Австрийская школа
Австри́йская шко́ла (венская школа), одно из направлений теории предельной полезности, возникшее в 1870–1880-х гг. Основатели – К. Менгер и его последователи Э. фон Бём-Баверк и Ф. фон Визер. В дальнейшем традиции австрийской школы продолжили Х. Майер (1879−1955), Л. фон Мизес, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, О. Моргенштерн, Ф. Махлуп, И. Кирцнер и др. Идеи австрийской школы оказали сильное воздействие на таких экономистов, как К. Викселль, Л. Роббинс (1898−1984), Дж. Хикс, Дж. Шэкл, М. Панталеони (1857−1924). Наибольшим влиянием австрийская школа пользовалась с 1880-х гг. по 1930-е гг., а впоследствии в значительной мере растворилась в рамках общего неоклассического направления. Однако с 1970-х гг. возрождается интерес к специфическим особенностям австрийской школы (прежде всего к работам Мизеса и Хайека), получает развитие так называемая неоавстрийская школа.
Феномен ценности блага выводится из соотношения между его полезностью и редкостью: ценность единицы блага определяется степенью важности наименее существенной потребности, которую можно удовлетворить в рамках имеющегося запаса благ (Ф. Визер назвал эту величину «предельной полезностью»). Таким образом, Менгер, как и другие основоположники теории предельной полезности, – У. С. Джевонс и Л. Вальрас, – смог разрешить парадокс, заключающийся в том, что очевидно необходимые, но доступные в больших количествах блага (например, питьевая вода) обычно сто́ят меньше редких вещей, надобность в которых сомнительна (например, драгоценные камни).
Среди проблем, в исследовании которых австрийская школа имеет либо приоритет, либо особо сильные позиции, можно выделить следующие.
Проблема экономической информации. Австрийская школа придаёт первостепенное значение знаниям экономического субъекта, неопределённости будущего и возможности ошибок в прогнозах (наиболее глубоко эти аспекты разработаны Ф. Хайеком). Особую важность все эти моменты приобретают в случае оценки «благ высших порядков», т. е. средств производства, полезность которых реализуется только через посредство полезности произведённых с их помощью потребительских благ и доходит до потребителя через значительные промежутки времени. Именно эта неопределённость служит основанием теории капитала австрийской школы (автор Э. фон Бём-Баверк) и экономического цикла (Л. фон Мизес, Ф. Хайек, Й. Шумпетер).
Отдельная проблема – информационная роль системы цен в рыночной экономике. Отсутствие рыночных цен лишает всякого обоснования экономические расчёты в условиях централизованно управляемого социалистического хозяйства (аргументация Мизеса и Хайека против О. Ланге и А. Лернера).
Проблема монополистического ценообразования. В отличие от У. Джевонса и Л. Вальраса, для К. Менгера и его последователей совершенная конкуренция не исходный пункт анализа, а предельный случай обменных сделок, в которых один или несколько продавцов имеют дело с одним или несколькими покупателями. В этих условиях цена не является единственно возможной, задаваемой извне величиной, как в модели совершенной конкуренции, а может быть предметом торга. Впоследствии эту идею развил О. Моргенштерн – один из основателей теории игр.
Проблема предпринимательства как творческой экономической деятельности по созданию новых благ и рынков (Й. Шумпетер) или координации спроса и предложения (И. Кирцнер). Теория конкуренции как предпринимательского процесса, процедуры открытия (Ф. Хайек).
Проблема денег как блага, обладающего наибольшей «обмениваемостью», и денежно-кредитная теория экономического цикла: инвестиционный бум, вызываемый кредитной экспансией, порождённой отставанием нормы процента от нормы прибыли на капитал, заканчивается, наталкиваясь на ограниченность сбережений (Мизес, Хайек).
Метод исследования австрийской школы характеризуется следующими чертами.
Последовательный субъективизм. Австрийская школа стремится все категории экономической науки вывести только из субъективного отношения индивида к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний. Менгер подчёркивал, что сами по себе любые блага лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего ценности. Эти свойства придаёт им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта. Так, сущность процента состоит у представителей австрийской школы в различной субъективной оценке настоящих и будущих благ, сущность издержек – в упущенной пользе, которую производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены иначе, чем на самом деле.
Методологический индивидуализм. Австрийская школа рассматривает и решает все экономические проблемы общества на микроуровне. Австрийская школа не признаёт специфических макроэкономических явлений, не сводимых к индивидуальным предпочтениям и решениям. Это объясняется также склонностью австрийских экономистов к причинно-следственному анализу и недоверию к функциональным зависимостям.
Отсутствие идеи общего равновесия и слабое развитие равновесного инструментария как такового. Мышление в субъективных категориях индивидуального опыта (не исключающего ошибок) несовместимо с надындивидуальной логикой общего равновесия, описывающей оптимальное состояние экономической системы и всех её участников (теория общего равновесия Л. Вальраса). Анализируя индивидуальные обменные сделки, К. Менгер и другие представители австрийской школы также не предполагали существования единой равновесной цены, а исходили из установления цены в некоторой случайной точке равновесного интервала.
Отказ от равновесного анализа привёл к тому, что австрийская школа, в отличие от других направлений теории предельной полезности, практически не употребляет математического аппарата дифференциального исчисления, кривых спроса и предложения, оптимизационных задач. Неиспользование австрийской школой математического аппарата связано также с тем, что её представители считают предпосылку бесконечной делимости благ искажающей экономическую действительность.
По мнению австрийского экономиста Э. Штрайсслера (род. 1933), для австрийской школы в словосочетании «предельная полезность» важнее существительное, чем прилагательное.
В отличие от других направлений маржинализма метод исследования австрийской школы содержит динамические элементы: учитывается фактор времени при производстве благ, подчёркивается зависимость ценностных суждений людей от того, на какой период они могут реально рассчитать удовлетворение своих потребностей (т. н. период предусмотрительности).