Карасик Михаил Семёнович
Кара́сик Михаи́л Семёнович (27.3.1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 11.12.2017, там же), российский график, литератор, куратор выставок, издатель, исследователь книги.
В 1976 г. окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, с 1978 г. принимал участие в выставках, в 1988 г. вступил в Ленинградское отделение Союза художников СССР. Работал в технике литографии, один из ведущих российских авторов жанра книги художника. Работа в этом жанре не только принесла известность Карасику, с 1995 г. участвовавшему в международных книжных и художественных ярмарках, но и стала для него оптимальной формой самовыражения, соединив ремесленную природу печатной графики и современное искусство. При широкой популярности этого жанра в нём постоянно работает сравнительно небольшое число профессиональных графиков (московские художники П. Ю. Перевезенцев, С. А. Якунин и петербургские – Ю. С. Александров, Г. М. Кацнельсон), что позволило работам Карасика занять среди них заметное место, так что он отчасти смог превратить книгу художника в собственный артистический бренд. В книгах работы Карасика изображения дополнены мемуарными текстами художника, его историческими и искусствоведческими эссе: таким образом эти произведения стали оригинальным, полноценным художественным высказыванием на темы истории России 20 в.
Обращение Карасика к жанру книги художника было исторически обусловлено распространённостью петербургских традиций книжной графики в среде ленинградских художников 2-й половины 20 в. Развивавшиеся в 1980-х гг. исследования русского искусства и литературы начала 20 в. (Г. Г. Поспелов, Е. Ф. Ковтун) поставили вровень в эстетическом восприятии общества оформительскую традицию объединения «Мир искусства» и издательскую практику русских футуристов 1910-х гг.
Первые книги художника авторства Карасика датированы 1987 г.; всего он создал более 100 авторских книг и книжных объектов. Издания выпускались тиражом от 10 до 45 нумерованных экземпляров под авторскими издательскими марками «Издательство М.К.» и «Хармсиздат», под которыми выходили также научные сборники и каталоги выставок художника.
Книги, созданные Карасиком в 1980 – 1990-х гг. на тексты Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Библии, а также собственного сочинения, следовали линии книжного оформления, заданной малотиражными изданиями с иллюстрациями М. З. Шагала и П. Пикассо в технике литографии: написанный от руки текст и рисунки выполнены на специально подобранных сортах бумаги и сброшюрованы вручную, что полностью соответствовало понятию роскошного библиофильского издания.
С начала 2000-х гг. главной темой для Карасика стал русский литературный и художественный авангард 1-й трети 20 в., его издания не ограничивались традиционной книжной формой и сместились в сторону арт-объекта. Художник использовал поэтику соц-арта, повторяя внешний вид советских документов: «Паспорт» (2001), «Сберегательная книжка» (2003), «Трудовая книжка или автобиография с производственным уклоном» (2001). Написанные Карасиком эссе получили форму, заимствованную из концептуального искусства: для обложки издания «Поступь» (2001) использованы войлочные стельки, «Рукавица» (2001) – войлочные рукавицы, драма «Чемодан» (2001) по мотивам рассказа Д. И. Хармса «Старуха» выполнена в обложке, обтянутой чемоданной тканью, и в фанерном футляре.
Начиная с 2003 г. художник последовательно совмещал приёмы коллажа с фотографическими техниками в многоцветной литографской печати: «Книга о вкусной и здоровой пище» (2003), «Акты. Посвящается Блуму (картинки по мотивам романа Джеймса Джойса "Улисс")» (2003), «Серебряный век. Русские типы. Альбом для созерцания» (2004), «Доска почёта» (2004), «Драма Маринетти или История облома вождя мирового футуризма в России» (2008). В цветовом и пластическом решении этих изданий автор обратился к опыту поп-арта. Предметом исследовательского и творческого интереса Карасика стали исторические судьбы искусства авангарда в СССР: этой теме посвящены издания «Дворец Советов. Конкурс проектов» (2006), «Вавилонская башня СССР» (2010), «Оммаж конструктивизму» (2012).
В изданиях Карасика 2010-х гг. в книжной форме и с помощью техник литографской печати объединены типичные приёмы и изобразительные ходы современного искусства, например использование «найденного объекта». Так, книга «Сергей Третьяков. Противогазы» (2010) помещена, как в футляр, в деревянный ящик с противогазом; основу книги «Цвет – оптика» (2012) составили цветовые подборы из подлинного альбома выкрасок начала 1930-х гг. На базе своих изданий художник выпускал мультимедиа с анимацией: «Семнадцать снов Иосифа Сталина» (2007, дизайн и анимация – И. Карпова), «Утвердителю нового искусства» (2010, анимация – Т. Сгибнев).
С 2000-х гг. Карасик активно собирал и изучал советскую фотокнигу 1920 – 1930-х гг. Он выпустил несколько исследований, в том числе «Парадная книга Страны Советов» и «Soviet Photobook 1920–1941», которые посвящены дизайну пропагандистских альбомов и включают каталог с подробным аннотированным описанием подобных изданий. Альманах «Оттиск» – библиофильское издание о печатной графике – выпущено в 2001, 2003 и 2005 гг. тиражом 150 нумерованных экземпляров с приложением оригинальных произведений современных художников: П. С. Белый, П. М. Швецов, Ю. А. Штапаков, Ю. М. Зарецкая, А. А. Китаев, В. И. Герасименко, В. Б. Ремишевский и др.
В 1995 г. Карасик стал основным инициатором состоявшегося в Санкт-Петербурге «Хармс-фестиваля», проходившего также в 1996, 1997, 1998 и 2005 гг. и включавшего театрализованные действия, перформансы, выставки, научную конференцию, по итогам которых были выпущены сборники материалов «Хармсиздат представляет». Карасик выступил куратором многочисленных выставочных проектов, в том числе «Театр бумаг» (1992, 1994, 1997, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург; 2001, 2-я Северогерманская ярмарка печатной графики, Музей труда, Гамбург), «Дембельский альбом – Русский Art Brut» (2001, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме); «Маяковский-манифест» к 120-летию со дня рождения В. В. Маяковского (2013–2014, галерея «Проун», Центр современного искусства «Винзавод», Москва), «птиЦЫ и ЦЫфры» к 130-летию со дня рождения В. Хлебникова (2015–2016, Московский музей современного искусства; 2016, Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург).