Технократия
Технокра́тия (от греч. τέχνη – искусство, мастерство, ремесло, наука и κράτος – власть), 1) система социального управления, при которой вся полнота власти находится в руках технических специалистов в государственном аппарате и руководстве корпорациями; 2) теоретическая концепция, согласно которой общество в своей повседневной жизнедеятельности должно регулироваться правилами технико-организационной рациональности, знатоками которых являются эксперты. Технократия как власть специалистов противопоставляется при этом власти собственников-капиталистов, а также различным формам традиционного демократического правления (прямого, представительного и др.). Провозвестниками современной технократии были Ф. Бэкон, А. де Сен-Симон и О. Конт.
Термин «технократия» как обозначение власти инженеров предложен калифорнийским инженером В. Смитом в 1919 г. Эта идея была поддержана в работе Т. Веблена «Инженеры и система цен» (1921), где технические специалисты представлены служителями промышленного и социального прогресса, способными сменить в управлении обществом буржуазию и финансистов (аналогичное понятие «социальной инженерии» выдвинул американский юрист-социолог Р. Паунд; А. А. Богданов в 1909 выделил «техническую интеллигенцию» в качестве отдельной социальной группы). В 1930-е гг. в США в обстановке экономического кризиса возникло общественное движение во главе с инженером-электриком Г. Скоттом, провозгласившее главенствующую роль инженерно-технической интеллигенции в управлении экономикой, что должно привести к её бескризисному функционированию. Движение пошло на спад после успешной антикризисной политики Ф. Д. Рузвельта.
В 1941 г. американский социолог Дж. Бёрнем в своей концепции наступающего «общества управляющих» утверждал, что технократия в лице менеджеров стала политической реальностью в ряде экономически развитых стран мира. В 1950–1960-е гг. идеи технократии и «технологического детерминизма» получили развитие в теориях индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу и др.), «технотронного общества» (З. Бжезинский), постиндустриального общества (Д. Белл). Так, ключевое для Гэлбрейта понятие «техноструктура» включало разнообразный по своему иерархическому и социальному статусу слой работников корпораций, носителей технико-организационного «сплава знаний и опыта» – от рядовых управляющих до топ-менеджеров и директоров.
В социологии и философии выделяются различные трактовки технократии как способа властвования. Представители первой (Х. Ортега-и-Гассет, Х. Шельски и др.) видят в технократии побочный продукт аполитичности масс и роста технизации социальной жизни как следствия общего процесса специализации знаний и умений; специалист рассматривается как предтеча типового человека в массовом обществе, где государство и массу отныне роднят лишь их «безликость и безымянность» (Ортега-и-Гассет, «Восстание масс», 1930). Эта концепция перекликается с прогнозом М. Вебера о тотальной бюрократизации как проявлении общей рационализации жизни общества модерна.
Концепция технодемократии М. Дюверже и других исходит из того, что технократия в чистом виде нигде не существует и что на смену либеральной демократии (1870–1939) на Западе пришла новая политическая организация, включившая технократические элементы. Технократический образ правления обнаруживается сегодня в истории многих государств Запада и Востока – от США и Франции до России и Китая. Существующая в обществе 20–21 вв. тенденция к «поголовной профессионализации» (Х. Виленский) и увеличение возможностей приобретения профессий сохраняют благоприятную почву для возникновения новых размышлений на тему технократии как правления «больших узких специалистов».