Нолев-Соболев Юрий Александрович
Но́лев-Со́болев Ю́рий Алекса́ндрович (Юрий Александрович Соболев) (22.08.1928, Москва – 14.12.2002, Пушкин, в черте Санкт-Петербурга), российский график, дизайнер, художник-постановщик анимационных фильмов. Один из лидеров неофициального искусства 1960–1970-х гг.
Учился в Московском полиграфическом институте (ныне Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова; 1948–1953) у А. Д. Гончарова. Около 1956–1957 гг. сблизился с Ю. Соостером: на протяжении 2-й половины 1950-х гг. художники работали в одной мастерской, и нередко совместно (оформление книг «Стеклянная река» Б. А. Дижур, 1958; «Неисчерпаемый», 1964). Вместе с Соостером был организатором неформального клуба в кафе «Артистическое» в Москве (1958).
Комната Нолева-Соболева в доме по улице Кирова (ныне Мясницкая) была в 1960-е гг. одним из основных мест встречи представителей художественной среды (известна под названием «Нолев ковчег»). Благодаря знакомству с чешскими коллекционером, искусствоведом Д. Конечны, английским критиком Дж. П. Бёрджером, публикациям в европейской прессе (Berger J. The Unofficial Russians // The Sunday Times Magazine, 1966, 6 Nov. P. 44–51) и ряду зарубежных выставок творчество художника стало известным за пределами СССР уже в середине 1960-х гг.
Со 2-й половины 1950-х гг. сотрудничал в журналах «Творчество», «Полиграфическое производство», ежегоднике «Искусство книги». Главный художник издательства «Знание» (1960–1962; до 1964 продолжал работу в издательстве в качестве художника). Художественный редактор журнала «Декоративное искусство СССР» (1965); для графического конструирования этого журнала Нолевым-Соболевым (совместно с художниками М. Г. Жуковым и Ю. К. Курбатовым) была разработана модульная сетка (получивший распространение во 2-й половине 20 в. способ организации макета издания при помощи системы модулей-ячеек, в которые встраиваются текстовые блоки, изображения и другие элементы оформления), ставшая одним из первых примеров использования этого инструмента в полиграфическом дизайне в СССР. Главный художник журнала «Знание – сила» (1967–1982).
Благодаря научно-популярной специфике изданий, предполагавшей определённую степень свободы в подходах к оформлению, Нолеву-Соболеву удалось добиться радикального обновления дизайна и художественного образа научной литературы – в частности, благодаря привлечению к работе молодых неофициальных художников: В. Б. Янкилевского, И. И. Кабакова, Соостера, В. Д. Пивоварова, Н. Е. Попова, Э. И. Неизвестного, А. Р. Брусиловского и др.
Придерживался коллективной модели работы над созданием книги. В оформлении ежегодника «Наука и человечество» (1962–1963; издательство «Знание») реализовал (совместно с художником А. И. Добрицыным) прогрессивную идею издания, срежиссированного художником и построенного на принципах ассоциативного монтажа, который подразумевал не прямое иллюстрирование научных статей, а использование набора отвлечённых изображений, воплощающих образ науки как полного таинств и открытий способа познания мира. Стремился к насыщению визуального ряда ежегодника изобразительными метафорами (их роль выполняли, в числе прочего, многочисленные репродукции произведений старых мастеров), которые позволяли бы раскрыть смысл научно-философских понятий.
Работал для издательств «Детгиз», «Молодая гвардия», «Искусство», «Мир». Оформлял выпуски историко-биографического альманаха «Прометей» (1966–1974, совместно с Б. И. Жутовским, Э. И. Неизвестным), книги «Молодые поэты арабских стран» (1965), «Бернард Шоу» Э. Хьюза (1966; в серии ЖЗЛ), «Репортаж с ничейной земли. Рассказы об информации» Е. А. Седова (1966; совместно с Жутовским), «Лирические этюды» Э. Межелайтиса (1969; совместно с Жутовским и Неизвестным), «Цирк» Е. М. Кузнецова (1971), «Разумный глаз» Р. Л. Грегори (1972) и др.
Сотрудничал с режиссёром А. Ю. Хржановским; художник-постановщик мультфильмов для взрослых: «Стеклянная гармоника» (1968; совместно с Соостером; запрещён к показу), «Бабочка» (1972; совместно с Г. В. Аркадьевым; эскизы к обоим – Государственный центральный музей кино, Москва). Работал художником-постановщиком на киностудии «Мосфильм» (1976–1980). Совместно с режиссёром Г. В. Александровым занимался восстановлением неоконченного фильма С. М. Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» (1932, выпущен в 1979).
Автор полиэкранного слайд-фильма к конгрессу Международного совета обществ промышленного дизайна («ICSID»; 1975, режиссёр Ю. В. Решетников; Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, ВНИИТЭ; запрещён к показу на конгрессе), слайд-фильмов: посвящённых творчеству Ю. Соостера (1979, Всероссийское театральное общество, ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации, Москва); «…Ты услышишь эту музыку однажды» (1986, фестиваль джазовой музыки «Тбилиси-86»), «ОДМО» (1988; выставка «Живу – вижу», «Ich lebe – Ich sehe», Художественный музей, Берн; оба – совместно с фотографом А. Забриным). В 1984–1985 гг. работал в отделе фотоинформации ТАСС как режиссёр слайд-фильмов об искусстве для показа на международных ярмарках («Этот изящный 18 век», «Светло-светлая», «Пиросмани»).
Создавал графические серии (рисунок, коллаж, монотипия, шелкография; разные собрания): по мотивам произведений Ф. Гарсиа Лорки (1961), «Портреты» (1962), «Облака» (1966), «Комиксы» (конец 1960-х – начало 1970-х гг.), «Женщина и птица», «Космос для внутреннего употребления» (1970-е гг.), «Лимоны» (1990), «Дон Жуан и другие истории», «В поисках быка» (1991–1993), «Хозяин и его собака» (1994), «Прыжок лягушки» (1998) и др.
Член Московского горкома художников-графиков (с 1978).
Нолев-Соболев определял границы своих интересов достаточно широко – «от постманьеризма до дадаизма» (О.с.т.р.о.в.а Юрия Соболева. 2014. С. 61). В своём творчестве он сочетал элементы сюрреалистической и метафизической эстетики, широко пользовался возможностями дадаизма и абсурдизма. Работы конца 1950 – 1960-х гг. отмечены стремлением к освоению приёмов мастеров модернизма (М. Эрнста, Р. Магритта, Дж. Де Кирико, Х. Миро) и тесной связью с искусством и образным мышлением Ю. Соостера. С середины 1970-х гг. специфика творческих задач художника трансформировалась. Он обратился к духовным поискам, стал изучать искусство и философию буддизма и индуизма. В графике появилось тяготение к структурности и упорядоченности благодаря использованию в работе авторской модульной сетки, основанной на каноне средневековых изображений сидящего Будды. В 1970–1980-х гг. моделирование пространства листа при помощи карандашной сетки стало одним из наиболее распространённых приёмов в композициях художника. Увлечение восточными религиями нашло отражение также в попытке нивелирования роли автора в собственных работах, включении в композиции символов-знаков, базирующихся на буддийских и индуистских элементах (например, серия «Космос для собственного употребления»).
В начале 1980-х гг. сблизился с режиссером-экспериментатором М. А. Хусидом, в соавторстве с которым стремился к созданию разновидности синтетического театра через органичное сочетание в спектакле различных форм современного искусства (перформанс, инсталляция, мультимедиа). Участвовал в оформлении постановок Хусида в театрах «Человек, предмет, кукла» в Тюмени (ныне Тюменский театр кукол; «Почта» Р. Тагора, 1981), «Лабиринт» в Челябинске (ныне Челябинский государственный театр кукол имени В. Вольховского; «Что было после спасения», 1987; «Я, Фауст», 1988).
В 1988–1992 гг. жил и работал в Швейцарии и России. Последние годы жизни провёл в г. Пушкин, где в 1990 г. совместно с М. А. Хусидом и Ж. Собрекасом создал международную мастерскую синтеза и анимации «Интерстудио» (в 1993–2001 Царскосельский филиал Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства; с 2008 автономная некоммерческая организация «Дирекция инновационных программ национальной премии и фестивалей для детей "Интерстудио"»). Мастерская осуществляла многофункциональную деятельность – работала как театр, школа современного искусства, являлась организатором и участником международного фестиваля «КУКART», где Нолев-Соболев выступал как арт-директор музыкальных и визуальных программ (1993–2001). Вместе с Хусидом участвовал в создании спектаклей «Дон Жуан» (1992) и «Бобо мертва. Прости мне, Вавилон» (1996).
Нолев-Соболев занимался педагогической деятельностью – вёл в школе «Интерстудио» курс «художник паратеатральных форм». В 1996 г. студенты и преподаватели курса Нолева-Соболева объединились в группу «Запасной выход» (1996–2004; по названию Запасного, или Владимирского, дворца Царского Села, где проходили занятия).
Участник выставок: однодневной в студии Э. М. Белютина на Большой Коммунистической улице, «30 лет МОСХ» в московском Манеже (обе – 1962), «Актуальная альтернатива II» («Alternativa Attuale II», 1965) в итальянском г. Аквила, «Новая московская школа» во Флоренции («Nuova scuola di Mosca») и во Франкфурте-на-Майне («Neue Schule von Moskau»; обе – 1969), «Прогрессивные направления в Москве» в г. Бохум («Progressive Strömungen in Moskau», 1974), биеннале диссидентов в Венеции (1977), «Живу – вижу» в Берне («Ich lebe – Ich sehe», 1988), «Другое искусство» в Москве (1991). Персональные выставки художника были организованы в Брно (1965), Москве (1988, 1995), Цюрихе (1988–1993), Туне (1992). Ретроспективные выставки художника прошли в Государственном центре современного искусства (2003) и Московском музее современного искусства (2014), центре современного искусства «Заря» во Владивостоке (2016), русском культурном центре «Пушкинский дом» в Лондоне (2016–2017), Государственном центре современного искусства в Нижнем Новгороде (2018). В 2005 г. в Москве создан исследовательский проект Sobolevarchive, в рамках которого ведётся работа с наследием художника и мастеров неофициального искусства 1960–1980-х гг.