Толерантность
Толера́нтность (от лат. tolerantia – терпимость), неагрессивные отношения между людьми, которые придерживаются разных ценностных позиций. Речь идёт о таких ценностных различиях, которые не ограничиваются индивидуальными особенностями оценок и поведения в рамках одних и тех же принципов, но охватывают сами принципы, включая верования, убеждения, традиции и обычаи. Для толерантности характерно отсутствие у субъекта корректирующего воздействия (критики, дискриминации, преследования) по отношению к взглядам и действиям, которые воспринимаются и оцениваются им сугубо негативно. Толерантность является адекватным способом публичного поведения в ситуации религиозного, этнического, расового, мировоззренческого и культурного многообразия общественного организма.
Толерантность формируется исторически, преобразуясь из второстепенного психологического качества – т. е. терпимости к боли и страданиям, а также сдержанности в общении, – в фундаментальную общественную добродетель. Это происходит в Новое время и связано со становлением национальных государств и демократических форм общественно-политической жизни; в частности, толерантность возникает как ответ на длительные религиозные войны 16 в. Религиозная веротерпимость – первая и доныне одна из основных форм толерантности, – позволила объединить в рамках единого политико-правового государственного пространства людей, которые придерживались разных религиозных убеждений и принадлежали к разным церковным объединениям. Первый правовой документ, учредивший эту практику, – Нантский эдикт 1598 г., – провозгласил, что представители реформированной религии не могут притесняться и принуждаться к отречению, признал за ними равенство в правах с католиками в вопросах образования, лечения и государственного попечения.
В дальнейшем происходило расширение поля толерантности, захватывая гендерные, расовые, этнокультурные и другие различия. Этот процесс продолжается, приобретая актуальность и особую остроту в связи с интенсификацией межкультурных контактов, расширением миграционных потоков, легализацией нетрадиционных практик и других современных вызовов.
Как конкретная форма гуманизма и нравственно достойного поведения толерантность была осмыслена преимущественно в традиции либерализма. Классическим источником идей толерантности явились сочинения Дж. Локка «Опыт о веротерпимости» (1667) и «Послание о веротерпимости» (1689). Труднейшим в понимании толерантности являются проблемы её обоснования и пределов применимости.
Ключевым моментом обоснования является вопрос о том, каким образом требование толерантности применимо к принципиально различающимся ценностным позициям. Человеку свойствен пафос истины, в первую очередь связанный с его мировоззренческим выбором, убеждениями и верованиями. Обоснование толерантности не требует отказа от идеи абсолютности истины, адекватное осмысление которой обязывает считать относительным любое из её конкретных воплощений. Ответственное осознание этого ведёт к толерантности, которая становится этической санкцией многообразия человеческих путей к абсолютной истине. Мы должны быть толерантны, потому что несовершенны и способны ошибаться. Кроме того, предметом толерантности являются не сами ценности, а люди, которые их исповедуют. Поэтому она не требует согласия со взглядами других, их одобрения, являясь деятельным признанием права человека на собственный путь к истине, даже через возможные заблуждения.
Необходимо различать толерантность как политико-правовое отношение и как нравственный принцип. В этом первом качестве она исторически конкретна и ограничена определёнными нормами, обеспечивающими равенство гражданских и человеческих прав индивидов независимо от их происхождения, социального положения, религии, политических убеждений и иных характеристик. Характер самоценного и безусловного требования толерантность приобретает только в качестве нравственного принципа, который человек предъявляет не к другим, а к самому себе и который имеет форму запрета навязывать другим против их воли свои ценностные предпочтения. В этом смысле она является разновидностью этического принципа ненасилия.