Смит Адам
Смит А́дам (Adam Smith) (крещён 5.6.1723, Керколди – 17.7.1790, Эдинбург), шотландский философ и экономист, родоначальник классической политической экономии. Сын таможенного чиновника. Учился в Университете Глазго (1737–1740), где испытал влияние Ф. Хатчесона, и Оксфорде (1740–1746). В 1748–1750 гг. читал лекции в Эдинбургском университете, профессор Университета Глазго (1751–1763), где преподавал нравственную философию, включавшую естественную теологию, этику, право и политику, в том числе политическую экономию. Около 1750 г. сблизился с Д. Юмом, который оказал на Смита значительное влияние. В 1764–1766 гг. во Франции познакомился с физиократами Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго, философами Ж. Д’Аламбером, П. А. Гольбахом, К.-А. Гельвецием и др. С 1778 г. таможенный комиссар в Эдинбурге.
В Теории нравственных чувств (vol. 1–2, 1759; русский перевод 1868, 1997) Смит, разделяя концепцию морального чувства Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесона и Д. Юма, выводил нравственность из свойственного природе человека чувства «симпатии» – способности сопереживать, разделять чувствования других людей. Чувство симпатии, основанное на способности воображения себя в положении стороннего наблюдателя, включает человека в общественные связи. Всеобщие правила нравственности возникают из моральных чувств через механизмы общественного одобрения или неодобрения тех или иных действий.
В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» («An inquiry in to the nature and causes of the wealth of nations», vol. 1–2, 1776; русский перевод, т. 1–4, 1802–1806, новые переводы 1962, 1993) – первом систематическом учении об экономике – Смит, критикуя меркантилизм, считал источником богатства наций производительный труд, создающий материальные запасы (стоимость). Непроизводительный труд (услуги) не участвует в приращении богатства. Идеальным механизмом регулирования экономики является рынок, который не требует вмешательства государства. От размеров рынка напрямую зависит степень разделения труда, в котором Смит видел главное условие роста производительности. Экономические отношения строятся на стремлении человека к собственной выгоде и склонности к обмену. Поскольку в условиях рынка люди достигают своих интересов только удовлетворяя потребности других, то эгоизм не препятствует, а способствует росту общего благосостояния (концепция «невидимой руки»). Критиковал теорию стоимости, основанную на полезности («парадокс Адама Смита»), и развивал теорию затрат. В примитивном обществе стоимость определяется затратами труда, в развитом – она складывается из естественной нормы заработной платы, прибыли и ренты. Капитал делил на основной, не меняющий формы в процессе производства, и оборотный, меняющий форму или владельца, последнему отводил ведущую роль в образовании прибыли. Задачу распределения видел в увеличении доли капитала в конечном продукте за счёт потребления («идеал бережливости»), т. к. именно из него оплачивается производительный труд. Отстаивал принципы экономического либерализма. Роль государства видел в обеспечении безопасности, правового порядка и развитии образования.