Экономический либерализм
Экономи́ческий либерали́зм, идеологическая доктрина, основанная на принципах экономической свободы, государственного невмешательства в экономику и свободной конкуренции. Теоретическое оформление экономический либерализм получил в конце 18 в. в работах А. Смита. Со временем принципы экономического либерализма развивались такими экономистами, как Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль, Ф. А. фон Хайек и М. Фридман. В 20 в. сторонники экономического либерализма указывали на неразрывную связь принципов частной собственности и экономических свобод с политическим плюрализмом и демократией. Экономическая либеральная мысль повлияла на становление целого ряда политических и экономических течений, среди которых неолиберализм, либертарианство, минархизм и др.
Связь экономического и политического либерализма
Экономический либерализм является одной из форм либерализма как общественно-политического течения. Их общие черты выражены в акценте на индивиде: главным принципом общественных отношений провозглашается рациональность, которая призвана максимизировать реализацию индивидуальных интеллектуальных, политических и экономических интересов каждого. Появление экономического либерализма, как и либеральной политической доктрины, связано с негативной реакцией привилегированных сословий и интеллектуалов в 17–18 вв. на меркантилизм, абсолютизм и иерархическое устройство общества.
В основе экономического либерализма лежит идея о совпадении интересов индивидов и общего блага, причём индивиды понимаются как независимые и рациональные экономические акторы (субъекты), стремящиеся к приумножению собственности. Индивид рассматривается как собственник, владеющий прежде всего своей жизнью, своим телом и своими способностями. Собственность этого рода употребляется им для приобретения богатства в разных его формах (товары, недвижимость, деньги).
Предпосылки формирования экономического либерализма
Традиция экономического либерализма возникла в конце 18 – начале 19 вв. под влиянием теоретических положений философии естественного права и трудовой теории собственности Дж. Локка. В частности, Локк провозглашал прирождённое право индивида, которое должно лежать в основе законодательства и охраняться государством от посягательств. В свою очередь, естественное право распространяется как на политическую свободу личности, так и на свободу хозяйственной деятельности (Mill. 1965). Трудовая теория собственности Локка развивает положение английского философа У. Петти о безусловном праве личности на результаты собственного труда. Петти полагал, что труд служит мерой различения ценности экономических благ, а распоряжение результатами труда закрепляется правом индивида на собственность и движимое имущество (Козлова. 2013). В дальнейшем идеи Локка были закреплены в результате «Славной революции» 1688–1689 гг. и стали основополагающими принципами Билля о правах.
Основные идеи экономического либерализма также были предвосхищены в сочинениях французских мыслителей П. Буагильбера и Б. Мандевиля. Буагильбер был первым, кто теоретически обосновал существование пропорций между общественным производством и ценами, находящимися в рыночном равновесии. По Буагильберу, равновесное состояние экономики, являющееся «состоянием изобилия», возможно только при условии свободной конкуренции и невмешательства государства (Титова. 1997). Более того, высказывание Буагильбера «laisse faire la nature» (с франц. «пусть природа идёт своим чередом») со временем было преобразовано в основную формулу экономического либерализма laissez-faire (с франц. «позвольте этому случиться») (Boisguilbert P. de. Dissertation sur la nature des richesses, de l'argent et des tributs, où l'on découvre la fausse idée qui règne dans le monde à l'égard de ces trois articles // Economistes financiers du XVIII siècle. Paris, 1843. P. 409).
В свою очередь, происхождение концепции невидимой руки рынка Смита связано с идеями Мандевиля о разделении труда. Мандевиль рассматривал разграничение производственной деятельности как естественное состояние общества, вытекающее из стремления человека к обмену благами и обусловленное его эгоистическими соображениями (Итуэлл. 2009). При этом соблюдение принципа разделения труда позволяет добиться материального благосостояния и не требует государственного регулирования, поскольку пропорциональное соотношение между занятыми в экономике наилучшим образом устанавливается только без вмешательства государства в рыночные отношения (Гловели. 2013).
Классические теоретики экономического либерализма и их ключевые положения
Возникновение экономического либерализма, как правило, связывается с публикацией книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Именно в этой работе впервые была сформулирована концептуальная основа экономического либерализма, вошедшего в традицию экономической мысли в виде «классической системы» политической экономии. Смит утверждал, что богатство страны измеряется не количеством золота или серебра, которыми она обладает, а скорее производительностью труда её населения (Smith. 1937). Сама эта производительность связывалась с уровнем разделения труда, который возрастал в условиях свободной рыночной конкуренции. Эта идея стала фундаментальным принципом экономического либерализма.
Другим теоретическим положением Смита является принцип свободной торговли и невмешательства в функционирование рынка. По Смиту, всякое регулирование экономики со стороны правительства, включая субсидирование слабых предприятий, монополизацию отдельных отраслей, запретительные пошлины и прочие инструменты из арсенала меркантилизма, лишь искажает естественное развитие экономики и, следовательно, тормозит прирост национальных богатств.
Труды Рикардо также повлияли на теоретическое развитие экономического либерализма. Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ, основывающуюся на идее о том, что страны должны ориентироваться на выпуск товаров, в которых у них имеется сравнительное преимущество перед другими странами, и экспортировать в них товары, производство которых у этих стран менее развито (Ricardo. 1888). Данная теория заложила основу для соглашений о свободной торговле и вопросов глобализации.
Милль является ещё одним ключевым теоретиком экономического либерализма. Он полагал, что правительственные чиновники всегда хуже управляют экономикой, чем частные предприниматели, однако допускал ограниченное вмешательство правительства для стимулирования научно-технического прогресса и оказания помощи нуждающимся. Таким образом, в теоретических положениях Милля государству отводится лишь функция защиты естественных прав человека. При этом учёный утверждал, что экономический рост должен сопровождаться социальными реформами, направленными на борьбу с неравенством и бедностью.
Экономический либерализм в 20 в. (неолиберализм)
В 20 в. идеи экономического либерализма получили дальнейшее развитие в трудах представителей австрийской и чикагской экономических школ. Например, австрийский и британский экономист Хайек утверждал, что экономическое планирование и регулирование правительством может привести к неэффективности, а также глобальным проблемам в экономике (Steele. 1993). Хайек полагал, что централизованное планирование и государственное управление экономикой несовместимы с политическими свободами и, следовательно, неизбежно ведут к установлению авторитарного или тоталитарного режима. Вследствие этого рынкам следует предоставить возможность свободного функционирования. В свою очередь, американский учёный Фридман (Фридмен) хоть и не сомневался в необходимости существования свободного рынка, но признавал определённую роль государства в обеспечении конкурентоспособности рынков (Фридман. 2006). Однако главную роль государства Фридман видел в управлении денежной массой. Таким образом, классическая традиция экономического либерализма претерпела ряд существенных изменений.
Данное ответвление от классической теории получило название «неолиберализм». Главное его отличие от классического либерализма заключается в неполном отрицании вмешательства и регулирования рынка со стороны власти. Если, согласно Смиту, рынок представляется естественной формой общественных отношений, которая самостоятельно может преодолевать внутренние и внешние проблемы, то во 2-й половине 20 в. неолиберальная экономическая теория предполагает, что рынок должен создаваться искусственным образом. В таком случае государству отводится функция установления экономических институтов и рыночных отношений.
Кроме того, в неолиберальной традиции рыночными отношениями признаются любые формы общественных отношений, а люди, социальные группы и государства интерпретируются с точки зрения спроса и предложения как участники субрыночной конкуренции. Это связано с тем, что в неолиберальном течении экономической мысли законы рыночных отношений рассматриваются как элемент этической системы, а существование свободного рынка является нравственным идеалом и обладает самоценностью (Автономов. 2015).
В 1970–1980-х гг. принципы неолиберализма легли в основу экономической политики стран с развитой экономикой как следствие неспособности неокейнсианского способа государственного регулирования справляться с такими макроэкономическими проблемами, как стагнация, умеренная инфляция и безработица. Наибольшее распространение неолиберализм получил под влиянием чикагской школы экономики в США во время правления Р. Рейгана, Великобритании − в эпоху М. Тэтчер, Чили − при правительстве А. Пиночета, а также в период применения «шоковой терапии» в посткоммунистических странах.
Критика экономического либерализма
Ограничение государственных расходов, снижение контроля над рынком, поддержка новых отраслей промышленности и другие меры, предлагаемые экономическим либерализмом и неолиберализмом, привели к росту критики как со стороны общественно-политических деятелей, так и среди научных кругов. В числе социальных проблем, вызванных неудачами либеральной экономической политики, называют рост неравенства, технократизм (ситуация, при которой руководящие должности в государственных органах занимает экспертное сообщество, приносящее меньшую эффективность управления), а также подрыв демократии и принципов толерантности как следствие роста эгоистических тенденций в обществе (Ильин. 2018). Однако ряд исследователей указывают на то, что критика неолиберализма имеет идеологический характер в работах представителей левой интеллектуальной элиты и намеренно выставляется «абсолютным злом», иногда даже приобретая черты теории заговора (Капелюшников. 2022).
Принципы экономического либерализма были внедрены в государственную политику многих стран, особенно в западных демократических обществах. Однако в 21 в. большинство развитых экономик работает по модели смешанного рынка, которая сочетает в себе элементы как свободного рынка, так и государственного вмешательства.