Полиграфия
Полигра́фи́я (от поли... и ...графия), технические средства и технологические приёмы, используемые для тиражирования (репродуцирования) текстовых и изобразительных оригиналов. В отличие от других способов тиражирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего на бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим тиражированию. Под полиграфией понимают также полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию. Полиграфическая промышленность является материально-технической базой издательского дела.
Технология полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов:
формные;
печатание (печатные процессы);
отделочные.
Формные процессы включают допечатные технологии (подготовку оригинала к тиражированию) для изготовления печатной формы. Современные технологии изготовления печатной формы основаны на применении фотомеханической и электронной техники. В конце 20 в. созданы лазерные технологии изготовления печатной формы (например, технология Computer-to-Plate, или CTP). Задача печатания – получение множественных печатных оттисков (печать тиража) с помощью печатного оборудования. В отличие от классических (традиционных) способов печатания, в цифровой печати печатная форма – переменная, т. е. изображение выводится из электронного массива данных непосредственно в печатной машине, минуя все промежуточные стадии изготовления печатных форм. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции и включают послепечатные технологии – обработку оттисков тиража (обрезка, разрезка, фальцовка), изготовление переплёта с использованием брошюровочно-переплётных процессов для получения готовой продукции.
Для срочного изготовления малотиражной печатной продукции (обычно информационного или управленческо-административного характера) используется оперативная полиграфия.
Кадры для полиграфии готовят Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета и другие учебные заведения.
Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Её технической основой является изобретённый около 1440 г. И. Гутенбергом (считается основоположником европейского книгопечатания) печатный станок, который позволил получать произвольное число идентичных оттисков текста с формы, составленной из подвижных и заменяемых элементов – литер. В 19 в. изобретение печатной машины существенно ускорило и удешевило полиграфические процессы и ознаменовалось созданием полиграфического машиностроения. Рост производительности печатного оборудования стал особенно актуальным с появлением газет. Революция в печати связана с изобретением первой плоскопечатной машины Ф. Кёнигом, на которой в 1814 г. в Лондоне отпечатан первый номер газеты The Times. Эта машина могла печатать до 800 оттисков в час (против 150 на ручном станке и 400 на тигельной машине). В 1851 г. появились однокрасочные листовые печатные машины с автоматическим накатом краски, позиционированием листа и др. (ручными оставались только процессы подачи бумаги и приёмки оттиска). Так создавалось промышленное производство печатной продукции. Были изобретены плоскопечатные машины, сочетающие плоскую форму и цилиндрическую давящую поверхность. С созданием ротационных печатных машин появилась возможность эффективно работать не только с листовой, но и с рулонной бумагой. Производительность первых рулонных печатных машин достигала 20 тыс. оттисков в час. Для сравнения: листовые плоскопечатные и листовые ротационные машины с ручной подачей листов печатали в среднем 400–500 оттисков в час. Высокая скорость работы ротационных машин потребовала совершенствования печатных красок и другого уровня качества изготовления механизмов. С разработкой самонакладов листов и автоматизированных приёмных устройств появились листовые печатные машины-автоматы. Стали создаваться многокрасочные машины. Расширился спектр печатной продукции – помимо изданий стали производить промышленные изделия: упаковку, этикетки, обои, бумажные и плёночные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие рекламы создало новое направление в полиграфии – печатную рекламу. Полиграфисты освоили новые запечатываемые материалы: ткани, плёнки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленные изделия (ручки, осветительные приборы, бутылки, майки, кепки) и др.
В конце 20 в. в ходе научно-технической революции полиграфия развивается по следующим направлениям: переход к электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати, широкое применение офсетной печати на высокоскоростных машинах, создание автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексная механизация и автоматизация всего производства.