Живописцы

Малевич Казимир Северинович

Мале́вич Казими́р Севери́нович [11(23).2.1878, Киев – 15.5.1935, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен близ села Немчиновка, Московская область; могила утрачена], российский живописец, график, педагог, теоретик искусства. Родился в семье выходцев из Польши. Учился в Киевской рисовальной школе (1895–1896), затем в Москве – в (1904), студии Ф. И. Рерберга (1905–1910). В 1-й половине 1900-х гг. работал преимущественно с натуры, писал этюды на пленэре («Цветочница», 1903, ; и др.).

Знакомство с приобщило Малевича к новым течениям в искусстве; он участвовал во многих выставках, инициированных Ларионовым, а также в выставках объединения и петербургского общества (член общества в 1913–1914).

Картины Малевича начала 1910-х гг. на темы из жизни крестьян и российской провинции представили его собственный вариант неопримитивистских исканий, характерных для круга художников Ларионова, свидетельствуя вместе с тем о его знакомстве с творчеством и мастеров французского . Казимир Малевич. Полотёры. 1911Казимир Малевич. Полотёры. 1911. Стеделейкмюсеум, Амстердам. Stedelijk Museum, Amsterdam.Интенсивность цвета, сила контрастов словно бы деформировали своим напором рисунок и композицию декоративно-экспрессионистических гуашей «Купальщик», «На бульваре», «Садовник» (все – 1911, , Амстердам) и др.

Казимир Малевич. Авиатор. 1914Казимир Малевич. Авиатор. 1914. © Русский музей, Санкт-ПетербургСтилистику своих работ 1912–1915 гг. сам Малевич определял как «заумный реализм» (1912), «кубофутуристический реализм» (1913). Алогизм, иррациональность образов использованы им как инструмент разрушения «омертвевшего» традиционного искусства; произведения Малевича этого периода построены на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывающихся в репрезентативно-декоративную композицию, не поддающуюся однозначному истолкованию («Точильщик. Принцип мелькания», 1912, Картинная галерея , Нью-Хейвен, США; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе – 1914, Русский музей; «Англичанин в Москве», 1914, Стеделейкмюсеум, Амстердам).

Портреты этого времени – («Усовершенствованный портрет строителя», 1913, Русский музей), (1913, ) – воссоздавали человеческий облик, сложенный из разнообразных зрительных и тактильных ощущений, из ассоциативных цепочек, в которые выстраивались предметные и фактурные комбинации. Казимир Малевич. Портрет М.В. Матюшина. 1913–1914Казимир Малевич. Портрет М. В. Матюшина. 1913–1914. Государственная Третьяковская галерея.Принципы художник реализовал также в оформлении футуристической оперы «Победа над Солнцем» М. В. Матюшина на текст и (1913, Санкт-Петербург), творческое содружество с которыми началось в 1912 г.

В 1915 г. на выставке в Петрограде Малевич впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое своё произведение – «Чёрный квадрат» («Чёрный квадрат на белом фоне»; «Чёрный супрематический квадрат», 1914–1915, Третьяковская галерея). Эта картина, по мнению художника, стала завершением прежнего искусства: ставя своеобразную «точку» в конце существования старого доавангардного творчества, она должна была знаменовать начало нового творчества во всех сферах культуры.

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея.

Беспредметность (в свою очередь, подразделявшегося Малевичем на три ступени – чёрный, цветной и белый) рассматривалась автором как новая ступень художественного сознания, как платформа для дальнейшего развития всех пространственных искусств, включая архитектуру.

После Малевич присоединился к Объединению левых художников; в первые дни был избран членом Комиссии по охране художественных ценностей и комиссаром по охране ценностей Кремля. В Петрограде создал декорации для постановки пьесы «Мистерия-буфф» (1918), в Москве преподавал в (1919). Персональная выставка Малевича в Москве в конце 1919 – начале 1920 гг., по замыслу самого художника, разворачивалась от ранних импрессионистических работ через , и алогические полотна к супрематизму. Завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами – наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой.

С сентября 1919 г. по весну 1922 г. Малевич работал в , где преподавал в Народной художественной школе, возглавляемой . В эти годы написаны почти все теоретические тексты художника, в том числе рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметность» (1922) – программный документ русского художественного . В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердители нового искусства» () Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

После переезда в Петроград (1922) Малевич возглавил Музей художественной культуры (1923), реорганизованный в 1924 г. в (Гинхук; государственный с 1925; закрыт в 1926). Казимир Малевич. Автопортрет («Художник»). 1933Казимир Малевич. Автопортрет («Художник»). 1933. © Русский музей, Санкт-ПетербургВ рамках экспериментальной работы Гинхука он проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории «прибавочного элемента» в живописи. В середине 1920-х гг. исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в формировании пространственно-объёмного супрематизма. Вскоре Малевич приступил к изготовлению объёмных супрематических построений («архитектонов»), служивших, по его мысли, моделью новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового всеобъемлющего универсального стиля.

После поездки в Польшу и Германию (1927), где Малевич познакомился с и и оставил значительное количество произведений и архив (предполагая в будущем совершить турне по Европе), он разрабатывал (вместе с и ) идею социалистических городов-спутников Москвы; опубликовал в харьковском журнале «Нова генерацiя» двенадцать статей о новых направлениях в искусстве, начиная с  (1928–1930); читал курс лекций по теории живописи в Доме искусств в Ленинграде (1930), создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, работал в экспериментальной лаборатории в Русском музее, участвовал во многих выставках (после показа его работ в 1935 произведения Малевича не экспонировались в СССР вплоть до 1962).

С 1928 г. художник возвратился к живописи, воссоздавая темы и сюжеты раннего «крестьянского» цикла. Ещё одну серию постсупрематических картин представляют холсты, где обобщённо-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа. Творчество Малевича последнего периода тяготело к реалистической школе русской живописи.

  • Живописцы России 20 в.