Карасик Михаил Семёнович
Кара́сик Михаи́л Семёнович (27.3.1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 11.12.2017, там же), российский график, литератор, куратор выставок, издатель, исследователь книги.
В 1976 г. окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, с 1978 г. принимал участие в выставках, в 1988 г. вступил в Ленинградское отделение Союза художников СССР. Работал в технике литографии, один из ведущих российских авторов жанра книги художника. Работа в этом жанре не только принесла известность Карасику, с 1995 г. участвовавшему в международных книжных и художественных ярмарках, но и стала для него оптимальной формой самовыражения, соединив ремесленную природу печатной графики и современное искусство. При широкой популярности этого жанра в нём постоянно работает сравнительно небольшое число профессиональных графиков (московские художники П. Ю. Перевезенцев, С. А. Якунин и петербургские – Ю. С. Александров, Г. М. Кацнельсон), что позволило работам Карасика занять среди них заметное место, так что он отчасти смог превратить книгу художника в собственный артистический бренд. В книгах работы Карасика изображения дополнены мемуарными текстами художника, его историческими и искусствоведческими эссе: таким образом эти произведения стали оригинальным, полноценным художественным высказыванием на темы истории России 20 в.
Обращение Карасика к жанру книги художника было исторически обусловлено распространённостью петербургских традиций книжной графики в среде ленинградских художников 2-й половины 20 в. Развивавшиеся в 1980-х гг. исследования русского искусства и литературы начала 20 в. (Г. Г. Поспелов, Е. Ф. Ковтун) поставили вровень в эстетическом восприятии общества оформительскую традицию объединения «Мир искусства» и издательскую практику русских футуристов 1910-х гг.
Первые книги художника авторства Карасика датированы 1987 г.; всего он создал более 100 авторских книг и книжных объектов. Издания выпускались тиражом от 10 до 45 нумерованных экземпляров под авторскими издательскими марками «Издательство М.К.» и «Хармсиздат», под которыми выходили также научные сборники и каталоги выставок художника.
Михаил Карасик. Разворот книги А. А. Ахматовой «Библейские стихи». Литография. Ленинград, 1988.Книги, созданные Карасиком в 1980 – 1990-х гг. на тексты Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Библии, а также собственного сочинения, следовали линии книжного оформления, заданной малотиражными изданиями с иллюстрациями М. З. Шагала и П. Пикассо в технике литографии: написанный от руки текст и рисунки выполнены на специально подобранных сортах бумаги и сброшюрованы вручную, что полностью соответствовало понятию роскошного библиофильского издания.
Михаил Карасик. Чемодан. Санкт-Петербург, 2001. Обложка.С начала 2000-х гг. главной темой для Карасика стал русский литературный и художественный авангард 1-й трети 20 в., его издания не ограничивались традиционной книжной формой и сместились в сторону арт-объекта. Художник использовал поэтику соц-арта, повторяя внешний вид советских документов: «Паспорт» (2001), «Сберегательная книжка» (2003), «Трудовая книжка или автобиография с производственным уклоном» (2001). Написанные Карасиком эссе получили форму, заимствованную из концептуального искусства: для обложки издания «Поступь» (2001) использованы войлочные стельки, «Рукавица» (2001) – войлочные рукавицы, драма «Чемодан» (2001) по мотивам рассказа Д. И. Хармса «Старуха» выполнена в обложке, обтянутой чемоданной тканью, и в фанерном футляре.
Начиная с 2003 г. художник последовательно совмещал приёмы коллажа с фотографическими техниками в многоцветной литографской печати: «Книга о вкусной и здоровой пище» (2003), «Акты. Посвящается Блуму (картинки по мотивам романа Джеймса Джойса "Улисс")» (2003), «Серебряный век. Русские типы. Альбом Михаил Карасик. Серебряный век. Русские типы. Альбом для созерцания. Санкт-Петербург, 2004.для созерцания» (2004), «Доска почёта» (2004), «Драма Маринетти или История облома вождя мирового футуризма в России» (2008). В цветовом и пластическом решении этих изданий автор обратился к опыту поп-арта. Предметом исследовательского и творческого интереса Карасика стали исторические судьбы искусства авангарда в СССР: этой теме посвящены издания «Дворец Советов. Конкурс проектов» (2006), «Вавилонская башня СССР» (2010), «Оммаж конструктивизму» (2012).
В изданиях Карасика 2010-х гг. в книжной форме и с помощью техник литографской печати объединены типичные приёмы и изобразительные ходы современного искусства, например использование «найденного объекта». Так, книга «Сергей Третьяков. Противогазы» (2010) помещена, как в футляр, в деревянный ящик с противогазом; основу книги «Цвет – оптика» (2012) составили цветовые подборы из подлинного альбома выкрасок начала 1930-х гг. На базе своих изданий художник выпускал мультимедиа с анимацией: «Семнадцать снов Иосифа Сталина» (2007, дизайн и анимация – И. Карпова), «Утвердителю нового искусства» (2010, анимация – Т. Сгибнев).
Михаил Карасик. Цвет – оптика. Санкт-Петербург, 2012. Разворот.С 2000-х гг. Карасик активно собирал и изучал советскую фотокнигу 1920 – 1930-х гг. Он выпустил несколько исследований, в том числе «Парадная книга Страны Советов» и «Soviet Photobook 1920–1941», которые посвящены дизайну пропагандистских альбомов и включают каталог с подробным аннотированным описанием подобных изданий. Альманах «Оттиск» – библиофильское издание о печатной графике – выпущено в 2001, 2003 и 2005 гг. тиражом 150 нумерованных экземпляров с приложением оригинальных произведений современных художников: П. С. Белый, П. М. Швецов, Ю. А. Штапаков, Ю. М. Зарецкая, А. А. Китаев, В. И. Герасименко, В. Б. Ремишевский и др.
В 1995 г. Карасик стал основным инициатором состоявшегося в Санкт-Петербурге «Хармс-фестиваля», проходившего также в 1996, 1997, 1998 и 2005 гг. и включавшего театрализованные действия, перформансы, выставки, научную конференцию, по итогам которых были выпущены сборники материалов «Хармсиздат представляет». Карасик выступил куратором многочисленных выставочных проектов, в том числе «Театр бумаг» (1992, 1994, 1997, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург; 2001, 2-я Северогерманская ярмарка печатной графики, Музей труда, Гамбург), «Дембельский альбом – Русский Art Brut» (2001, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме); «Маяковский-манифест» к 120-летию со дня рождения В. В. Маяковского (2013–2014, галерея «Проун», Центр современного искусства «Винзавод», Москва), «птиЦЫ и ЦЫфры» к 130-летию со дня рождения В. Хлебникова (2015–2016, Московский музей современного искусства; 2016, Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург).