Иванов Александр Андреевич
Ива́нов Алекса́ндр Андре́евич [16(28).7.1806, Санкт-Петербург – 3(15).7.1858, там же], российский живописец, академик Императорской Академии художеств (1836). Виднейший представитель классицизма 1-й половины 19 в. в России.
Второй по старшинству из 10 детей живописца, профессора Императорской Академии художеств по классу исторической живописи (1812) Андрея Ивановича Иванова (1775–1848) и Екатерины Ивановны Ивановой [урождённая Димерт, Диммерт; 1782(?) – 1843], дочери мастера позументного «басонского» немецкого цеха. Дядя по матери – Егор Иванович Димерт (Диммерт; 1788 – дата смерти неизвестна), архитектор, работал вместе с Дж. Кваренги при строительстве первых Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Младший брат – архитектор Сергей Андреевич Иванов (1822–1877).
В Академии художеств
Первые навыки рисования А. А. Иванов получил от отца. В 1817–1828 гг. учился в Императорской Академии художеств по классу исторической живописи у А. Е. Егорова. В 1824 г. удостоен малой золотой медали Академии художеств за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ), в 1827 г. – большой золотой медали за полотно по программе «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ) и рисунок с античной статуи «Лаокоон» (1827, ГТГ).
В 1828 г. получил звание классного художника. По программе, назначенной Обществом поощрения художников «для окончательной проверки его способностей» перед пенсионерской поездкой, написал картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829, ГРМ).
Во время учёбы эстетические взгляды Иванова формировались под влиянием российского художника немецкого происхождения К. И. Рабуса. Хорошо знавший родной язык и литературу, неоднократно бывавший в Германии, Рабус приобщал Иванова к эстетическим проблемам современного искусства, переводил по его просьбе немецких авторов, поддерживал морально.
В 1830 г. Иванов стал пенсионером Общества поощрения художников на 4 года (в дальнейшем пенсионерское содержание продлевалось).
Пенсионерская поездка в Италию
Весной 1830 г. А. А. Иванов вместе с учеником отца Г. И. Лапченко отправился в Рим по традиционному для российских пенсионеров маршруту через Травемюнде (ныне в составе Любека), Штеттин (ныне Щецин), Берлин, Дрезден, Вену и города Северной Италии. В инструкции, подготовленной Обществом поощрения художников, были изложены подробные рекомендации, какие города и музеи следует осмотреть по дороге. Первые наиболее сильные эстетические потрясения Иванова связаны с «Сикстинской мадонной» Рафаэля из собрания саксонских герцогов (ныне Дрезденская картинная галерея) и поразившей художника магической одушевлённостью мрамора «Венерой Медицейской» (1 в. до н. э.) во флорентийской галерее Уффици. В своих рисунках Иванов запечатлел фрагмент полотна Рафаэля с головами Мадонны и Младенца (1830, ГРМ) и античную статую богини (1830/1831, ГТГ), изобразив её в разных ракурсах и добиваясь иллюзии её «оживления» (Алленов. 1980. С. 10).
В начале 1831 г. прибыл в Рим. Узнав об отставке отца, испытал сильное душевное потрясение; из-за болезненного состояния почти год не мог работать (ранимость перед лицом жизненных невзгод сопровождала художника и далее, выступая помехой в работе). В 1832 г. по заданию Общества поощрения художников выполнил картон с фрески Микеланджело «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле [хранился в петербургской Академии художеств, сгорел во время пожара 17(30) марта 1900]. Сохранился рисунок с фигуры Адама (1831, ГТГ).
Для совершенствования в рисунке и восполнения пробелов в образовании Иванов посещал натурный класс римской Академии Святого Луки, штудировал обнажённую женскую натуру (она в петербургской Академии художеств не ставилась). В 1830-х – 1840-х гг. совершал поездки по Италии (Неаполь, Помпеи, острова Искья и Прочида, Венеция, Милан, Ассизи, Падуя и др.), изучал искусство старых мастеров, выполнял зарисовки и уменьшенные копии с работ Тициана («Убиение Петра Мученика», оригинал находился в церкви Санти Джованни-э-Паоло в Венеции, утрачен) и Тинторетто («Искушение Святого Антония» из церкви Сан-Тровазо и «Меркурий и три грации» из Дворца дожей в Венеции), все – около 1839, ГРМ.
В Риме А. А. Иванов сблизился с представителями разных европейских художественных школ: В. Камуччини, Б. Торвальдсеном, особенно – с назарейцами, прежде всего И. Ф. Овербеком, который с момента их знакомства стал «постоянным критиком и советником Иванова в делах искусства» (Алленов. 1980. С. 15). В эпоху кризиса светской исторической живописи Иванов видел в нём мастера, возвращавшего искусству строгость художественной формы и духовные основы творчества.
Произведения 1830-х – начала 1840-х гг.
В период близкой дружбы с литератором Н. М. Рожалиным (1805–1834), жившим в Риме с 1832 г. в качестве воспитателя сына княгини З. А. Волконской, в 1831–1834 гг. Иванов написал картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (ГТГ). Знакомство с Рожалиным упрочило тягу Иванова к глубокому осмыслению творческих задач, к осознанию принадлежности искусства сфере духа. Художник отринул трагическую сторону мифа, повествующего о гибели любимцев бога Аполлона – Гиацинта и Кипариса, выведя на первый план философскую идею сотворчества человека и божества. В поисках подходящего фона для картины художник впервые начал писать пейзажи с натуры, выезжая на этюды в городки Альбано (ныне Альбано-Лациале) и Субиако в окрестностях Рима. Отъезд и внезапная смерть Рожалина в 1834 г. привели Иванова к утрате «весёлого расположения духа» (цит. по: Алленов. 1980. С. 17), и картина не была окончена, при этом она остаётся одним из самых гармоничных произведений искусства своего времени, воплощая присущее Риму живое присутствие Античности.
В начале 1830-х гг. Иванов также создал ряд эскизов на библейские и мифологические темы в поисках сюжета для большой картины. Наибольшую разработку получили эпизоды из жизни Иосифа Прекрасного: «Иосиф и жена Пентефрия (Потифара)» и «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (все эскизы – между 1831 и 1833, ГТГ).
В 1833 г. Иванов сообщил Обществу поощрения художников о замысле картины «Явление Христа народу» («Явление Мессии»): «…идя вслед за алканием Пророков, я остановился на Евангелии, на Евангелии Иоанна!! – Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия увидел что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу. <…> Предмет сей никем ещё не делан, следовательно будет интересен уже по новизне своей» (А. А. Иванов – ОПХ. Начало 1833, Рим // Государственный Русский музей. Отдел рукописей. Ф. 24. Ед. хр. 6. Л. 3–3об.). В озарившей его мысли Иванов готов был видеть дар Божий, ниспосланный в период тяжёлых душевных переживаний и творческой растерянности, а в осуществлении задуманного – собственный долг перед отечественным искусством, не знавшим подобного замысла. Тогда же художник начал разрабатывать сюжет в эскизах. В «Первоначальном» эскизе (1834, графический вариант – ГТГ, живописный – ГРМ) сцена получила более жанровую трактовку, чем в итоговом произведении. Этот вариант Иванов обсуждал с авторитетными для него художниками, в том числе с Овербеком.
В живописных эскизах 2-й половины 1830-х гг. («Венецианский эскиз» или «Эскиз в венецианских красках», ГТГ; «Строгановский» из бывшего собрания Строгановых, ГТГ; «Солдатёнковский» – малый вариант картины, 172 × 247 см, 1836–1855, ГРМ; «Кокоревский» из бывшего собрания В. А. Кокорева, ГРМ) Иванов приблизился к окончательному варианту, преодолев жанровое начало путём приведения всех элементов картины в ясное и пластически выразительное целое. Важной частью композиции стал пейзаж.
Для достоверного изображения долины реки Иордан Иванов намеревался совершить поездку в Палестину, однако Общество поощрения художников ему в этом отказало, ожидая от своего пенсионера подтверждения его мастерства и трудолюбия. Чтобы «изведать свои силы в Италии» и отчитаться перед покровителями, Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835, ГРМ; эскиз и этюды в ГТГ). Композиция, где порывистое движение восхищённой Марии Магдалины останавливается величественным жестом Христа: «…не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему...» (Ин 20:11–17), основана на традиционной иконографии этого сюжета – Noli me tangere, – которая встречается в работах старых мастеров. Перед зрителем открывается картина живого, страстного переживания Марией Магдалиной чувства физической утраты Учителя и духовного обретения воскресшего Христа. Немой диалог двух фигур построен на ярком пластическом и цветовом контрасте: стремительности движений потрясённой Марии Магдалины и величественной отрешённости от земных страстей Богочеловека, будто пламенеющего красного платья земной женщины и белых пелён Спасителя с переливами холодных и тёплых тонов. Память об античной пластике нашла отражение в образе Христа, физическим совершенством напоминающего древнегреческого бога, восхищение венецианской живописью – в чувственной и одухотворённой прелести Марии Магдалины, в теплоте колорита с чистыми, мягкими оттенками локального цвета. За эту картину художник был удостоен звания академика (1836), но желаемая поездка в Палестину так и не состоялась.
В мае 1837 г. Иванов приобрёл огромный холст (итоговый размер картины – 540 × 750 см), снял новую мастерскую в доме № 7 в римском переулке Виколо-дель-Вантаджо (ныне Виа-дель-Вантаджо) и осенью приступил к написанию полотна «Явление Христа народу (Явление Мессии)», работа над которым продлилась (с перерывами) до середины 1850-х гг. В частности, работа над картиной прерывалась во время Революции 1848 г. в Италии, когда у Иванова не было средств на материалы и натурщиков. За время работы над картиной были созданы многочисленные этюды (более 400), в том числе пейзажи римской Кампании, изображения натурщиков и натурщиц в образах главных персонажей картины.
К лучшим натурным работам мастера принадлежит живой, экспрессивный этюд к фигуре «Путешественника» (середина 1840-х гг., ГТГ) – сидящего в тени на втором плане странника или пастуха в мягкой широкополой шляпе и с посохом в руке, свидетеля великого события – Явления Мессии. Европейские черты лица «Путешественника» служили поводом считать его образ автопортретом Иванова (несмотря на недостаток сходства, т. к. лицо художника не обладало столь выраженной худощавостью и чеканным профилем с горбинкой), но, скорее всего, данный персонаж восходит к образу пастуха с фрески Джотто «Сон Иакова» (Капелла дельи-Скровеньи, Падуя).
Жанровые акварели
Как исторический живописец А. А. Иванов негативно относился к произведениям на бытовые сюжеты. Тем не менее в немногих жанровых акварельных работах, появившихся «по случаю», он с изяществом, простотой и тонким юмором запечатлел характерные сценки итальянского быта, отразив жизнь простых людей не как праздный любитель экзотики, а как вдумчивый наблюдатель. Так, в связи с приездом в Рим великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и намерением пребывавших в Риме российских художников преподнести ему альбом своих работ, Иванов создал акварель «Аve Maria» (1839, ГРМ). В ней он изобразил группу итальянцев, которые собрались перед образом Мадонны, чтобы исполнить привычный вечерний ритуал – пропеть славу Деве Марии. В. А. Жуковскому, сопровождавшему наследника, Иванов преподнёс один из ранних карандашных эскизов к «Явлению Христа народу» и акварель «Жених, выбирающий серьги для своей невесты» (1839, ГТГ). Работу на аналогичный сюжет, получившую название «Жених, выбирающий кольцо для невесты» (1839, бумага, акварель, ГРМ), художник выполнил для Н. В. Гоголя, с которым познакомился в 1838 г. Работая акварелью, Иванов открыл для себя выразительные возможности этой техники, позволяющие запечатлевать в свободной живописной манере как пейзажные зарисовки, так и самые разные сюжеты, что использовалось им при создании «Библейских эскизов».
«Воскресение Христово» и «Библейские эскизы»
Эскизы композиции «Воскресение Христово» были созданы Ивановым в первые месяцы 1845 г. в связи с известием о том, что ему может быть поручено написать запрестольный образ для храма Христа Спасителя в Москве. Заказ художник так и не получил, но в работе над эскизами впервые проявил глубокий интерес к специфике византийской и русской православной традиции. Благодаря промышленнику Ф. В. Чижову, с которым познакомился в 1842 г., Иванов загорелся идеей возрождения церковного искусства. Однако в 1840-х гг. старинные иконы по большей части находились под позднейшими записями, а научный интерес к древнерусскому искусству только начинал проявляться в обществе. Сохранилось около 10 вариантов композиции, которые подразделяются на сюжетные группы: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов» и «Праведники парят над пустыми гробами». Переклички с древнерусским искусством в них весьма условны как в иконографии, так и на уровне стиля. В то же время эскизы отличаются и от западнохристианской трактовки Воскресения Христа – «Восстания Христа из гроба». Отталкиваясь от западной иконографии и искусства кватроченто, опираясь на тексты Библии, апокрифов, Четьих-Миней и на характер православного пасхального богослужения, Иванов предложил сугубо авторское решение темы и создал по сути новый тип культового образа, синтезировав итальянский художественный опыт со святоотеческой православной традицией. Победный пафос попрания и разрушения ада, которым проникнуты композиции Иванова, соотносятся с текстом стихиры Великой субботы и со «Словом огласительным» святителя Иоанна Златоуста, читаемым во время пасхальной службы. Соединяя символические элементы с пластически выразительными и даже реалистическими мотивами, он искал форму для более глубокого художественного выражения мистического смысла сюжета – спасения человечества крестной смертью Христа.
Во 2-й половине 1840-х гг. Иванов приступил к работе над эскизами и рисунками из книги Бытия, книги Иова и Евангелия («Протобиблейские эскизы»). Художник делал выписки из Библии, сопровождая их на полях рисунками костюмов, обуви и украшений, заимствованных из археологических трудов. Заметки в специальной тетради сложились в текст комментариев «Мысли, приходящие при чтении Библии».
В 1846 г. А. А. Иванов составил текст «Законов о художниках» и манифест от имени императора Николая I, с которым, по его мысли, правитель должен был выступить на праздновании 25-летия своего царствования. В манифесте высказана идея перенесения столицы из Санкт-Петербурга в Москву, а также строительства храма, стены которого должны быть украшены пейзажными видами Святой земли.
Многолетнее пребывание в Риме, где в каждом соборе можно было увидеть фресковые и мозаичные циклы, а боготворимый Ивановым Овербек работал над росписями по заказам своих соотечественников, не могло не побудить русского художника задуматься о подобном проекте. В начале 1850-х гг. Иванов познакомился с книгой немецкого протестантского философа Д. Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса» (издана в 1835–1836), и художника окончательно захватила идея создания эпической картины духовного становления человечества через его религиозные верования. Запрещённая в папском Риме книга Штрауса содержала критический разбор евангельских текстов, отвечая духу рационализма 19 в. Для Иванова труд немецкого учёного открывал доступ к «важнейшим историческим сведениям», поскольку в нём содержался принцип систематизации священных текстов как исторических источников. В 1850-х гг. творчество художника сосредоточилось на создании «Библейских эскизов» (ГТГ).
Европейские поездки 1857–1858 гг. и возвращение в Россию
В 1857 г. Иванов был вынужден покинуть Италию для консультаций с врачами-окулистами. В Берлине он познакомился с И. М. Сеченовым, близ Штутгарта навестил Д. Ф. Штрауса, удивив немецкого философа доскональным знанием его книги «Жизнь Иисуса». В сентябре приехал в Лондон, где посетил Национальную галерею и встретился с А. И. Герценом, с которым был лично знаком с 1847 г. В разговорах с ним художник надеялся разрешить мучивший его вопрос о равнодушии современного общества к религии и утрате собственной религиозности, без которой не мыслил занятий искусством. Герцен был убеждён в необходимости искать новые идеалы в революционной борьбе за идею свободы, но такая позиция не удовлетворила Иванова. Он уехал в Брюссель на художественную выставку, а затем в Париж.
Вернувшись в Рим, познакомился и близко сошёлся с И. С. Тургеневым, П. П. Боткиным и В. П. Боткиным, князем Д. А. Оболенским (из рода Оболенских). Мастерскую Иванова посетила великая княгиня Елена Павловна и заказала фотографию с картины «Явление Христа народу». При содействии князя Д. А. Оболенского она также взяла на себя издержки по отправке картины и возвращению Иванова в Санкт-Петербург.
В апреле (мае) 1858 г. Иванов покинул Рим. По дороге из-за внезапного ухудшения самочувствия (сильного носового кровотечения) был вынужден задержаться в датском городе Киль (ныне земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия), а картина последовала далее без него. Из Киля художник отправился в Берлин к врачу С. П. Боткину для консультации и лечения, после чего продолжил путь в Россию через Штеттин.
А. А. Иванов прибыл в Петербург 20 мая (1 июня) 1858 г. и остановился на квартире учеников Академии художеств М. П. Боткина и С. П. Постникова. Иванов погрузился в суету столичной жизни, заводил новые знакомства, посещал Императорскую Публичную библиотеку.
С конца мая по 9(21) июня картина находилась в Белом зале Зимнего дворца, где её осматривал император Александр II, а с 10(22) июня экспонировалась для широкой публики в Античной галерее Академии художеств, вскоре став «интересной и важной петербургской новостью» (Панаев. 1858. С. 226). Часть этюдов была выставлена для продажи.
С каждым днём нарастало беспокойство художника о судьбе картины. Вопрос о её приобретении императором откладывался из-за трёхнедельного отъезда Александра II из Петербурга в Архангельск. 22 июня (4 июля) вышла статья В. В. Толбина «О картине господина Иванова» в журнале «Сын Отечества». Перечисляя достоинства грандиозного полотна, отдавая должное самобытности рисунка и композиции, критик высказал ряд резких замечаний о том, что картина не оправдала ожиданий, о тлетворном влиянии Овербека, о колорите, о неестественном лице раба и т. п. Всё это привело Иванова к нервному расстройству.
30 июня (12 июля) Иванов по собственной инициативе отправился в Сергиевку близ Петергофа на дачу к президенту Императорской Академии художеств, великой княгине Марии Николаевне Лейхтенбергской, чтобы узнать решение по своей картине, но она не смогла принять живописца. Её супруг граф Г. А. Строганов объявил, что решение принято, однако за окончательным ответом Иванову следует обратиться к графу В. Ф. Адлербергу, министру двора. Утомлённый художник не поехал к министру, а вернулся в дом Боткиных, но уже в болезненном состоянии. Князь Д. А. Оболенский, узнав о тяжёлом состоянии Иванова, привёл доктора И. В. Буяльского, но тот уже ничем не мог помочь. Князь уговорил Иванова причаститься и записал его последнюю волю в форме духовного завещания. 3(15) июля, в 2 часа пополуночи, А. А. Иванов скончался. В день смерти художника поступило официальное известие о том, что император купил картину за 15 тыс. руб. серебром.
6(18) июля художника отпели в церкви Святой Екатерины в здании Академии художеств и похоронили на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Своего рода реквиемом Иванову стали стихотворение П. А. Вяземского «Александру Андреевичу Иванову» (1858) и посвящённое художнику небольшое полотно Н. Н. Ге «Возвращение с погребения Христа» (1859, ГТГ). В 1860 г. на могиле установлен памятник с бюстом Иванова работы итальянского скульптора Л. Гульельми.
В 1936 г. прах Иванова перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1970 г. по инициативе художника С. А. Чуйкова и решению Президиума Академии художеств СССР на доме № 5 на улице Виа-дель-Вантаджо в Риме установлена мемориальная доска.
Оценка современников и судьба творческого наследия
С момента публичной демонстрации грандиозного полотна в Санкт-Петербурге его восприятие и оценка были неоднозначны. Большинство современников относилось к созданию картины «Явление Христа народу» как к важной миссии художника. Несмотря на затянувшийся процесс её создания, Иванов находил поддержку в лице представителей царской фамилии, аристократии и деятелей отечественной культуры. Находились и те, кто считал иждивенчеством постоянные просьбы художника о материальной помощи для завершения работы над картиной. Однако всеми признавалось, что творчество художника принадлежит к величайшим явлениям русской культуры. Искусство Иванова особенно высоко ценилось интеллектуалами, обладавшими художественным вкусом, – Н. В. Гоголем, Ф. И. Чижовым, А. С. Хомяковым, И. С. Тургеневым, живописцами Н. Н. Ге, В. Д. Поленовым, В. И. Суриковым и др.
В 1861 г. картина была доставлена в Москву, где экспонировалась в здании 1-й гимназии на Пречистенке и в том же году передана в дар Румянцевскому музею. По завещанию брата живописца, С. А. Иванова, в музей поступили и другие его произведения. В 1913 г. при музее построена картинная галерея, где с 1915 г. экспонировались картина «Явление Христа народу» и другие работы А. А. Иванова. После реконструкции 2013–2016 гг. в этом здании открыт выставочный «Ивановский зал» Российской государственной библиотеки. При расформировании Румянцевского музея в 1924 г. по постановлению коллегии Главнауки Наркомпроса основной корпус произведений Иванова передан в Третьяковскую галерею (ныне крупнейшая коллекция работ А. А. Иванова), а картина «Явление Христа народу» оставалась при Публичной библиотеке имени В. И. Ленина до постройки специального зала Третьяковской галереи в 1932 г. Вторым представительным собранием произведений мастера обладает Русский музей.
Ключевые выставки и научные труды
Научное изучение творческого наследия Иванова началось с издания статей о картине, собирания биографических материалов и воспоминаний о художнике. Подготовка и первая публикация его писем М. П. Боткиным (1880) положила начало составлению биографии и осмыслению творческого процесса, в который был погружён мастер. Общественная оценка Иванова как одного из величайших деятелей отечественного искусства практически не менялась на протяжении последующего времени. Однако в научном анализе его творчества наблюдалась эволюция, связанная с мировоззренческой позицией исследователей и методологическими подходами в разные исторические периоды.
Первая монографическая выставка А. А. Иванова, сопровождавшаяся изданием каталога, состоялась в 1956 г. в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Тогда же вышла в свет двухтомная монография одного из крупнейших историков искусства советского периода – М. В. Алпатова, содержащая глубокий и всесторонний анализ творческого наследия художника. Она не утратила актуальности, несмотря на марксистско-ленинскую методологию, сообразно которой под оболочкой религиозного сюжета автор видел в творчестве Иванова отражение социальных проблем 1830–1840-х гг.
Знаковым событием на пути переосмысления творчества Иванова в контексте историко-философских и духовных проблем его времени стала монография М. М. Алленова (1980). Сохраняя лучшие достижения научной мысли своих предшественников, автор осветил творчество художника в ракурсе мировоззренческой и стилевой проблематики, показывая широту его кругозора и осведомлённость в вопросах философии и эстетики, выявляя уникальные черты его творческого метода и открытия в области художественной формы.
В 2001 г. литературоведом И. А. Виноградовым опубликована обширная подборка документов, включающая письма и теоретические тексты Иванова, воспоминания современников. Издание также содержит статьи автора публикации о некоторых аспектах творчества Иванова, его религиозных взглядах и взаимоотношениях с Н. В. Гоголем.
В 2006 г. состоялись юбилейные выставки А. А. Иванова в Третьяковской галерее и Русском музее, к которым были подготовлены альбомы-каталоги.
В 2022–2023 гг. отделом графики Третьяковской галереи организован цикл выставок, посвящённых графическому наследию мастера.