Леонидов Иван Ильич
Леони́дов Ива́н Ильи́ч [9(22).1.1902, хутор Власиха, село Бабино, ныне Тверская область – 6.11.1959, Москва], российский архитектор.
Учился во Вхутемасе (1921–1927) на живописном, с 1922 г. – на архитектурном отделении в мастерской А. А. Веснина. Один из самых последовательных сторонников новаторства в архитектуре, уже в дипломном проекте «Институт библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве» (1927; композиция из параллелепипеда и шара, поднятого над землёй на ажурных металлических конструкциях) принципиально расширил формальный язык конструктивизма и наметил пути решения актуальной задачи – проектирования высотного здания, вписанного в контекст городской застройки; эта работа быстро получила мировую известность.
Член Общества современных архитекторов (ОСА) с момента его образования в 1925 г., активно участвовал в его мероприятиях (выступал с докладами, выполнял конкурсные проекты и т. д.). Наиболее интенсивно работал на рубеже 1920–1930-х гг.; создавал архитектурные проекты в духе «эстетики простоты», сочетая идеальные правильные формы со сложным функциональным замыслом. Для демонстрации своих идей Леонидов использовал оригинальную архитектурную графику, которая обладает самостоятельной художественной ценностью. Проекты Леонидова этого периода условно делятся на 2 группы: общественные здания – производственные, деловые и административные (кинофабрика «Мосфильм», 1927; Дом Центросоюза, 1928; Дом промышленности, 1929–1930; Институт статистики, 1929, все – для Москвы; Дом правительства, для Алма-Аты, 1929; памятник X. Колумбу, для Санто-Доминго, 1929) и градостроительные комплексы (Дворец культуры Пролетарского района, для Москвы, 1930; проект социалистического расселения при Магнитогорском химико-металлургическом комбинате, 1930).
С официальным поворотом советской архитектуры к неоклассике в начале 1930-х гг. творческая деятельность Леонидова подверглась резкой критике, в ответ на которую он создал своё лучшее произведение 1930-х гг. – проект здания Наркомтяжпрома (для Москвы, 1934): новое по формам, гигантское по масштабу, выразительное по силуэту здание органично включено в исторический ансамбль Кремля и Красной площади в русле принципов сочетания разновеликих объёмов, свойственных русской архитектуре.
В дальнейшем Леонидов был вынужден отказаться от активных выступлений в архитектуре. В 1934–1940 гг. он работал в мастерской № 3 Моссовета и создал проекты жилого комплекса «Ключики» (для Нижнего Тагила, 1935–1936), комбината газеты «Известия» (для Москвы, 1939–1940), генплан пионерского лагеря «Большой Артек» в Крыму (1936–1937) и др. В 1941–1943 гг. в действующей армии. В 1950-х гг. Леонидов работал над проектом города будущего – «Города Солнца», создавал эскизы к конкурсам на проект здания ООН в Нью-Йорке, Дворца Советов на Ленинских горах в Москве и др.
За свою жизнь Леонидов смог реализовать лишь один небольшой проект: комплекс парковых террас с лестницей (1937–1938) в санатории имени Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске. Тем не менее его творчество повлияло на российскую и мировую архитектуру 20 в. (использование крупных правильных геометрических объёмов, поверхностей сплошного застекления, принципов «информационной архитектуры»).