Живописцы

Федотов Павел Андреевич

Федо́тов Па́вел Андре́евич [22.6(4.7).1815, Москва – 14(26).11.1852, Cанкт-Петербург], российский живописец, график.

С 1834 г. служил в . Посещал в свободное время рисовальные классы петербургской . Создавал акварельные и карандашные портреты сослуживцев и родственников, сцены полкового быта. За «Встреча в лагере Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» (1838, , Санкт-Петербург) пожалован бриллиантовым перстнем. По указу получил «добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В 1844 г. ушёл в отставку.

Учился в Академии художеств в батальном классе у . Работал как жанрист, портретист, карикатурист, иллюстратор. Наряду с батальными сценами («Переход егерей вброд через реку на манёврах», 1844, , ), обратился к бытовым сюжетам нравственно-критического содержания, определившим его дальнейшее творчество. Павел Федотов. «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846Павел Федотов. «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846 г. Государственная Третьяковская галерея.Первые восемь произведений такого рода исполнил в технике сепии. Композиция одной из сепий («Утро чиновника, получившего накануне первый крестик», 1844) легла в основу самого раннего живописного произведения Федотова, известного как «Свежий кавалер» (1846). За картину «Разборчивая невеста» (все – , Москва) получил звание «» (1847), за работу «Сватовство майора» (Третьяковская галерея; авторская копия – Русский музей) – звание «по живописи домашних сцен» (1848).

Впервые участвуя в академической выставке (1849), Федотов произвёл фурор; сочинил «рацею» с пояснением сюжета картины «Сватовство майора» и читал её перед публикой. Задачу живописи видел в том, чтобы с её помощью воздействовать на человеческую личность, исцеляя её от пороков и спасая от нравственного падения. Высмеивал неприглядные с морально-нравственной точки зрения слабости человека. В поисках собственных сюжетов отталкивался от гравюр и бытовых картин (, ). От последних заимствовал любовь к точной передаче фактуры предметного мира, тщательному изображению деталей.

В феврале – мае 1850 г. по просьбе отца посетил Москву, окончив картину «Не в пору гость. Завтрак аристократа» (1849–1850, Третьяковская галерея). В Москве выставлял свои работы в галерее графа А. Ф. Ростопчина и в . Был благосклонно принят в кругу московской интеллигенции. В том же году возвратился в Санкт-Петербург.

На 1849–1850 гг. пришёлся пик популярности творчества Федотова. В годы расцвета продолжил писать камерные портреты близких людей (М. П. Дружининой, 1848–1849, «Н. П. Жданович за фортепиано», 1849, портреты детей Жербиных, 1850–1852, все – Русский музей; , 1850, Третьяковская галерея, и др.). Сочинил поэму «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» (1850). Любовь публики и известность не принесли Федотову стабильного материального достатка. Последние работы – несколько вариантов «Вдовушки» (Третьяковская галерея, Русский музей), «Анкор, ещё анкор!» (Третьяковская галерея, все 1851–1852), «Игроки» (1852, , Киев) – полны ощущения трагизма и отчаяния.

Павел Федотов. Игра в карты. П. А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840–1842Павел Федотов. Игра в карты. П. А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840–1842 гг. Государственная Третьяковская галерея.

  • Живописцы России 19 в.
  • Графики России