Федотов Павел Андреевич
Федо́тов Па́вел Андре́евич [22.6(4.7).1815, Москва – 14(26).11.1852, Cанкт-Петербург], российский живописец, график.
С 1834 г. служил в лейб-гвардии Финляндском полку. Посещал в свободное время рисовальные классы петербургской Императорской Академии художеств. Создавал акварельные и карандашные портреты сослуживцев и родственников, сцены полкового быта. За акварель «Встреча в лагере Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» (1838, Русский музей, Санкт-Петербург) пожалован бриллиантовым перстнем. По указу Николая I получил «добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В 1844 г. ушёл в отставку.
Учился в Академии художеств в батальном классе у А. И. Зауервейда. Работал как жанрист, портретист, карикатурист, иллюстратор. Наряду с батальными сценами («Переход егерей вброд через реку на манёврах», 1844, сепия, тушь), обратился к бытовым сюжетам нравственно-критического содержания, определившим его дальнейшее творчество. Первые восемь произведений такого рода исполнил в технике сепии. Композиция одной из сепий («Утро чиновника, получившего накануне первый крестик», 1844) легла в основу самого раннего живописного произведения Федотова, известного как «Свежий кавалер» (1846). За картину «Разборчивая невеста» (все – Третьяковская галерея, Москва) получил звание «назначенного» (1847), за работу «Сватовство майора» (Третьяковская галерея; авторская копия – Русский музей) – звание академика «по живописи домашних сцен» (1848).
Впервые участвуя в академической выставке (1849), Федотов произвёл фурор; сочинил «рацею» с пояснением сюжета картины «Сватовство майора» и читал её перед публикой. Задачу живописи видел в том, чтобы с её помощью воздействовать на человеческую личность, исцеляя её от пороков и спасая от нравственного падения. Высмеивал неприглядные с морально-нравственной точки зрения слабости человека. В поисках собственных сюжетов отталкивался от гравюр У. Хогарта и бытовых картин малых голландцев (А. ван Остаде, Д. Тенирса Младшего). От последних заимствовал любовь к точной передаче фактуры предметного мира, тщательному изображению деталей.
В феврале – мае 1850 г. по просьбе отца посетил Москву, окончив картину «Не в пору гость. Завтрак аристократа» (1849–1850, Третьяковская галерея). В Москве выставлял свои работы в галерее графа А. Ф. Ростопчина и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был благосклонно принят в кругу московской интеллигенции. В том же году возвратился в Санкт-Петербург.
На 1849–1850 гг. пришёлся пик популярности творчества Федотова. В годы расцвета продолжил писать камерные портреты близких людей (М. П. Дружининой, 1848–1849, «Н. П. Жданович за фортепиано», 1849, портреты детей Жербиных, 1850–1852, все – Русский музей; Е. П. Ростопчиной, 1850, Третьяковская галерея, и др.). Сочинил поэму «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» (1850). Любовь публики и известность не принесли Федотову стабильного материального достатка. Последние работы – несколько вариантов «Вдовушки» (Третьяковская галерея, Русский музей), «Анкор, ещё анкор!» (Третьяковская галерея, все 1851–1852), «Игроки» (1852, Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев) – полны ощущения трагизма и отчаяния.