Либертарианство
Либертариа́нство (англ. libertarianism; от лат. libertas – свобода), совокупность политических, философских, экономических и иных взглядов и убеждений, согласно которым человеческая свобода имеет абсолютный приоритет над различными формами государственного и социального принуждения, авторитетом, постулатами национализма и милитаризма. Хотя либертарианство считается правой идеологией (при этом в нём есть различные течения, в том числе политическое либертарианство и палеолибертарианство), также существует и левое либертарианство (Денисов. 2016). Представители левых и правых либертарианских взглядов, будучи едиными в некоторых принципах, расходятся, например, в вопросах неприкосновенности частной собственности, свободы продажи и ношения оружия, легализации наркотиков и др.
Термин «либертарианство» впервые был использован в 18 в. в рассуждениях о метафизической концепции свободы воли в эссе «О свободе и необходимости» (1789) американского философа У. Белшама (Belsham. 1789. P. 11). В качестве политического термина использовался во Франции 19 в. для обозначения анархо-коммунистов, а также как самоназвание анархистов-индивидуалистов. В середине 20 в. либертарианцами стали называть себя либералы, демонстрировавшие критическое отношение к определённым политическим и экономическим программам, реализовывавшимся в западных государствах после Второй мировой войны, и прежде всего выступавшие против активного внедрения централизованного планирования экономики в богатых демократических странах (Хайек. 2012).
Либертарианство не является единой теорией, тем не менее между различными либертарианскими теориями существует определённое родство, которое может служить основой для обобщений. При множестве разногласий о деталях, либертарианцев, как правило, объединяет принятие ряда принципов и политических рекомендаций.
Либертарианцы привержены следующим принципам: онтологически и нормативно первичными являются индивиды, а не государства или сообщества любого иного рода; индивиды имеют право защищаться от большинства видов насильственного вмешательства со стороны других индивидов; экономическая свобода, как следствие последовательного признания незыблемости права собственности, имеет первостепенное значение для сохранения свободы личности; социальный порядок не может противоречить индивидуальной свободе, он сам разворачивается исключительно на основании поэтапного развития индивидуальной свободы; единственное законное применение принуждения – это защита гражданина или ликвидация несправедливости; правительства связаны, по существу, теми же моральными принципами, что и отдельные люди; большинство существующих и существовавших в прошлом правительств действуют ненадлежащим образом, поскольку используют принуждение для грабежа, агрессии, перераспределения имущества и богатства и других целей, выходящих за рамки защиты индивидуальной свободы.
Политические рекомендации либертанианцев заключаются в том, что все или как минимум бо́льшая часть видов деятельности, осуществляемые ныне государствами, должны быть либо прекращены, либо переданы в частные руки. Наиболее популярным выражением этой концепции являются теории «минимального государства» (минархизм) Р. Нозика, А. Рэнд и других авторов (Нозик. 2008; Рэнд. 2012), которые утверждают, что государства могут законно предоставлять лишь полицию, суды и вооружённые силы. Любое дальнейшее расширение сферы вмешательства со стороны государства – призыв на военную службу, оказание поддержки бедным за счёт налогоплательщиков или даже строительство дорог общего пользования – нарушает права человека и, следовательно, незаконно.
Сторонников строгой концепции «минимального государства» следует отличать от двух других групп либертарианцев, которые выступают за меньшую или большую роль правительства и могут не называть себя либертарианцами. С одной стороны, это анархо-капиталисты, которые считают, что даже минимальное государство слишком велико и что надлежащее уважение прав личности требует полной отмены правительства, а предоставление услуг любого рода (защита права собственности и жизни гражданина, поддержание общественного порядка, образование, медицина и т. п.) должно осуществляться частными подрядчиками исключительно на рыночной основе. С другой стороны, это те, кто идентифицирует себя классическими либералами, разделяет убеждённость либертарианцев в необходимости полной свободы рынка и их скептицизм по поводу государственной власти, но одобряет более широкий набор видов принуждения со стороны государства, считая допустимым, например, государственное регулирование предоставления общественных благ или даже ограниченные социальные выплаты, финансируемые за счёт налогов.
Анархо-капитализм может быть консеквенциалистским либо деонтологическим, хотя иногда имеет место сочетание обоих типов. С точки зрения консеквенциализма, полицейская защита, судебные системы и даже сам закон могут предоставляться гражданам добровольно, по цене, аналогичной цене любого другого рыночного товара (Фридман. 2021). Рынки не только могут предоставлять эти традиционно поставляемые государством товары, но даже предпочтительнее, чтобы это делали они, учитывая, что конкурентное давление на таком рынке, как и на других рынках, приведёт к производству множества товаров более высокого качества и достаточно разнообразных, чтобы удовлетворить потребности и предпочтения отдельных граждан. Деонтологические анархо-капиталисты утверждают, что «минимальное государство» непременно нарушает права личности, поскольку оно 1) претендует на монополию законного применения силы и, таким образом, запрещает другим лицам применять силу в соответствии с их естественными правами и 2) финансирует свои службы защиты за счёт принудительно полученных налоговых поступлений, которые оно иногда 3) перераспределяет для оплаты защиты тех, кто не в состоянии платить за себя сам (Ротбард. 2009).
Самая радикальная версия либертарианской критики государственной власти сформулирована Л. Спунером: законы государства либо отражают естественную справедливость и поэтому являются излишними, либо противоречат естественной справедливости и являются незаконными (Spooner. 1882). Существенным для либертарианского взгляда на государство является тезис о моральном равенстве, который гласит, что отдельные государственные субъекты – и, следовательно, государства как составные субъекты – имеют те же права и обязанности, что и частные граждане (Brennan. 2019).
Публикация книги Р. Нозика «Анархия, государство и утопия» (1974) заставила представителей академической философии обратить внимание на либертарианские идеи. Одной из важных концепций книги была «собственность на самого себя»: все люди имеют право собственности на самих себя и, следовательно, могут делать с собой всё, что захотят, до тех пор, пока они не нарушают право собственности других. Нозик, следуя Дж. Локку, полагал, что лишь естественные права собственности на нашу личность могут обосновывать естественные права частной собственности за пределами личности и указывать на то, что рыночная экономическая система справедлива. Право собственности на себя означает, что индивиды обладают очень строгим (возможно, самым строгим из возможных) набором прав на свою личность, дающим им такой же контроль над собой, какой человек имеет над имуществом, которым владеет как частной собственностью. Это включает в себя 1) права контроля над использованием объекта (как право свободы его использования, так и право требования, чтобы другие не использовали его без согласия субъекта); 2) права передавать эти права другим (путём продажи, сдачи в аренду, дарения или займа); 3) иммунитет от потери этих прав без согласия; и 4) права на компенсацию, если кто-то использует объект без чьего-либо разрешения. Центральное место в этой идее собственности на самого себя занимает право контролировать себя и не позволять другим использовать нас. Тем самым право собственности на себя обеспечивает защиту от того, чтобы другие поступали с нами против нашей воли (если не в нашей воле нарушать чьё-либо право собственности на самого себя) (Нозик. 2008).
В то время как либертарианство Р. Нозика черпает вдохновение у Дж. Локка и И. Канта, существует утилитаристская разновидность либертарианства, которая основывается на идеях Д. Юма, А. Смита и Дж. С. Милля. Представители этой разновидности либертарианства считают, что политические принципы либертарианства основаны не на праве собственности на самого себя или естественных правах человека, а на благотворных последствиях, к которым ведут либертарианские институты по сравнению с возможной альтернативой. Утилитаристская защита либертарианства обычно состоит из двух частей: аргументов в поддержку частной собственности и свободного обмена и аргументов против государственной политики, выходящей за рамки «минимального государства» (Hardin. 1968). Либертарианцы-утилитаристы убеждены, что отдельные лица и группы должны иметь право свободно торговать практически всем, чем они пожелают и с кем пожелают, без каких-либо государственных ограничений. Поэтому они выступают против законов, запрещающих определённые виды активностей рыночных игроков (таких как законы о минимальной заработной плате, которые фактически запрещают трудовые соглашения с низкой заработной платой, и т. д.), а также законов, которые обременяют рынок высокими транзакционными издержками (такими как импортные тарифы). Причина, по которой либертарианцы-утилитаристы поддерживают свободный обмен, заключается в том, что, по их утверждению, он способствует передаче ресурсов в руки тех, кто ценит их больше, и тем самым увеличивает общую полезность в обществе.
Во многих странах либертарианство существует как политическая сила, объединяя своих представителей в политические партии. Наиболее заметные и популярные у избирателей либертарианские партии: Либертарианская партия Бельгии (франц. Parti Libertarien), Либертарианская партия Франции (франц. Parti Libertarien Français), в Германии – Партия Разума (нем. Partei der Vernunft), в Италии – Либертарианское движение (итал. Movimento Libertario), Либертарианская партия Испании (исп. Partido Libertario), Либертарианская партия Великобритании (англ. Libertarian party of UK), в США это третья по массовости и влиятельности политическая партия – Либертарианская партия США.
Наиболее заметным либертарианским политиком ныне является избранный 10 декабря 2023 г. президентом Аргентины Х. Милей, лидер Либертарианской партии Аргентины [исп. Partido Libertario (Argentina)] и праволибертарианской коалиции «Свобода наступает» (исп. La Libertad Avanza), первый в истории президент-либертарианец.