Соостер Юло
Со́остер Ю́ло [Юло Ильмар (Иоханнесович) Соостер, Ülo Ilmar Sooster; псевдоним Юрий Смородин] (17.10.1924, хутор Пенди, деревня Юхтри, о. Хийумаа, Эстония – 25.10.1970, Москва), эстонский график и живописец. Крупный представитель советского неофициального искусства.
Родился в семье крестьян Йоганнеса и Веэры Соостер. Отец художника увлекался народными промыслами и изготовлением музыкальных инструментов. В 1943 г. Ю. Соостер поступил в Высшую художественную школу «Паллас» в Тарту, но в 1944 г. вынужденно прервал учёбу, будучи призван в германскую армию. Вскоре дезертировав, Соостер скрывался на родном хуторе Пенди. В 1945 г. художник вернулся в школу «Паллас», преобразованную в Тартуский художественный институт, который окончил в 1949 г. Там учился в мастерской Э. Китса. В конце 1950-х гг., на выставке эстонского искусства в Москве, у Соостера и его бывшего учителя произошёл конфликт, обозначивший расхождение их творческих стратегий. В это время Соостер увлекался формальными экспериментами, кубизмом и сюрреализмом, а Э. Китс, учившийся в своё время у эстонского футуриста А. Ваббе, обратился к социалистическому реализму. Ещё во время обучения в Тарту Соостер интересовался современным ему искусством европейского модернизма, читал эстонское издание книги Г. Рида «Искусство сейчас» (Read H. Moodne kunst. Tartu, 1939), выпуски французского журнала L’Art Vivant и др. Влияние на него оказали Р. Магрит и П. Пикассо.
В декабре 1949 г. Ю. Соостер был арестован по ложному обвинению в измене Родине и принадлежности к антисоветской группе (ст. 58-1а Уголовного кодекса РСФСР 1926), которая якобы планировала захватить самолёт для побега во Францию. К этой группе также были причислены его товарищи по учёбе в Тарту: Л. Саартс, Х. Вийрес, В. Охакас, Э. Потисепп (Рооде) и Х. Рооде. Молодые художники были возмущены отменой творческих командировок в Париж, которые практиковались в «Палласе» для отличившихся выпускников, и это стало возможным поводом для внимания органов государственной безопасности. С другой стороны, арест группы Соостера мог быть частью проводившейся в то время большой кампании по борьбе с явными и мнимыми противниками советской власти в Эстонии.
Ю. Соостер отбывал десятилетний срок заключения в Казахстане, в Карагандинском лагере (Карлаг, отделение Долинка), Песчаном лагере (Песчанлаге). В заключении он продолжал заниматься творчеством. Начальство лагеря поручало ему выполнение художественно-оформительских работ; помимо этого Соостер создавал портреты заключённых Карлага, фантазийные эротические рисунки, натурные пейзажи и первые сюрреалистические композиции. Самостоятельные занятия искусством не поощрялись, но Соостер продолжал работать, рискуя ухудшением условий своего содержания. В 1954 г. он познакомился с художницей Лидией Израилевной Серх (1926–1999), также заключённой по политической статье (ст. 58-7 Уголовного кодекса РСФСР 1926). В 1956 г. Соостер был освобождён и реабилитирован, заключил брак с Л. И. Серх.
Около 1957 г. поселился с женой в Москве, познакомился с представителями творческой интеллигенции. Благодаря приятельским отношениям с Э. И. Неизвестным и его матерью литератором Б. А. Дижур, Ю. Соостер получил свой первый заказ на иллюстрацию книги. Ближайшими друзьями художника стали Ю. А. Нолев-Соболев, а также И. И. Кабаков, с которым Соостер длительное время делил мастерскую, пока им не удалось арендовать два чердачных помещения в Доме страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, дом 6/1). По этому расположению ряд художников (Кабаков, Нолев-Соболев, Соостер, Э. В. Булатов, О. В. Васильев и др.), имевших мастерские в расположенных поблизости домах, стал называться «Группой Сретенского бульвара». Глубокому вовлечению Соостера в неофициальную культурную жизнь Москвы способствовала организация «вторников» – вечеров свободного посещения в квартире его семьи в подвале дома на улице Красина.
Членом «Группы Сретенского бульвара» был и В. Б. Янкилевский, проходивший в своё время обучение в неформальной студии Э. М. Белютина, по приглашению которого Соостер вместе с самим Янкилевским, а также Нолевым-Соболевым и Неизвестным принял участие в выставке учащихся студии 26 ноября 1962 г. в Доме учителя на Большой Коммунистической улице, дом 9 (ныне улица Солженицына). Выставка активно освещалась в западной прессе, репортажи под названием «Абстрактное искусство на Большой Коммунистической улице» были показаны в Европе и США. В связи с этим участникам выставки было предложено показать свои работы на большой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже. Соостер представил несколько картин, среди которых в документах указаны «Глаз яйцо» (1962, Тартуский художественный музей) и «Лунный пейзаж» (вероятно, одна из живописных композиций с можжевельниками, известна работа 1967–1968 со схожим названием). Утром 1 декабря 1962 г. юбилейную выставку посетил Н. С. Хрущёв, подвергший работы нонконформистов резкой критике. Некоторое время после этого эпизода художник использовал псевдоним «Юрий Смородин» для своих книжных иллюстраций.
Творческий метод Соостера сформировался уже в конце 1950-х гг. В живописи он часто прибегал к пастозной манере, иногда с добавлением примесей, превращающих его картины в цветные рельефы. В некоторых случаях художник обращался к приёму обманки: «Глаз яйцо» («Окно», 1962, Тартуский художественный музей). Испробовав множество графических материалов и техник, художник чаще всего использовал тушь и перо. В книжной иллюстрации он часто обращался к плотной штриховке и утрированной перспективе.
В его работах регулярно повторяется ряд мотивов, среди которых три основных – яйцо, можжевельник и рыба [«Космическое яйцо», 1965, частное собрание; «Сартр. (Яйцо и можжевельники)», 1961, Музей AZ, Москва; «Можжевельники», 1960-е гг., Музей AZ, Москва; «Рыба», 1960, галерея «Веллум»]. С каждым из них связан свой мифологический сюжет, так, например, А. Р. Брусиловский вспоминает, что Соостер рассказал ему сон, в котором некий голос повелел художнику изобразить сорок тысяч можжевельников (Брусиловский. 2001. С. 25). Традиционно мотив рыбы и можжевельника связывают с детством Соостера и воспоминаниями о жизни на о. Хийумаа. Яйцо же наделяется метафизическим смыслом, представляясь вместилищем космоса и источником жизни. И. И. Кабаков, рассматривая три этих мотива, делает вывод, что Ю. Соостер постоянно экспериментировал с формой и анти-формой, т. к. благодаря этому у зрителя создаётся ощущения неопределённости: видит ли он выпуклый объект, вогнутую нишу или даже отверстие в субпространство, вторичное по отношению к пространству картины (иллюстрация для рассказа «В гостях у Курдля», 1965). Е. А. Бобринская объясняет мотив окна или отверстия в иное пространство в творчестве неофициальных художников 1960-х – 1970-х гг. желанием вырваться из советского окружения в пространство реальной жизни (Бобринская Е. А. Чужие?. Т. 1. Москва, 2013. С. 466): у Соостера обнаруживаются самые ранние примеры подобной иконографии. В книжной графике Соостер также часто обращался к образам проёма (окна, двери или портала), ведущего в иное пространство, такие композиции можно видеть на обложках книг «Шесть гениев» (1965), «Пятое измерение» (1966), в художественном тиснении для переплёта романа «Вино из одуванчиков» (1967), рисунках для научно-популярного сборника «Неисчерпаемый» (1964).
Книжная графика стала для Ю. Соостера органической частью творчества. Сам он говорил, что работа над иллюстрацией для научно-фантастических произведений послужила возможностью легально воплотить свои художественные замыслы и донести их до массового зрителя. Его вдова Л. И. Соостер приводит в своих воспоминаниях такое высказывание художника: «Эврика! – кричит, – Буду иллюстрировать фантастику! Ведь ни Хрущёв, ни Фурцева, ни МОСХ в тех мирах не были. Как захочу, так и нарисую!» (Соостер. 2009. С. 137). Работая над пояснительными рисунками для научно-популярных сборников, художник старался глубже вникнуть в проблемы современной ему науки. Идеи множественности миров, симметричности вселенной, взаимодействия материи и антиматерии были близки и его собственным художественным задачам, поэтому такие иллюстрации естественно встроились в корпус произведений Соостера. Помимо научно-популярных и научно-фантастических текстов он иллюстрировал также детские издания и художественную литературу (преимущественно произведения восточноевропейских и прибалтийских авторов). Участвовал в создании короткометражного мультипликационного фильма «Стеклянная гармоника» (1968, режиссёр А. Ю. Хржановский; первоначальный вариант этой ленты был подвергнут цензуре и утрачен). Встречаются указания на то, что Соостер выполнял художественные заказы и для научно-популярных фильмов студии «Центрнаучфильм».
Соостер оказал значительное влияние на формировании школы московского концептуализма. В отличие от многих современников, Ю. Соостера нельзя назвать полностью «андерграундным» художником, т. к. работы художника ещё при его жизни экспонировались официально. Кроме ряда групповых выставок, его произведения были показаны посмертно на персональной выставке в Художественном музее Тарту в апреле 1971 г. Несмотря на то, что его творческий подход был несовместим с методом социалистического реализма, Соостер стремился быть принятым в Союз художников и получить официальное признание как живописец; возможность вступить в секцию художников-иллюстраторов он отметал.
Ю. Соостер скончался в своей мастерской на Сретенском бульваре, похоронен на Лесном кладбище (Метсакальмисту) в Таллине. Его живописное наследие передано Л. И. Соостер в Тартуский художественный музей и Таллинский художественный музей (с 1989 Эстонский художественный музей), графический архив остался в собрании семьи.
Его сын Тенно-Пент (Теннопент) Юлович Соостер (род. 1957) – художник.
Воспоминания о Соосторе сохранены в мемуарах его вдовы Л. И. Соостер, И. И. Кабакова, А. Р. Брусиловского и др. Эпистолярное наследие – письма поэту А. И. Соловью – опубликованы в журнале «Зеркало» (№ 29, 2007). А. Ю. Хржановский посвятил Соостеру сочетающий документальную съёмку и анимацию фильм «Школа изящных искусств» (2 части: 1987, 1990; совместно с В. М. Угаровым; художник-постановщик Т. П. Соостер).