Лебедев Владимир Васильевич
Ле́бедев Влади́мир Васи́льевич [14(26).5.1891, Санкт-Петербург – 21.11.1967, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский живописец, график, народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).
Учился в Санкт-Петербурге – в батальной мастерской Ф. А. Рубо при Академии художеств (1910–1911), школе живописи, рисования и скульптуры М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда (1912–1916). Сотрудничал в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и «Аргус» (1910-е гг.). Один из основателей петроградских «Окон РОСТА» (1919–1921), для которых создал около 600 плакатов.
В раннем творчестве, находясь под влиянием идей Ж. Брака и В. Е. Татлина, осмысливал материал как первоэлемент художественной формы, используя в живописи предметные фактуры (металл, дерево): «Натюрморт с палитрой» (1919), «Натюрморт с пилой» (1920, оба – в Русском музее, Санкт-Петербург). В графических сериях («Прачки», 1920–1925; «Панель революции», 1922; «Новый быт», 1924; «НЭП», «Любовь шпаны», обе – 1926–1927) сочетал приёмы кубизма и неопримитивизма. Возглавлял художественную редакцию Детгиза (1924–1933). Смелый экспериментатор в области детской книжной иллюстрации, Лебедев считал её столь же значимой, как сам текст произведения. Среди оформленных им книг – «Слонёнок» Р. Киплинга (1921), многочисленные издания С. Я. Маршака («Цирк», «Вчера и сегодня», «О глупом мышонке», все – 1925; «Усатый полосатый», 1930, и др.). Эти работы отличает изобретательность, лаконичность художественного языка, занимательность. С огромным мастерством исполнена серия «Танцовщица» (1927, Русский музей), в которой импровизация сочетается со строгой продуманностью. Живописная природа дарования Лебедева раскрылась в портретах 2-й половины 1920 – 1930-х гг. (Н. С. Надеждиной, 1927; Т. В. Шишмарёвой, 1934; «Женщина с гитарой», 1930; серия акварельных портретов «Девушки с букетами», 1933; все – в Русском музее); в них проявились черты импрессионистической трактовки формы. Член-учредитель общества «Четыре искусства» (1924).
В 1930-е гг. манера художника меняется под воздействием официального искусства. После публикации статьи «О художниках-пачкунах» в газете «Правда» (1.3.1936) был обвинён в «формализме». Его работы становятся всё более усреднёнными, теряют острую индивидуальность. Во время Великой Отечественной войны жил в Москве и работал в «Окнах ТАСС» (1942–1945).
В послевоенный период продолжал заниматься книжной иллюстрацией: «Откуда стол пришёл?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948). Преподавал в петроградских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ; 1918–1921; профессор).