#ГравюраГравюраИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегГравюраГравюраНайденo 48 статейИнструменты и техники в искусстве и архитектуреИнструменты и техники в искусстве и архитектуре Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг.Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг. В ноябре 1938 г. в нью-йоркской Contemporary Art Gallery открылась первая в истории США выставка эстампов, исполненных в технике шелкографии. Небольшая экспозиция состояла из 16 графических листов американского художника Г. К. Маккоя. Цветные изображения небольшого формата отпечатал сам автор густыми масляными красками тиражом 10–20 экз. Плоскостно решённые композиции построены на колористическом взаимодействии или контрасте больших, наплывающих друг на друга аморфных пятен. Тем не менее произведения представляли скорее условно и несколько наивно трактованные натурные сюжеты, нежели подходили под критерии абстрактного искусства, в рамках которого их рассматривал сам художник. Наиболее ранние работы датировались 1932 г. – «Женщина с котом» и «Натюрморт». Выставка имела определённый успех и стала поводом для определения американскими историками искусства Маккоя как родоначальника авторской шелкографии.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг.Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг. Первые документированные сведения об использовании шёлкотрафаретной печати в СССР относятся к середине 1930-х гг., времени, когда шелкографию как способ орнаментации текстиля начали внедрять на двух московских шёлковых предприятиях – фабрике «Красная роза» и Московском шёлковом комбинате имени П. П. Щербакова. Поскольку технология была импортирована из Германии, этот метод обозначался первоначально немецкоязычными терминами «фотофильмдрук» (Fotofilmdruck), «фильмдрук» (Filmdruck), позднее заменёнными на переводные «фотофильмпечать», «фильмпечать». Одним из пионеров в освоении и обучении новому способу декорирования тканей стала преподававшая в Московском текстильном институте (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) художница Л. В. Маяковская (сестра В. В. Маяковского).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Изобретение шелкографииИзобретение шелкографии. В 20–21 вв. шелкография, наравне с литографией, офортом и гравюрой на дереве, находит самое широкое применение в практике художников как способ создания авторской печатной графики. Вместе с тем шелкография – техника новая, давшая эстампу потенциал и выразительный язык, адекватный задачам современного искусства, и именно в этом заключается главная причина её популярности у современных мастеров и стремительного распространения в большинстве стран мира.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ГрафикаГра́фика, вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Основой преимущественно служит бумага (до её изобретения были распространены папирус, пергамен, шёлк). По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная (рисунок, коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж) и печатная графика. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра). По назначению различается станковая и прикладная (книжная, газетно-журнальная, плакат и др.) графика. К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, архитектурная графика. Пограничный вид искусства – анимационное кино. Размер графического произведения варьируется от миниатюрного (экслибрис) до монументального (рекламный плакат, суперграфика, картоны и др.).Графики Граф УрсГраф Урс (около 1485 – между 1527 и 1529), швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения. Гражданин и мастер цеха ювелиров в Базеле (с 1512), мастер монетного двора (с 1519). Основная часть наследия – рисунки (около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, около 20 резцовых гравюр и офортов). Значительная работа – цикл ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург). Участвовал в Итальянских войнах (с 1510), под воздействием этого опыта обратился к мотивам народной, в том числе и низовой, городской культуры («Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, рисунок пером) и мифологическим темам (картина «Дикая армия», около 1513–1515, приписывается Графу; оба произведения – Художественный музей, Базель). Автор ряда витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих). Отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).Историки искусств Ровинский Дмитрий АлександровичРови́нский Дми́трий Алекса́ндрович (1824–1895), российский государственный деятель, юрист, историк искусства. Один из основоположников российского искусствознания. Исследователь и популяризатор искусства гравюры, коллекционер, издатель. Действительный тайный советник (1894), почётный член Петербургской Академии наук (1883) и Императорской Академии художеств (1870). Дворянин. Один из основных разработчиков судебной реформы 1860-х гг. Занимался исследованием культуры России до конца 17 в. Коллекционер гравюры – западноевропейской (офорты Рембрандта, голландских мастеров 17 в., гравированные доски и произведения французских, итальянских, немецких и британских гравёров), русской (произведения русских гравёров 16–19 вв., гравированные портреты русских деятелей и работавших в России иностранцев, русский лубок), восточной (народная картинка Японии, Китая, Индии). Автор научных трудов «Русские народные картинки» (1881), «Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках» (1890), «Подробный словарь русских гравированных портретов» (1886–1889), «Подробный словарь русских гравёров XVI–XIX веков» (1895) и др.Графики Шмидт Георг ФридрихШмидт Гео́рг Фри́дрих (1712–1775), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко; известен как мастер гравированных портретов, преимущественно созданных в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы. Работал в Париже (1737–1744), Берлине (1744–1757, 1762–1775), Санкт-Петербурге (1757–1762). Член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1744), учредитель гравировального класса в Императорской Академии художеств. Автор портретов П. Миньяра (1744, по оригиналу Г. Риго), писателя А. Ф. Прево (1745, по собственному рисунку), императрицы Елизаветы Петровны (по оригиналу Л. Токке, 1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.Графики Чемесов Евграф ПетровичЧе́месов Евгра́ф Петро́вич (1737–1765), российский гравёр, педагог. Академик Императорской Академии художеств (1762). Произведения Чемесова – портреты Петра I (1759, с оригинала Ж.-М. Натье), И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), императрицы Елизаветы Петровны (1761, по оригиналам Л. Токке и Ротари), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1764–1765, с оригинала Ж. Л. де Велли) – отличает виртуозное владение различными техническими приёмами (офорт, сухая игла, резцовая гравюра), стремление передать психологическое содержание образа. Руководитель гравировального класса при Академии художеств (1762–1765).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ЛиногравюраЛиногравю́ра, выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики. Возникла в начале 20 в.; наибольшее распространение получила в 1920–1950-х гг. В технике линогравюры работали художники группы «Мост», А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Мазерель и др. Широко распространилась в странах, где развивалось искусство, обращённое к широким массам, особенно в Латинской Америке («Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии). Основные представители в России: И. Н. Павлов, Н. А. Шевердяев, В. Д. Фалилеев, А. А. Дейнека, Л. С. Попова, А. М. Родченко и другие художники.Графики Зубрицкий НикодимЗубри́цкий Никоди́м [ум. 1724(?)], украинский гравёр. В 1688–1724 гг. исполнил свыше 400 ксилографий на евангельские и библейские сюжеты для различных изданий, а также иллюстрации к Новому Завету (гравюры на меди и на дереве, 1717). Обращался к светским темам: «Освобождение Почаевского монастыря от осады турок… в 1675 г.» («Осада Почаева турками», офорт, 1704). 12345