Тег

Техники рисунка

Техники рисунка
Найденo 12 статей
Альбрехт Дюрер. Заяц. 1502
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Графика
Гра́фика, вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Основой преимущественно служит бумага (до её изобретения были распространены папирус, пергамен, шёлк). По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная (рисунок, коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж) и печатная графика. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра). По назначению различается станковая и прикладная (книжная, газетно-журнальная, плакат и др.) графика. К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, архитектурная графика. Пограничный вид искусства – анимационное кино. Размер графического произведения варьируется от миниатюрного (экслибрис) до монументального (рекламный плакат, суперграфика, картоны и др.).
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Пастель
Пасте́ль, краски (мягкие цветные карандаши без оправы), а также живопись или рисунок этими красками. Известна со 2-й половины 15 в. (Ж. Фуке). Термин «pastello» впервые появился в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо «Об искусстве живописи» (1584). Особенно популярна в 18 в. (Р. Каррьера, Ф. Буше, М.-К. де Латур, Ж. С. Шарден, Ж.-Б. Перроно, Ж.-Э. Лиотар). В 19 в. в этой технике работали Э. Делакруа, Э. Мане, Э. Дега, М. Либерман, М. К. Чюрлёнис; в 20 в. – П. Боннар, Э. Вюйар, М. Кэссетт. В России распространена в 19–20 вв. (А. О. Орловский, И. И. Левитан, В. А. Серов, Кукрыниксы, Н. А. Тырса и др.). Пастель осталась широко используемым материалом для мастеров 2-й половины 20 – первой четверти 21 в. (Ф. Ботеро, Ф. Клементе, Р. Б. Китай, Д. Грин, В. Кан).
Жан-Батист Перроно. Портрет мадемуазель Мари-Анн Юкье с котёнком. 1749
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Карандаш Конте
Каранда́ш Конте́ (другое название – палочка, мелок Конте), мелок из искусственного графита, как правило, квадратный в поперечном сечении. По плотности мягче графита, но твёрже пастели; способ работы с мелком близок к технике работы пастелью или сангиной. Цветовая палитра ограничена белым, чёрным цветами, оттенками серого, коричневого. Карандаш назван именем изобретателя, художника Н.-Ж. Конте, создавшего его в 1795 г. во время антифранцузских коалиций для замещения импорта натурального графита из Великобритании. Запатентованная в том же году фирма Conté просуществовала до 1979 г., затем вошла в состав компании по выпуску шариковых ручек Bic.
Жорж Сёра. Всадница. Этюд для картины «Цирк». 1890
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Итальянская акварель
Италья́нская акваре́ль, разновидность техники письма акварельными красками, разработанная в Италии в середине 19 в. Её отличительная черта – наложение красок на сухую бумагу, что позволяло сочетать корпусные кроющие слои цвета с прозрачными, создавало плотную многослойную живопись со звучными контрастами света и тени, цветовых зон и белого фона бумаги. Эта техника стала основной в русской школе академической живописи, её использовали К. П. Брюллов, А. А. Иванов и другие художники.
Александр Иванов. Хождение по водам. Конец 1840-х гг. – 1858
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Акварель
Акваре́ль, краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также произведения, ими созданные. Для акварели характерны прозрачность (краски, как правило, наносятся на светлую основу), плавность цветовых и тональных переходов. По технике исполнения различают акварель «чистую» и с добавлением белил; многослойную или выполненную в один приём; сделанную по-сухому (итальянская акварель) и по-мокрому (английская акварель). Акварель может сочетаться с рисунком, эстампом; быть цветной и монохромной. Техника известна уже в Древнем Египте во 2 в. до н. э.; применялась в средневековой книжной миниатюре (в Европе и Азии). Законченность акварельных эскизов А. Дюрера и демонстрация художником богатых возможностей техники оказали влияние на процесс превращения работ, выполненных акварельными красками, в самостоятельный вид искусства.
Джон Констебл. Стонхендж. 1835
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Тушь
Тушь, краска, приготовленная из сажи. Используется для письма, рисования, живописи, черчения. Для работы с тушью применяют перо или кисть. Ранние примеры употребления туши в художественных целях – живописные произведения китайских мастеров конца 7 – 8 вв. (У Даоцзы, Ван Вэй), затем – династий Сун (Ли Чэн), Юань (Чжао Мэнфу), Мин (Шэнь Чжоу), Цин (Ван Шиминь). Техника проникла в Японию во 2-й половине 13 – 14 вв. (Сэссю, Хасэгава Тохаку). В Европе тушь появилась в 15 в. К ней обращались ведущие мастера итальянского и Северного Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, А. Дюрер, П. Брейгель Старший), художники 17–18 вв. (П. П. Рубенс, Рембрандт, Дж. Б. Тьеполо, Ж.-О. Фрагонар) и 19–20 вв. (У. Блейк, В. Ван Гог, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, П. Клее). В России рисунок тушью получил развитие с 18 в. (С. Ф. Щедрин, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин). Среди советских мастеров – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Со 2-й половины 20 в. в употребление стала массово входить тушь, созданная на основе синтетических пигментов (мастера поп-арта); она же применяется в 21 в. для рисунков в жанре аниме, при создании комиксов и карикатур.
Иван Шишкин. В лесу
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Сангина
Санги́на, мелки различных красно-коричневых тонов и техника рисования ими. Натуральная сангина – природный красный мел (аргиллитоподобная порода, содержащая в составе глинистые минералы и гематит), использовалась до конца 18 – начала 19 вв. Современная (искусственная) сангина состоит из каолина и оксидов железа с добавлением клеящих веществ. Техника рисунка сангиной практиковалась с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.), особенно широко была распространена в 17–18 вв. в рисунках с натуры (П. П. Рубенс, А. Ватто, Ж.-О. Фрагонар, Ж. С. Шарден и др.). В России к технике сангины обращались К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев и др.
Жан-Антуан Ватто. Старуха-савоярка. Ок. 1710
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Техника рисунка «в три карандаша»
Те́хника рису́нка «в три карандаша́» (итальянский рисунок), полихромная техника рисования, где используются три материала: чёрный мел (итальянский карандаш), сангина (красный мел) и белый мел, которыми часто работают на тонированной бумаге. Техника позволяет добиться богатых колористических эффектов и тонких нюансов лаконичными средствами. Получила распространение в конце 15 в., широко использовалась художниками итальянского и Северного Возрождения (Ф. Клуэ, П. Дюмустье, Г. Гольбейн Младший). С особой свободой и живописностью использовали технику мастера барокко (П. П. Рубенс) и рококо (А. Ватто, Ф. Буше и др.).
Питер Пауль Рубенс. Портрет Николаса Рубенса. Ок. 1619
1
2