 1829 г. Брюллов вернулся в Санкт-Петербург. При содействии президента ИАХ А. Н. Оленина был привлечён к оформлению Императорских театров. В октябре 1830 г. принят на должность архитектора императорского двора. В 1833 г. избран членом Комитета строений и гидравлических работ; в 1837 г. стал членом общего присутствия Департамента военных поселений.
Был библиофилом и музыкантом-любителем (играл на флейте). Занимался коллекционированием: собирал произведения живописи, графики, подлинники и копии памятников античной скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. В конце жизни принимал участие в издании журнала «Зодчий», занялся углублённым изучением высшей математики, интересовался также астрономией и геологией.
Благодаря семье и заграничным поездкам Брюллов имел широкий круг знакомств. Брат К. П. Брюллов ввёл его в кружок русского поэта и прозаика Н. В. Кукольника, где собирались литераторы, артисты и музыканты. В доме поэта и переводчика А. Н. Струговщикова А. П. Брюллов встречался с писателями И. А. Крыловым и В. А. Соллогубом, поэтом В. А. Жуковским, писателем и художественным критиком П. П. Каменским, историком литературы и цензором А. В. Никитенко, композитором М. И. Глинкой, скульптором Н. А. Рамазановым, певцом А. П. Лодием, актёром И. И. Сосницким. Брюллов был знаком с А. С. Пушкиным.
Архитектура
Карьера Брюллова-архитектора началась в 1830-х гг. Его творчество отразило общую для своего времени тенденцию развития отечественного зодчества – от позднего классицизма к историзму.
В 1831–1833 гг. Брюлловым выстроено классицистическое здание Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Строгая композиция главного фасада отвечает архитектурному решению находящегося рядом Михайловского дворца (ныне Русский музей; далее – ГРМ) и окружающих его сооружений. Прямоугольный объём трёхэтажного здания театра увенчан карнизом из розеток и консолей. Нижний ярус оформлен французским рустом. Зрительный зал Михайловского театра был спроектирован Брюлловым с учётом последних достижений в области театрального строительства. Отказавшись от несущих колонн, архитектор поднял второй ярус лож на тонких металлических стойках, а третий – на кронштейнах; сцену оборудовал с расчётом на быструю смену декораций.
В 1837–1843 гг. по проекту Брюллова был построен Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади – также в рамках классицистической традиции. Внешнее убранство постройки соотносится с оформлением соседнего здания Главного штаба (1819–1829, архитектор К. И. Росси). Так, поэтажные членения его фасада повторяются в наружном декоре гвардейского корпуса: два верхних этажа постройки объединены колоннами (на центральном ризалите) и пилястрами (на боковых ризалитах) ионического ордера. Скульптурные панно на главном фасаде и в простенках между окнами двух нижних этажей придают торжественность сдержанному облику здания.
В 1844–1848 гг. Брюллов создал и реализовал проект женской Александринской больницы для неизлечимо больных туберкулёзом (ныне перестроена, вмещает Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора А. Л. Поленова). Больница была зданием лечебного учреждения нового типа, отвечавшим всем современным санитарно-гигиеническим требованиям. Главным композиционным акцентом постройки стали большие арочные окна второго этажа, создавшие регулярный ритмический рисунок на фасадах.
Наиболее показательным образцом классицизма в творчестве Брюллова стал комплекс Пулковской астрономической обсерватории (1834–1839; ныне Главная астрономическая обсерватория РАН; восстановлена в 1950-х гг. А. В. Щусевым). При разработке проекта архитектор выполнил все необходимые технические условия, продиктованные работой с астрономическими приборами: создал глубокие подвалы, мощный фундамент и облегчённый каркас. Главное здание обсерватории состоит из трёх разновысотных объёмов, соединённых узкими крытыми переходами с жилыми корпусами для сотрудников. Боковые крылья жилых корпусов с двух сторон ограждают территорию большого парадного двора. Доминантой всего ансамбля служит раздвижной сферический купол главного здания обсерватории, которым увенчан её восьмиугольный центральный зал. Этот вертикальный акцент поддержан меньшими по высоте и диаметру куполами, симметрично расположенными над боковыми ризалитами. Со стороны главного фасада крестообразное в плане сооружение дополнено далеко выступающим дорическим портиком, который дополнительно подчёркивает центральную ось композиции.
Брюллов также продемонстрировал в своей архитектурной практике многообразие выразительных средств историзма. Так, в 1831–1841 гг. по заказу графини В. П. Шуваловой архитектор разработал и осуществил проект погребального комплекса (склеп и церковь) для её покойного супруга, графа А. А. Полье, в Парголове близ Санкт-Петербурга. Церковь Святых Петра и Павла спроектирована в стиле неоготики. Сооружение завершено ажурным металлическим шпилем над западным порталом и оформлено разнообразным декором.
Неороманская лютеранская церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге (строилась в 1833–1838) получила двубашенный западный фасад; перспективный портал, украшенный декоративной резьбой; горельефы с изображениями евангелистов над аркадой лоджии; скульптуру коленопреклонённого ангела с крестом в руках над аттиком, между башнями; статуи апостолов Петра и Павла, фланкирующие вход в храм – копии скульптур работы Б. Торвальдсена. Этот проект Брюллов представил на конкурс для получения звания профессора архитектуры ИАХ.
Брюллов обращался также к образцам архитектуры итальянского Возрождения, в том числе при перестройке главного дома усадьбы Ю. П. Самойловой в Графской Славянке близ Санкт-Петербурга (1830–1839; разрушен в годы Великой Отечественной войны, восстановлен в 2017). Интерес представляет садовый фасад, который оформлен арочной лоджией с широкой каменной лестницей, раскрытой в сторону парка.
В 1837–1842 гг. Брюллов создал комплекс Караван-сарая в Оренбурге. В оформлении главного П-образного корпуса, здания мечети и минарета прослеживается влияние мавританского стиля.
Брюллов выступил соавтором проекта разводного Благовещенского моста через реку Нева в Санкт-Петербурге и автором рисунка его перил (1842). Кроме того, по его проектам был построен мост через реку Славянка в Павловске (1840) и мост в Петергофе (1843).
Оформление интерьеров. Декоративно-прикладное искусство
Брюллов принимал участие (до 1842) в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 г., где снова проявился его опыт изучения европейской архитектуры разных эпох. Занимаясь отделкой помещений (личные покои императорской четы, интерьеры Первой и Второй запасных половин), он обращался как к языку классицизма, так и к различным историческим стилям. Брюллов оформил в том числе Большую (Арапскую) и Малую (Помпейскую; не сохранилась) столовые, Малахитовую гостиную, Греческую спальню, Готическую и Золотую гостиные, Малиновый кабинет, Мавританскую ванную (не сохранилась), Белый будуар, Белый и Александровский залы, Ротонду. Малая (Помпейская) столовая стала одним из лучших образцов помпейского стиля середины 19 в. Брюллов также разрабатывал для Зимнего дворца проекты предметов декоративно-прикладного искусства. В этой сфере с архитектором сотрудничали резчик В. И. Захаров, мастера по изготовлению мебели братья Гамбс, бронзовщики Шрейберы, литейщик Ф. Шопен и другие мастера.
Оформлением интерьеров Брюллов занимался и при реконструкции Мраморного дворца и примыкающего к нему Служебного корпуса (1844–1849). Перед архитектором стояла задача подготовить дворец для проживания сына Николая I, великого князя Константина Николаевича, и его супруги, великой княгини Александры Иосифовны, поэтому все хозяйственные службы были переведены в Служебный корпус. При отделке комнат Мраморного дворца Брюллов в первую очередь опирался на образцы архитектуры Средневековья и Возрождения, но также использовал античные (Греческая галерея), рокайльные (будуар великой княгини) и восточные мотивы (Турецкий кабинет; оформление не сохранилось).
Архитектура малых форм
По проекту Брюллова оформлена ограда Аничкова моста через реку Фонтанка в Санкт-Петербурге (1841); создан лафет Царь-пушки в Московском Кремле (1835).
Архитектор много занимался проектированием монументов и мемориальных сооружений. Значительная часть из них основана на древневосточных и античных образцах (египетские пирамиды, стелы и обелиски, античные мавзолеи и саркофаги, триумфальные колонны). Лаконичностью формального решения отличались храм-мемориал над могилой С. Радзивилл (Витгенштейн) в имении Дружноселье (1832–1834; ныне посёлок Дружноселье, Гатчинский район, Ленинградская область); памятники: по случаю строительства собственной дачи архитектора в Павловске (1837; не сохранился), Ермаку Тимофеевичу в Тобольске (1835–1839), народному ополчению в Новгороде (1840, ныне Великий Новгород; не сохранился), В. С. Гулякову в Закаталах (1845; ныне Загатала, Азербайджан), измерению дуги меридиана (1853; село Старая Некрасовка, ныне Измаильский район, Одесская область, Украина), В. А. Жуковскому в селе Поречье (1853; ныне Можайский район, Московская область; не сохранился) и др.
В ином ключе спроектированы памятник А. И. Казарскому (памятник бригу «Меркурий») в Севастополе (1834–1839) и стела Петру I в Полтаве (1849; ныне Украина): в них значительную роль играет скульптурное оформление. Важное место в ряду монументов Брюллова занял столп-памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле (1847–1850; ныне в составе Государственного музея-заповедника «Куликово поле», Куркинский район, Тульская область), открытие которого было приурочено к 470-й годовщине Куликовской битвы. Монументальное сооружение установлено на трёхступенчатом прямоугольном постаменте, украшено барельефами с изображением доспехов и увенчано куполом с крестом.
Авторству Брюллова также принадлежат надгробие М. М. Сперанского в Александро-Невской лавре (1839) и надгробие К. П. Брюллова (1853–1854; кладбище Тестаччо, Рим; исполнено М. А. Щуруповым).
Неосуществлённые проекты
Будучи архитектором императорского двора, Брюллов регулярно принимал участие в конкурсах на выполнение государственных заказов, однако не все его работы были признаны лучшими. Среди его неосуществлённых проектов – иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге (1830); храм Христа Спасителя в Москве (1830), собор в Гатчине (середина 1840-х гг.); памятники Г. Р. Державину в Казани (1832), Н. М. Карамзину в Симбирске (1833; ныне Ульяновск), М. Б. Барклаю-де-Толли в Дерпте (1837; ныне Тарту, Эстония), князю Владимиру в Киеве (конец 1830-х – начало 1840-х гг.), императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873).
Изобразительное искусство
Обширная художественная часть наследия Брюллова представлена, помимо проектной графики, литографиями, карандашными и акварельными рисунками. Путевые альбомы Брюллова (ГРМ) содержат натурные карандашные рисунки (иногда с добавлением туши и акварели) памятников архитектуры, увиденных в заграничных поездках, а также жанровые сценки, пейзажи и портреты. Среди произведений пенсионерского периода интересны и акварельные работы, запечатлевшие самого художника и его попутчиков во время поездок к природным и архитектурным памятникам: «Участники экспедиции на Везувий» (1824), «Развалины храма Юноны Луцины (Лацинии) в Агридженто» (1824), «Капитель храма Юпитера Олимпийского» (1824; все – ГРМ) и др.
Брюллов-живописец предпочитал работать в технике акварели. Его творческую манеру отличали колористическая изысканность, внимание к эффектам освещения, а также тщательность проработки деталей. На раннем этапе творчества он создал серию полихромных акварелей большого формата с изображением природных и городских ландшафтов, архитектурных памятников Италии: «Базилика Святого Павла в Риме» (1823), «Рим. Вид Пантеона» (1824), «Дионисово ухо» (1824; все – ГРМ); «Вид замка Святого Ангела в Риме» (1824, частное собрание). В этих работах автор органично соединял геометрию архитектурной графики с точной передачей световоздушной среды.
Брюллов получил признание как талантливый портретист. Его первые опыты в жанре портрета относятся к 1824–1825 гг. – времени его пребывания в Италии. Здесь он создал серию акварельных портретов-картин, где модель представлена в полный рост на фоне пейзажа, часто с заниженной линией горизонта. В работах этого типа эффектно сопоставляется панорамный вид и первый план с изображением героя: портреты В. А. Перовского (1824; ГРМ), Д. Ф. Фикельмон и Е. Ф. Тизенгаузен (1825), княгини Н. С. Голицыной (1824–1825; обе работы – Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), графини Е. А. Воронцовой и княжны Е. М. Голицыной (1825, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ); портреты короля Обеих Сицилий Франциска I и королевы Марии-Изабель (оба – 1825, частное собрание) и др. К этому же типу относится и овальный автопортрет художника (предположительно между 1824 и 1825 или 1830, ГРМ).
В 1830-х гг. в творчестве Брюллова появились поясные, реже поколенные и погрудные портреты, преимущественно женские. Психологическая характеристика модели отступила на второй план (особенно при изображении женщин) перед нюансированным колоритом и точностью в передаче фактуры предметов, в изображении деталей одежды и аксессуаров. Эти особенности авторского почерка демонстрируют «Портрет Е. М. Бакуниной в меховом боа» (начало 1830-х гг., Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва), портреты княжны А. Д. Абамелек (1830-е гг., Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург), Н. В. Строгановой (1830-е гг., ГТГ) и др. Один из лучших в творчестве Брюллова – акварельный портрет Н. Н. Пушкиной (урождённой Гончаровой; 1831–1832, Всероссийский музей А. С. Пушкина).
Портреты графитным карандашом, как правило, создавались Брюлловым для последующего перевода в литографию, часто с использованием мягкой растушёвки: портреты В. Скотта (1826) и графа И. А. Каподистрии (1827; оба – Всероссийский музей А. С. Пушкина), М. А. Власовой, урождённой Белосельской (?) (1826–1829; ГРМ) и др.
Брюллов также обращался к печатной графике. К раннему периоду творчества относятся листы для изданий «Литографические безделки» (1822) и «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1822), которые отличает бытовая повествовательность и достоверность в передаче облика столицы. К 1822 г. относится и участие Брюллова в работе над альбомом «Живые картины Эрмитажа». Это издание, вероятно, должно было выступать в качестве программы-анонса к празднику в Зимнем дворце, устроенному императрицей Марией Фёдоровной в честь дня рождения дочери. Изображаемые полотна из собрания Эрмитажа предполагалось «оживить» в театрализованных сценках на празднике для развлечения приглашённых (см. Живые картины).
В 1830-х – 1840-х гг. Брюллов как иллюстратор создал рисунки (переведены в литографию) для книги «Семейные вечера, или Собрания полезных и приятных рассказов для юношества»; титульные листы к двум частям «Сочинений Константина Батюшкова»; фронтиспис «Литературный обед в книжной лавке А. Ф. Смирдина» (1833; ГРМ; гравюра резцом С. Ф. Галактионова) для альманаха «Новоселье», где среди гостей изображён А. С. Пушкин. В 1839 г. для альманаха «Сто русских литераторов» Брюллов исполнил рисунки: «Девушка у трупа в лесу» (к повести Н. А. Дуровой «Серный ключ»), «Барышня и офицер» (к рассказу Н. Н. Верёвкина «Любовь петербургской барышни»), «Дон Гуан и донна Анна у статуи командора» (к первой публикации драмы А. С. Пушкина «Каменный гость» в 1839).
Педагогическая деятельность
С 1831 г. преподавал в ИАХ. В январе 1831 г. получил звание академика архитектуры ИАХ, в 1832 г. возведён в звание профессора архитектуры 2-й степени; с 1842 г. – профессор 1-й степени, с 1854 г. – заслуженный профессор.
В 1871 г. в ИАХ отметил 50-летний юбилей профессиональной деятельности. По этому случаю была выпущена бронзовая медаль; на аверсе – погрудный портрет Брюллова в профиль, на реверсе – надпись: «В память пятидесятилетнего юбилея. 15 янв. 1871». В этом же году по состоянию здоровья вышел в отставку, продолжая оставаться членом Совета ИАХ. Среди учеников Брюллова в ИАХ – архитекторы Н. Ф. Брюллов, К. А. Бейне, Г. А. фон Боссе, Р. А. Гёдике, А. М. Горностаев, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Ф. А. Клагес, И. А. Монигетти.
Награды
Орден Станислава 1-й степени (1858), орден Анны 1-й степени с императорской короной (1868), орден Владимира 2-й степени (1871).
Семья
Брюллов состоял в браке (с 1831) с дочерью придворного банкира, пианисткой-любительницей Александрой Александровной Раль (1810–1885). В семье родилось девять детей – пять сыновей: Владимир (1832–1835), Николай (1834 или 1836 – 1840), Александр (1838–1849), Павел (1840–1914), Владимир (1844 или 1846 – 1919); и четыре дочери: Софья (1842–1901; впоследствии жена архитектора П. Ю. Сюзора), Александрина (1848–1849), Юлия (1850–1878; в замужестве Спиц), Анна (1852–1920; впоследствии жена архитектора П. Н. Волкова). Павел Александрович Брюллов, художник и архитектор, был хранителем художественного отдела ГРМ (1897–1912). Владимир Александрович Брюллов, музыкант и этнограф, занимал должность делопроизводителя ГРМ.
Внук А. П. Брюллова, сын Павла Александровича Брюллова и Маргариты Григорьевны (Лихониной), Борис Павлович Брюллов (1882–1937), историк искусства, краевед, педагог, в 1918–1919 гг. занимал должность научного сотрудника Русского музея, в 1919 г. был заведующим секцией Отдела музеев Петроградского управления научных и научно-художественных учреждений Академического центра Народного комиссариата просвещения РСФСР; работал также в Государственном институте истории искусств (1919–1926), в Экскурсионном институте (1921–1924), Техникуме сценических искусств (1924–1925), Центральном доме работников просвещения (1922–1930).