Флетчер Алан
Фле́тчер А́лан, Алан Джерард Флетчер (Alan Gerard Fletcher) (27.9.1931, Найроби, Кения – 21.9.2006, Форест-Роу, графство Восточный Суссекс), английский графический дизайнер.
С 1936 г. жил в Лондоне; в 1949 г. поступил в Хаммерсмитскую школу искусств, затем – в Центральную школу искусств (1950–1951), где познакомился со своими будущими партнёрами К. Форбсом и Т. Кросби; продолжил учёбу в Королевском колледже искусств (1953–1956). Получив специальную стипендию, обучался в школе искусств и архитектуры Йельского университета в Нью-Хейвене (1956–1957), где среди его преподавателей были графический дизайнер П. Рэнд и художник Й. Альберс. Первый важный заказ – обложка номера журнала Fortune от января 1958 г. Затем работал на владельца этого журнала – издательский дом Time and Life (рекламные и другие материалы, 1958).
В 1959 г., после краткого периода работы в Милане для компании Pirelli, вернулся в Лондон, где выполнял заказы Time and Life International (буклеты, аксессуары для офиса) и Pirelli, а также преподавал вместе с К. Форбсом в Центральной школе искусств. Флетчер использовал в своих работах элементы поп-арта, небрежный рисунок от руки, геометрические формы, создавая яркие и точные изображения. В 1961 г. к Флетчеру и Форбсу присоединился американский графический дизайнер Б. Гилл, в апреле 1962 г. была создана студия Fletcher/Forbes/Gill. Среди проектов этого периода – обложки для книг издательства Penguin Books и реклама Pirelli для двухэтажного автобуса (1962). В 1963 г. студия выпустила книгу «Графический дизайн: визуальные сравнения» с обложкой авторства Флетчера, где высказывались важные как для него, так и для дальнейшего развития графического дизайна идеи: каждая визуальная задача имеет бесконечное число решений, многие из которых верны; решения должны вытекать из существа задачи; у дизайнера не должно быть заранее сложившегося графического стиля.
В 1965 г. Гилла сменил архитектор по образованию Т. Кросби, и студия стала называться Crosby/Fletcher/Forbes, а в 1972 г., когда партнёрами также стали К. Грейндж и М. Курланский, она была переименована в Pentagram. Флетчер оставался там до 1992 г., затем работал как независимый дизайнер.
Флетчер разработал ряд знаковых для истории графического дизайна логотипов, для которых характерны простота, лаконичность и оригинальность. Логотип для агентства Reuters из 84 точек напоминал перфоленту (1965; в 1996 был заменён, т. к. не подходил для новых цифровых носителей). Он был частью комплексного заказа, включавшего, помимо прочего, дизайн компьютерных мониторов. В 1970 г. Флетчер с партнёрами выпустил классический труд по корпоративному дизайну «Руководство по знаковым системам».
«Символ» для банка Commercial Bank of Kuwait (1980) отражал баланс между мотивами исламской культуры и понятными международному финансовому сообществу знаками: восьмиконечная звезда была составлена из слов «коммерческий» и «банк», написанных стилизованным куфическим шрифтом. Сдержанный, но запоминающийся логотип Музея Виктории и Альберта в Лондоне (1990; продолжает использоваться в начале 2020-х гг.) создан на основе шрифтов Дж. Бодони, итальянского типографа и гравёра 18 – начала 19 вв. Среди других проектов – логотипы для фонда «Фестиваля Стравинского» (соединение буквы S и скрипичного ключа; 1979) и сети отелей Mandarin Oriental (упрощённое изображение веера; 1985), плакаты (IBM, 1-я половина 1980-х гг.; к столетию автомобиля для компании Daimler Benz, 1986), система навигации для штаб-квартиры компании Lloyd’s of London (1986).
В 1994 г. стал арт-директором – консультантом издательства книг по искусству и дизайну Phaidon, в 1994–1996 гг. оформил ряд обложек для журнала Domus. В 1990-е – первую половину 2000-х гг. Флетчер продолжал выполнять коммерческие проекты (постеры, открытки, дизайн уличной ограды и т. п. для комплекса фармацевтической компании Novartis в Базеле, 2004, и др.), создавал коллажи и графические работы, публиковал книги о дизайне, развивавшие его тезис «Дизайн – это образ жизни».
Королевский промышленный дизайнер (1972).