Италия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура. С древнейших времён до 18 в.
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ита́лии с древне́йших времён до 18 в., художественная культура Италии с древнейших времён до конца 18 в.
Искусство до 4 в.
Древнейшие художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам палеолита, мезолита и неолита: наскальные росписи в Апулии и других регионах, каменные статуэтки женщин с преувеличенными формами («Венеры палеолита») из Лигурии и Эмилии-Романьи, керамические сосуды с геометрическим узором и др. Во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. появились геометризованные бронзовые фигурки божеств и воинов, керамика, отразившие влияние крито-микенского искусства. На о. Сардиния сложился своеобразный тип сооружений – круглые каменные башни с ложнокупольным покрытием (т. н. нураги).
К 9–8 вв. до н. э. относятся памятники культуры Вилланова, к 8–2 вв. до н. э. – родственной ей культуры этрусков. На территории греческих поселений в Южной Италии (Пестум) и о. Сицилия (Агридженто, Сиракузы, Селинунт, Сегеста) сохранились памятники архитектуры, скульптура, изделия художественных ремёсел 8–6 вв. до н. э. Древнегреческие, этрусские и другие местные художественные традиции явились основой развития на территории Италии с 5 в. до н. э. до 5 в. н. э. искусства Древнего Рима.
Раннехристианское и средневековое искусство
Новый этап развития итальянского искусства связан с распространением христианства. Первые образцы раннехристианской живописи на территории Италии, представленные в катакомбах, отличают символизм и условность художественного языка.
После Миланского эдикта 313 г. при императоре Константине в Риме началось формирование христианской церковной архитектуры и системы её декорации. Основным типом церковного здания стала базилика (Сан-Джованни-ин-Латерано, 312/313 – 318; базилика Святого Петра, предшественница собора Святого Петра в Ватикане, основана между 324 и 330); в форме центрических сооружений возводились мавзолеи (Констанции, до 354; впоследствии церковь Санта-Костанца), мартирии (Санто-Стефано-Ротондо, 468–483) и баптистерии (Латеранский, около 315, перестроен в 5, 16–17 вв.). Крупными центрами раннехристианского искусства были Милан, Неаполь и другие города, ключевая роль в его развитии принадлежала Равенне, где сменявшие друг друга римские, остготские и византийские влияния определили облик главных построек.
Монументальная скульптура в этот период создавалась редко («Колосс Константина», 313–324, Капитолийские музеи, Рим), как и статуарная пластика (статуя «Христос Добрый Пастырь», 4 в., Ватиканские музеи). Основным видом скульптуры стал рельеф; его яркие образцы – раннехристианские саркофаги, сочетающие позднеантичные технику и художественный язык с христианской иконографией. Рельефы играли заметную роль в декоре церковной архитектуры, ими украшали крещальные купели, кафедры, троны и двери (кипарисовые двери церкви Санта-Сабина в Риме, около 422–432).
В качестве основной техники монументальной живописи утвердилась мозаика. Ею полностью покрыты своды и люнеты мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (2-я четверть 5 в.). В 4–5 вв. многие базилики получили мозаичное убранство с догматическими композициями в апсидах (церковь Санта-Пуденциана, начало 5 в.) и повествовательными – на стенах главного нефа и триумфальной арке (церковь Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432–440; церковь Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, начало 6 в.).
Искусство лангобардов
После лангобардского завоевания Италии ведущая роль принадлежала архитектуре Северной Италии. Ломбардские зодчие сохранили высокий уровень строительной техники (римские и византийские типы каменной кладки, умение возводить своды) и разработали характерный тип наружного декора: стены членились лопатками, слепыми аркадами и аркатурными фризами, сохранился тип отдельно стоящей колокольни, вместо античных колонн использовались прямоугольные устои. Среди главных построек – ораторий Санта-Мария-ин-Валле (Темпьетто-Лангобардо) в Чивидале-дель-Фриули (конец 8 в.), капелла Сан-Сатиро в Милане (9 в.; ныне в составе церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро), церковь Сан-Сальваторе в Брешии (753) и др.
Интерьеры лангобардских церквей украшают произведения скульптуры: кивории, алтари, саркофаги, алтарные преграды, покрытые плоской резьбой с орнаментальными мотивами («алтарь короля Рахиса», 744–749, церковь Сан-Мартино в Чивидале-дель-Фриули). Лангобардские резчики, далёкие от представлений о классических идеалах, привнесли в итальянскую пластику нефигуративное, линейно-орнаментальное начало, которое стало существенной компонентой европейского средневекового искусства.
В прикладном искусстве этого времени господствует полихромный стиль (церковная утварь, книжные оклады, украшения и др.), отличающийся сочетаниями металла с драгоценными и полудрагоценными камнями и цветным стеклом (корона королевы Теодолинды, конец 6 в. или начало 7 в., сокровищница собора в Монце).
В конце 8 – 9 вв. в Италию проникла стилистика «Каролингского возрождения» – она ощутима в исполнении алтаря церкви Сант-Амброджо в Милане (824–859, мастер Вольвиниус), украшенного рельефами, драгоценными камнями и эмалями.
Искусство «малого римского ренессанса»
В Риме искусство конца 6 – начала 9 вв. получило название «малого римского ренессанса» вследствие его программной ориентации на собственное искусство первых веков христианства: по образцам раннехристианских базилик возведены церкви (Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, 620–630-е гг., и др.); в период понтификата папы Пасхалия I (817–824) реконструированы церкви Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе, построена церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
В живописи важную роль сыграло усвоение византийских традиций, привносимых греческими художниками-иммигрантами, спасавшимися от иконоборчества (выполненные византийскими мастерами фрески церкви Санта-Мария в Кастельсеприо). В этот период созданы многочисленные фрески (в церкви Санта-Мария-Антиква, около 650–707, и др.) и мозаики (в церквях Санти-Косма-э-Дамиано, 526–530; Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, конец 6 в.; Санта-Мария-ин-Домника, 9 в.; Санта-Прасседе, 1-я половина 9 в.; Сан-Марко, 827–844, и др.). При ориентации на раннехристианские образцы их живописный язык обнаруживает средневековые черты, близкие произведениям каролингского искусства.
На непродолжительное время Рим становился центром иконопочитания, здесь созданы икона Божией Матери «Salus populi romani» (6 в.), икона «Мадонна делла Клеменца» (7 в., церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим). Образец итальянских иллюминированных рукописей – Евангелие святого Августина (6 в., библиотека колледжа Корпус-Кристи, Кембридж).
Искусство романского стиля
Архитектура
Наследие ломбардской архитектуры сыграло существенную роль в формировании архитектуры романского стиля, в частности «первого романского стиля», сложившегося в конце 10 – 11 вв. в Ломбардии (церковь Сант-Аббондио в Комо, 1050–1095; церковь Сан-Пьетро-аль-Монте и ораторий Сан-Бенедетто в Чивате, середина 11 в.; церковь аббатства в Помпозе, 9–11 вв.).
Зрелая романская архитектура конца 11 – начала 13 вв. в различных областях Италии отличалась большим разнообразием, однако в целом её характеризуют сохранение элементов раннехристианского зодчества (отдельно стоящие баптистерии, плоские перекрытия, атриумы и др.) и антикизирующие тенденции в формообразовании (пропорциональный строй, ордерные мотивы). В северных областях возводились сводчатые постройки: церкви Сант-Амброджо в Милане (11–12 вв.), Сан-Микеле-Маджоре в Павии (конец 11 в. – 1155). Образцом для архитектуры Эмилии-Романьи послужил собор в Модене (начат в 1099), в подражание которому были возведены соборный комплекс Пармы, соборы Кремоны, Пьяченцы и Феррары, украшенные ломбардскими аркатурными поясами и сквозными арочными галереями. В Венеции, где преобладали византийские влияния, собор Святого Марка возведён как крестово-купольная постройка (с 1063). Церковь Санта-Фоска на о. Торчелло (11–12 вв.), собор Санти-Мария-э-Донато на о. Мурано (1-я половина 12 в.) – базилики, украшенные византийским декором и мозаиками. Сочетание раннехристианских и византийских влияний определило облик собора в Пизе на площади Пьяцца деи-Мираколи (с 1063; плоские перекрытия, эмпоры, купол над средокрестием, полосатая кладка, многоярусные аркады и мраморные инкрустации). По его образцу возводились многочисленные постройки в Тоскане: собор Святого Мартина (строился с 1060) и церковь Сан-Микеле-ин-Форо в Лукке (около 1143 – 14 в.), церкви Сан-Джованни-Фуорчивитас в Пистое (1119–1344) и Санта-Мария-делла-Пьеве в Ареццо (начало 12 в.).
Во Флоренции и близлежащих тосканских городах романская архитектура сохраняла связи с раннехристианской традицией и развивалась в формах инкрустационного стиля.
Наиболее значительные постройки Южной Италии возведены аббатом Дезидерием по римским образцам: церкви аббатств Монтекассино (1066–1071, разрушена) и Сант-Анджело-ин-Формис (после 1072). Архитектура норманнской Сицилии формировалась под перекрёстным влиянием европейской, византийской и арабской традиций (норманнский стиль): церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо (т. н. Марторана; около 1143) и Палатинская капелла (1131–1140) Палаццо деи-Норманни в Палермо; соборы в Чефалу (1131 – середина 13 в.) и в Монреале (1174–1276).
Немногочисленные памятники средневековой городской застройки представлены феодальными башнями в Сан-Джиминьяно, также в Болонье (дома-башни: Азинелли, 1109–1119; Гаризенда, 1109–1110). В свободных городах-коммунах возник особый тип сооружения для органов местного самоуправления – коммунальное палаццо (Палаццо делла-Раджоне в Бергамо, около 1199; Палаццо дель-Бролетто в Брешии, 1187–1230).
Скульптура
В эпоху романского стиля в Италии, как и по всей Европе, произошло возрождение монументальной каменной скульптуры, ставшей неотъемлемой частью церковной архитектуры. Скульптурная резьба покрывала порталы церквей (церковь Сан-Микеле в Павии) и фигуративные капители (церковь Сант-Амброджо в Милане). В Северной Италии фасады церквей украшались выносным крыльцом на колоннах и повествовательными рельефами (собор в Модене, мастер Вилиджельмо, около 1106; церковь Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, мастера Никколо и Гульельмо). В 12 в. возродилась раннехристианская традиция рельефных дверей (бронзовые врата церкви Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, соборов в Монреале и Пизе, мастер Бонанно). Появление тимпанных композиций (собор в Парме) и статуй в качестве элемента фасада (собор в Фиденце) связано с именем Б. Антелами. На фасаде собора в Лукке около 1233 г. установлена группа «Святой Мартин отдаёт свой плащ нищему», включающая в себя первую созданную в Италии со времён Античности конную статую.
В итальянской романской пластике особое место занимают предметы церковного интерьера: алтарные преграды, украшенные повествовательными рельефами (собор в Модене, мастер Вилиджельмо), епископские троны (около 1197, собор в Бари). В Тоскане распространились украшенные скульптурой проповеднические кафедры (собор в Пизе, 1159–1162, мастер Гульельмо, ныне в соборе Кальяри) и крещальные купели (в церкви Сан-Фредиано в Лукке, 12 в.). В Риме в 12–13 вв. получили распространение т. н. косматские мозаики, названные по имени художественной династии Космати, сочетавшие резьбу с полихромной инкрустацией. Геометрические узоры в этой технике покрывали полы, архитектурные детали, алтари, кивории и другие элементы интерьера церквей (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, 12 в., мозаичисты из династии Вассаллетто).
Во 2-й четверти 13 в. при дворе императора Фридриха II Штауфена в Апулии сложилась скульптурная школа, мастера которой, сознательно подражавшие Античности, создавали по образцу древнеримских бюстов портреты императора и его приближённых. Влияние этой школы сыграло важную роль в формировании пластики итальянского Проторенессанса.
Живопись
Романская живопись развивалась под сильным византийским влиянием. Многие мозаичные циклы, созданные в Италии греческими художниками, отражают эволюцию византийской живописи: собор Сан-Сальваторе в Чефалу (около 1145 – около 1170), Палатинская капелла Королевского дворца (1140-е – 1160-е гг.), церкви Сан-Джованни-дельи-Эремити (1130-е – 1140-е гг.) и Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана; до 1151) в Палермо, собор Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180–1194), мозаики на портале и в апсиде собора Святого Марка в Венеции (2-я половина 11 в.) и в капелле Дзен этого собора (начало 12 в.). В мозаиках, созданных итальянскими мастерами, подражание греческой живописи сочетается с романскими чертами: экспрессией, схематизмом и геометризмом («Страшный суд» в соборе Санта-Мария-Ассунта на о. Торчелло, 11–12 вв.).
На Юге Италии происходило программное утверждение раннехристианских ценностей, центром которого был монастырь Монтекассино. Его росписи (не сохранились), как и росписи церкви Сант-Анджело-ин-Формис (1072), были созданы при участии восточных мастеров по образцам повествовательных циклов в раннехристианских римских церквях.
В Риме византийские влияния уравновешивались устойчивостью раннехристианской традиции, послужившей ориентиром для апсидных мозаик в церквях Сан-Клементе (1-я четверть 12 в.) и Санта-Мария-ин-Трастевере (1130–1143) и для фресковых житийных циклов святого Климента и святого Алексия в церкви Сан-Клементе (конец 11 в.). Сходную византинизирующую стилистику обнаруживают иллюминированные рукописи, созданные в скрипториях аббатств Фарфа, Субиако (оба в Лацио) и римской церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. В Ломбардии североевропейские черты преобладают над греческими (фрески церкви Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате, около 1095). На Юге Италии создавались специфически итальянские пасхальные свитки Exsultet.
Искусство готики и Проторенессанса
В середине 13 в. в Италию проникла готика. В сильно упрощённых формах она укоренилась в постройках нищенствующих орденов, внесла много новых элементов в конструкцию и облик церковных зданий (в Сиене, Орвието, Флоренции, Болонье), но не смогла до конца вытеснить утвердившиеся в романскую эпоху пропорциональный строй, характер пространственных решений и пластичность архитектуры, за исключением северных областей (Миланский собор, начат в 1386). Готика наложила отпечаток на городскую архитектуру: замки (в Прато, 1237–1248, и Кастель-дель-Монте в Апулии, около 1240–1250, оба для императора Фридриха II Штауфена; в Ферраре и в Мантуе, оба – конец 14 в.), коммунальные здания (Палаццо Публико в Сиене; Палаццо Веккьо во Флоренции; Палаццо Комунале в Пьяченце, начато в 1281; Палаццо деи-Приори в Перудже, 1293–1443; Палаццо Преторио в Губбио, около 1348–1349, и др.), жилые палаццо, особенно в Венеции (Дворец дожей, Ка-д’Оро и др.). Образец городских укреплений сохранился в Монтериджоне (13 в.).
В скульптуре готические тенденции вошли составной частью в искусство Проторенессанса, основными представителями которого стали Никколо Пизано и Джованни Пизано, а также Арнольфо ди Камбио. Эти мастера утвердили в итальянской пластике интерес к объёмно-пространственным решениям и ориентацию на античные памятники, главным образом позднеримские саркофаги. Заимствованные из них фигуры и принципы построения рельефа объединялись с характерными готическими чертами – повышенной эмоциональностью и элементами натурализма. В это время доведён до совершенства тип проповеднической кафедры со сложной программой декора, включающей в себя повествовательные рельефы и статуарную пластику; сформировался тип многоярусного пристенного надгробия, получили развитие статуя в нише и основанный на её использовании тип декорации фасада, отличный от североевропейского. Необычный скульптурный декор фасада собора в Орвието (4 пилона, покрытые повествовательными рельефами, между 1310 и 1330, автор Л. Майтани) также демонстрирует слияние готических черт с антикизирующей трактовкой объёма, как и южные врата флорентийского баптистерия (скульптор Андреа Пизано). На Севере это взаимодействие двух потоков влияний породило в 1-й половине 14 в. необычные конные статуи Кангранде I и Мастино II из рода делла Скала в Вероне.
С конца 12 – начала 13 вв. в Тоскане широко распространилась живопись на досках, которую создавали как приезжие греческие, так и местные мастера. В её рамках на базе византийской иконографии, типологии и живописной техники сложились собственно итальянские типы религиозных произведений живописи: большие Распятия, Богородичные и житийные образы, с 1280-х гг. шёл процесс становления алтарного полиптиха. С 13 в. складывались отдельные школы: пизано-лукканская (Бонавентура Берлингьери, Джунта Пизано), сиенская школа (многочисленные анонимные мастера, Гвидо да Сиена, Дуччо ди Буонинсенья, Уголино ди Нерио), флорентийская школа (Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ).
К концу 13 в., благодаря, с одной стороны, византийскому воздействию, а с другой стороны, влиянию североевропейской готической скульптуры, итальянские мастера преодолели схематизм и графическую жёсткость романского искусства, ещё ощутимые в творчестве предшественников, и начали развивать собственно живописные качества. В монументальной живописи первыми мастерами Проторенессанса были римские художники П. Каваллини, Я. Торрити, Ф. Рузути, которые привнесли в итальянскую живопись новое понимание композиции и объёма.
Под их влиянием интенсивно развивалась фресковая живопись, центром сосредоточения лучших образцов которой стала базилика Святого Франциска в Ассизи (Чимабуэ, Мастер Исаака, Мастер легенды святого Франциска и др.). Усовершенствование техники, создание системы целостной орнаментально-живописной декорации, стремление к жизненности отдельных сцен в произведениях этих мастеров обозначили отход от традиций предшествующего периода и подготовили живописную реформу Джотто. Влияние этого художника не только обусловило развитие флорентийской школы в 14 в. (Мазо ди Банко, Таддео Гадди, Б. Дадди и многие другие), но и распространилось по всей Италии (в Падуе его последователями были Джусто де Менабуои, Альтикьеро да Дзевио и Я. Аванци) и предопределило дальнейшую эволюцию итальянского искусства, способствуя утверждению повествовательности, жанровых черт, элементов натюрморта, портрета, изображения интерьера и ландшафта.
В Сиене собственная школа развивалась под параллельным влиянием византийского и готического искусства, а также живописи Джотто (С. Мартини, братья Пьетро Лоренцетти и Амброджо Лоренцетти, Таддео ди Бартоло, Барна да Сиена). Местные школы возникли также и на Севере Италии: в Венеции (Паоло Венециано, Лоренцо Венециано), Ломбардии и Эмилии-Романье (Витале да Болонья, Томмазо да Модена).
Искусство претерпело заметные изменения после великой чумы 1348 г.: нарративность, пространственность и объёмность, а также эмоциональная выразительность искусства предшествующего периода уступили место отстранённости образов, плоскостности, линейной выразительности, интенсивности цвета, обилию декоративно-прикладных элементов (позолота, тиснение и др.) в искусстве Андреа да Фиренце, Якопо ди Чоне, А. Орканьи, Аньоло Гадди, Бартоло ди Фреди и др. Усилилось влияние заальпийской готики, особенно в Ломбардии. С 1380-х гг. в Италии повсеместно распространилась интернациональная готика, которая наложила отпечаток на живопись, скульптуру и ювелирное искусство рубежа 14–15 вв. (Джованни дель Бьондо, Лоренцо Монако, Джованни да Милано, Таддео ди Бартоло и др.).
Эпоха Возрождения
Раннее Возрождение
В 15 в. в искусстве и архитектуре Италии, подготовленных эпохой Проторенессанса, началось Раннее Возрождение (пришедшееся на период кватроченто). Его первым и главным центром стала Флоренция. Радикальный перелом в искусстве Флоренции в 1-й трети 15 в. был предопределён экономическим благосостоянием города, развитием «гражданского гуманизма», математических и естественно-научных знаний. Следствием политической самоидентификации буржуазной республики как «идеального города», «новых Афин» и «нового Рима» стала визуальная ориентация на античное наследие, сначала в общественных художественных проектах, а затем повсеместно.
Ф. Брунеллески задал основные векторы развития флорентийской ренессансной архитектуры: возрождение языка архитектурного ордера, обращение к традициям инкрустационного стиля, а через них к формам Античности, приспособленным к задачам архитектуры 15 в., и рациональное, модульно-математическое проектирование. Антикизирующее переосмысление современных типов зданий (церковной базилики, капеллы, городского дворца, загородной виллы) было продолжено флорентийскими постройками Л. Б. Альберти и Микелоццо и достигло своего апогея в творчестве Джулиано да Сангалло. Проекты и консультации Альберти для правителей Римини, Феррары, Мантуи, Урбино, деятельность флорентийских мастеров (Филарете в Милане, Б. Росселлино в Риме и Пиенце и др.) способствовали распространению нового стиля за пределами Флоренции в середине – 2-й половине 15 в. Самобытный архитектурный язык, основанный на новых принципах, был выработан Франческо ди Джорджо Мартини. Утверждение ренессансного зодчества в Венеции связано с творчеством М. Кодусси, П. Ломбардо, Т. Ломбардо, постройками А. Бреньо и А. Риццо.
Обновление стиля флорентийской скульптуры происходило в связи с развитием нового антикизирующего языка, который постепенно вытеснил готическое наследие в творчестве Л. Гиберти, Донателло, Нанни ди Банко, появлением новых технологий (монументальное литьё из бронзы, майоликовая скульптура семьи делла Роббиа, сплющенный рельеф и др.), возрождением античных скульптурных типов (конный монумент, портретный бюст). За пределами Флоренции черты нового стиля также проявились в работах Якопо делла Кверча. Сформировавшиеся под влиянием заальпийского искусства натурализм и особая экспрессия, нацеленная на сильное эмоциональное воздействие на зрителя, стали отличительной чертой терракотовой скульптуры, распространённой в Эмилии-Романье и Ломбардии (Г. Маццони, Никколо дель Арка и др.).
В рамках флорентийской школы (Мазаччо, Фра Беато Анджелико, П. Уччелло, Фра Филиппо Липпи, А. дель Поллайоло, С. Боттичелли и др.) произошло заметное обновление живописи. Полиптих трансформировался в алтарную картину, обособился жанр портрета и зародился жанр мифологической аллегории, появился формат тондо. Под влиянием нидерландской живописи и благодаря изучению натуры флорентийские живописцы экспериментировали с пластической выразительностью объёма (разработка глубокого пространства, построенного по принципам линейной перспективы, тщательная светотеневая моделировка объёма), линейным началом в живописи, колоритом. В традиционную религиозную живопись они интегрировали черты современности, а в последние десятилетия 15 в. – также и архитектурные, скульптурные и орнаментальные мотивы (гротески), опиравшиеся на античные образцы.
Влияние флорентийской живописной школы распространилось и за пределами города. Одним из крупнейших художников Раннего Возрождения стал Пьеро делла Франческа, развивший математические основы флорентийского искусства и синтезировавший его достижения с влияниями нидерландской живописи. Под его влиянием происходило развитие умбрийской школы живописи, в свою очередь повлиявшей на болонскую школу (Ф. Франча, А. Аспертини). Росписи стен Сикстинской капеллы, в которых приняли участие мастера флорентийской и умбрийской школ, а также творчество Мелоццо да Форли заложили основы ренессансной живописи в Риме. Сиенская школа сохраняла свою автономию и приверженность местным традициям предшествующего столетия.
Становление ренессанса в Северной Италии и Венеции связано с эволюцией мастеров, сформировавшихся в рамках стилистики интернациональной готики: Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Я. Беллини. На общих ренессансных принципах (обращение к Античности, перспективе, натурность и жизнеподобие) сложились обладающие собственной ярко выраженной спецификой падуанская (Ф. Скварчоне, А. Мантенья, К. Кривелли, М. Дзоппо, Дж. Скьявоне и др.), феррарская и болонская живописные школы. На их формировании сказалось влияние как флорентийской скульптуры (Донателло, А. дель Верроккьо), так и нидерландской живописи.
Во 2-й половине 15 в., в том числе благодаря влиянию Антонелло да Мессины, расцвела венецианская школа живописи. Лидирующая роль в ней принадлежала Джентиле Беллини и Джованни Беллини, В. Карпаччо. Другими важными художественными центрами этого периода стали синьории Северной Италии (Римини, Урбино, Феррара, Мантуя, Милан), правители которых сделали сознательный выбор в пользу нового ренессансного стиля как главного языка саморепрезентации. Благодаря сочетанию индивидуальных вкусов правителя и возможностей работавших на него как местных, так и приглашённых мастеров из разных школ, в каждом из этих центров складывался уникальный художественный «микроклимат», расцветали особые придворные формы архитектуры (Палаццо Скифаноя в Ферраре) и искусства: украшенные скульптурой, живописью и интарсиями студиоло, особые формы портрета (например, портретная медаль), роскошно иллюминированные манускрипты (Библия Борсо д'Эсте, 1455–1461, Университетская библиотека Эсте, Модена) и др.
Высокое Возрождение
Традиционно рассматриваемый как время наивысших достижений в искусстве, период Высокого Возрождения пришёлся на конец 15 в. – 1520-е гг. Важную роль в переходе к нему сыграло Миланское герцогство, где в 1480-х – 1490-х гг. при дворе герцогов Сфорца работали Д. Браманте, Леонардо да Винчи и мастера его школы. Разрабатываемые ими новые архитектурные идеи (приёмы построения центрально-купольного архитектурного пространства и его интеграции в планировку базиликального храма, приёмы дальнейшей монументализации и антикизации архитектуры своего времени) впоследствии стали важными основаниями искусства Высокого Возрождения. Благодаря Леонардо и мастерам его круга ломбардская школа и живопись всей Италии обогатились тональной и световоздушной перспективой, сфумато, анатомическими штудиями и многим другим.
Во Флоренции рубежа 15 и 16 вв., где одновременно работали Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль, также разрабатывались принципы Высокого Возрождения, однако главным центром этого периода стал Рим, укрепивший своё политическое влияние и расширивший финансовые возможности благодаря деятельности Римских пап Сикста IV, Александра VI, Юлия II, Льва X, Климента VII.
Обновление архитектурного облика Рима стало приоритетом в художественной политике папства. В рамках основательного градостроительного преобразования Рима, которое проводилось на протяжении всего 16 в., прокладывались новые улицы (Виа-Алессандрина, Виа-Леонина, Виа-Джулия), проводилась реконструкция Ватикана, основных площадей, улиц, репрезентативных церковных и светских построек, возводились новые здания. Эта политика во многом базировалась на идее восстановления величия античного Рима и сопровождалась интенсивными археологическими раскопками и коллекционированием антиков. Интерес к Античности, с самого начала определявший специфику ренессансного искусства, в этот период вышел на новый уровень и приобрёл невиданный ранее масштаб.
По приглашению пап в Риме были собраны лучшие представители разных художественных школ: Браманте, Б. Перуцци, Рафаэль, А. да Сангалло Младший, Я. Сансовино, Микеланджело, М. Санмикели, С. Серлио. В их творчестве, отмеченном пристальным и непосредственным изучением античных памятников, синтез античной и современной архитектуры стал особенно полным и органичным. Общие принципы, отдельные элементы и приёмы древнеримской архитектуры творчески переосмыслялись и затем включались в собственные постройки архитекторами Высокого Возрождения.
Эпицентром художественной деятельности в начале 16 в. стал Ватикан, где шло строительство собора Святого Петра (с 1506), двора Бельведера (с 1503, по проекту Браманте), оформлялись помещения Папского дворца (Станцы, Лоджии, апартаменты кардинала Биббиены, расписанные Рафаэлем и его мастерской) и Сикстинская капелла (плафон Микеланджело, шпалеры по картонам Рафаэля), велись работы над гробницей папы Юлия II (Микеланджело).
В то же время по частным заказам возводились и оформлялись виллы в подражание древнеримским: Вилла Киджи (с 1506, архитектор Б. Перуцци, росписи Рафаэля, Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и других; впоследствии Вилла Фарнезина) и Вилла Мадама (1518, по проекту Рафаэля, не окончена), возник новый тип патрицианского дворца (Палаццо Каприни в Риме, между 1501 и 1510, архитектор Браманте, не сохранилось), развивался тип центрического купольного храма: капелла Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (начата в 1512–1513), церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (начата около 1515, перестроена; обе по проектам Рафаэля), проекты Перуцци, Микеланджело и Рафаэля для церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини (все в Риме). В архитектурной практике закрепилось строгое следование витрувианским правилам классических ордеров.
Живопись и графика
В римской живописи начала 16 в. складывался антикизирующий художественный язык. В монументальных росписях с идеально-возвышенными и героизированными образами, созданных ведущими римскими живописцами Рафаэлем и Микеланджело, достигли своего апогея пространственные поиски и эксперименты с выразительными возможностями пластики человеческой фигуры.
Алтарный образ также претерпел изменения: многофигурная повествовательность и стремление к математически выверенным пространственным построениям предшествующего периода уступили место немногочисленным крупным фигурам с усиленной выразительностью пластики и физиогномики, позволяющим достигнуть более близкого эмоционального контакта образа со зрителем (например, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, около 1513). Портретное искусство также обогащалось новой монументальностью и более глубокой степенью индивидуализации модели. Влияния Рафаэля и Микеланджело соединились с индивидуальными манерами прибывших к папскому двору выходцев из разных других живописных школ и художественных центров: Флоренции (Россо Фьорентино), Венеции (Себастьяно дель Пьомбо), Пармы (Корреджо, Пармиджанино), Нидерландов (Я. Госсарт, Я. ван Скорел).
В Риме этого времени также активно развивалась репродукционная и художественная гравюра. Гравёры (М. Раймонди, Дж. Я. Каральо) тиражировали отдельные графические листы (например, «Суд Париса» Рафаэля) и целые серии, рисованные знаменитыми художниками («I modi» по рисункам Джулио Романо, «Любовные истории богов» по рисункам Перино дель Вага и Россо Фьорентино).
Особое положение в искусстве Высокого Возрождения заняла венецианская школа живописи, остававшаяся в русле утончённых колористических традиций. В творчестве Джорджоне (и его мастерской), Тициана, Я. Пальмы Старшего, Бартоломео Венето, Л. Лотто, П. Бордоне и других художников развивались новые типы светской картины: официальный династический портрет, брачные и мифологические аллегории, которые охотно заказывали венецианские патриции и правители государств Северной Италии (Мантуя, Феррара, Урбино). Искусство римского Высокого Возрождения, которое Тициан изучал по гравюрам, позволило ему радикально обновить традиционный алтарный образ, наполнив его пластической мощью монументальных фигур и динамикой композиционных построений.
Позднее Возрождение и маньеризм
Разграбление Рима войсками императора Карла V в 1527 г. положило конец периоду Высокого Возрождения в этом городе. Блестящая плеяда собранных здесь мастеров рассеялась по разным центрам Европы, обеспечив, наряду с циркуляцией гравюр, широчайшее распространение сформированного в Риме художественного языка.
Однако ещё до разграбления монументальный классицизирующий язык этого периода начал перерождаться в творчестве тех же самых мастеров, которые стояли у его истоков: росписи Станцы дель-Инчендио (1514–1517; Папский дворец в Ватикане) и алтарный образ «Преображение» (1516–1520, закончен Джулио Романо; Ватиканские музеи) Рафаэля, росписи плафона Сикстинской капеллы Микеланджело демонстрируют поиски выразительных возможностей цвета и линии, отступление от ясной повествовательности и натуроподобия в трактовке пластики фигур, от пространственной и композиционной ясности ради как можно более сильного эмоционального воздействия на зрителя путём создания визуальных диссонансов, драматизации сцен с помощью разнообразных эффектов освещения и придания живописным произведениям новой чувственности и мистицизма. Взаимодействие с античной традицией также усложнилось. Эти черты выступили на первый план в искусстве маньеризма. Художники-маньеристы считали себя прямыми наследниками мастеров Высокого Возрождения, стремясь к продолжению заданных ими направлений художественного развития.
Во Флоренции маньеризм зародился в мастерской А. дель Сарто и нашёл воплощение в работах его учеников Я. Понтормо, Россо Фьорентино, Ф. Сальвиати, Д. Пулиго и др. Работа Микеланджело над ансамблем Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо (Капелла Медичи, 1520–1534) и библиотекой Лауренциана (1524–1534) окончательно определила дальнейшее развитие местной архитектуры и скульптуры в русле маньеризма, который стал придворным стилем при дворе герцогов Медичи, ярко проявившись во всех видах искусства: в архитектуре (Б. Буонталенти, Б. Амманати, Дж. Вазари), скульптуре (Б. Челлини, Б. Амманати, Джамболонья), живописи (А. Бронзино, А. Аллори, Санти ди Тито, Вазари и др.). Свойственные маньеризму интеллектуальная изощрённость, изысканность форм обогатили придворную живопись: монументальные композиции (фрески салона Виллы Медичи в Поджо-а-Каяно, между 1519 и 1582, живописцы Понтормо, А. дель Сарто, А. Аллори), аллегорическую картину, официальный придворный и частный портрет.
Крупнейшими центрами Позднего Возрождения стали дворы правителей Северной Италии. В Мантуе универсальный художник Джулио Романо как истинный наследник мастеров Высокого Возрождения проявил себя во многих видах искусства: в монументальной и станковой живописи, проектировании архитектуры, создании эскизов для шпалер, столового серебра и др. Среди городов Эмилии-Романьи выделяются Парма, где Корреджо разработал новый тип иллюзионистической интерьерной росписи, положенной в основу дальнейших экспериментов эпохи барокко в этой области, и Болонья, где в духе маньеризма работали Пармиджанино и Никколо дель Аббате.
В Риме Микеланджело завершил работу в Сикстинской капелле росписью «Страшный суд» (1534–1541) на алтарной стене, а также создал свои главные архитектурные произведения: спроектировал площадь на Капитолийском холме (с 1538, не завершена при жизни Микеланджело; ныне площадь Капитолия) и переработал проект собора Святого Петра, возглавив его строительство в 1546–1564 гг.
В светских интерьерах утвердилась многоуровневая подчёркнуто иллюзионистическая система росписей, широко использующая язык аллегории: Перино дель Вага в замке Святого Ангела (Сала Паолина, 1545–1547), Вазари в Палаццо Канчеллерия (Зал 100 дней, 1546), Сальвиати в Палаццо Фарнезе (около 1558), Т. Цуккари и Ф. Цуккари на Вилле Фарнезе в Капрароле (около 1559–1583) и др. В Риме и его окрестностях возводились роскошные виллы с парками, наполненными причудливой скульптурой, фонтанами, механическими «автоматами» (Вилла Джулия и Казино Пия IV в Риме, Вилла д’Эсте в Тиволи; близ Витербо: Вилла Ланте в Баньяйя, Вилла Фарнезе в Капрароле, парк Сакро-Боско при замке Орсини в Бомарцо).
Контрреформация оказала существенное влияние на религиозное искусство по всей Италии. Строительство храмов и монастырей для новых монашеских орденов заложило предпосылки для формирования стиля барокко в архитектуре, постановления Тридентского собора определили дальнейшее развитие алтарного образа. В религиозной живописи Рима наряду с развитием маньеристической линии (Ф. Цуккари) формировалось более классицизирующее направление (Джироламо Сичоланте, Джироламо Муциано, Шипионе Пульцоне). Особый живописный язык выработал Ф. Бароччи в Урбино.
Архитектура Венеции и её сухопутных владений (террафермы) в этот период связана с адаптацией идей Высокого Возрождения к местной традиции в творчестве Я. Сансовино, М. Санмикели, А. Палладио. Палладио завершил развитие ренессансной архитектуры и разрешил все стоявшие перед ней задачи благодаря разработке универсального архитектурного языка, позволявшего придать антикизирующий облик любому современному зданию (общественному сооружению, базилике, городскому дворцу, загородной вилле). На терраферме благодаря П. Веронезе и мастерам его круга (Джованни Баттиста Дзелотти, Латтанцио Гамбара, Джованни Антонио Фазоло) сложился своеобразный тип многоуровневых иллюзионистических росписей, которыми украшались многочисленные загородные виллы.
Проникшие в венецианское искусство 1540-х гг. черты маньеризма ярко проявились в религиозной живописи Тинторетто. На это же время пришёлся расцвет позднего творчества Тициана. Под влиянием ломбардских «живописцев реальности» сформировался стиль работавших в Венеции Якопо Бассано и его сыновей Франческо и Леандро, а также мастеров брешианской (Дж. Дж. Савольдо, Дж. Романино, Моретто) и бергамской (Дж. Б. Морони) школ.
На Севере Италии заметными художественными центрами Позднего Возрождения стали Кремона (маньеристические росписи Порденоне в кафедральном соборе, 1520–1522; портретное искусство С. Ангвиссолы в середине 16 в.) и Болонья, где работали братья Карраччи: Лодовико, Аннибале и Агостино. Под влиянием искусства Южных Нидерландов также распространились реалистические жанровые сцены и натюрморты (В. Кампи в Кремоне, Бартоломео Пассеротти в Болонье).
Теория искусства в эпоху Возрождения
В эпоху Ренессанса в Италии зародилась теория искусства, представленная трактатами художников и гуманистов (Гиберти, Л. Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Бартоломео Фацио, Паоло Джовио, Б. Бандинелли, Б. Челлини, Помпоний Гаурик, Дж. П. Ломаццо и др.), сложился жанр жизнеописаний художников, достигший вершины в творчестве Дж. Вазари. Архитектурная теория развивалась благодаря трактатам Альберти, Филарете, Франческо ди Джорджо Мартини, Серлио, Палладио, Дж. да Виньолы и др.
Декоративно-прикладное искусство
С 12 в. в Италии развивалось производство художественных тканей (шёлковых в Лукке, шерстяных и шёлковых во Флоренции, бархата в Генуе 14–15 вв., парчи и бархата в Венеции), с конца 15 в. – кружев (Венеция, Милан, Генуя), в 15–16 вв. – изделий из тиснёной кожи. С 13 в. центром стекольного производства, который сохранял общеевропейское значение до конца 17 в., была Венеция (см. в статье Венецианское стекло). С конца 14 в. наступил расцвет искусства майолики, центрами которого были Орвието, Сиена, Фаэнца, Пезаро, Губбио и др.
Переход от маньеризма к барокко на рубеже 16–17 вв.
Наиболее важным художественным центром в Италии во время перехода от маньеризма к барокко был Рим – центр католического мира. Своими крупнейшими художественными коллекциями, значительным числом сохранившихся архитектурных памятников Античности, прославленными шедеврами эпохи Возрождения (в первую очередь Рафаэля и Микеланджело) он привлекал художников независимо от вероисповедания (как католиков, так и протестантов). В Риме работали и оставили значительные произведения крупнейшие мастера барокко, рококо и классицизма, в том числе иностранцы и выходцы из других художественных центров Италии.
В переходе от маньеризма к барокко, наметившемся ранее всего в архитектуре и градостроительстве, ключевой стала кампания по строительству и украшению церкви Иль-Джезу (1568–1584, архитекторы Дж. да Виньола, Дж. делла Порта; в интерьере монументальные росписи сводов и купола, 1672–1685, в том числе кисти Дж. Б. Гаулли), принадлежавшей ордену иезуитов. Этот орден сыграл важную роль в сложении новой, более экзальтированной и эмоциональной религиозности, характерной для всей эпохи барокко. В монументальной и станковой живописи Рима в конце 16 – начале 17 вв. самый плодовитый и востребованный мастер – Дж. Чезари, прозванный Кавалер д'Арпино.
Преодоление художественных формул позднего маньеризма происходило в творчестве двух приезжих художников, быстро утвердившихся на римской художественной сцене в середине – 2-й половине 1590-х гг., – Караваджо и Аннибале Карраччи.
Караваджо, уроженец Милана, наследник реалистических тенденций в живописи ломбардской школы (в особенности мастеров из Брешии и Бергамо), выработал эффектный натуралистический стиль, получивший широкий отклик по всей Европе в творчестве караваджистов. Среди крупнейших представителей караваджизма, деятельность большей части которых была так или иначе связана с Римом: Д. ван Бабюрен, Дж. Бальоне, О. Борджанни, Валантен де Булонь, О. Джентилески и А. Джентилески, А. Карозелли, Б. Манфреди, Дж. Серодине, К. Сарачени, Спадарино, Х. Тербрюгген, Г. ван Хонтхорст, т. н. Мастер натюрморта из Хартфорда и др. Караваджизм исчерпал себя уже около 1630 г., хотя его влияние можно проследить вплоть до 3-й четверти – конца 17 в., например, у М. Прети или Дж. Бранди.
В творчестве болонца А. Карраччи сформировался академический, классицизирующий стиль, пришедший на смену стереотипному позднему маньеризму. В живописи Карраччи, как и у Караваджо, присутствовала сильная натуралистическая струя, которая в то же время была менее радикальной и эпатирующей. В отличие от слишком индивидуального и непредсказуемого караваджизма академизм Карраччи позволял дидактическую схематизацию и систематическое преподавание своих принципов, благодаря чему лёг в основу академической программы обучения рисунку и живописи. Начиная с 1630-х гг. он оказался доминирующей художественной системой в Европе, несмотря на подчас существенные региональные различия и особенности в его интерпретации. Среди художников, предложивших эталонный пример выработанного Карраччи академического стиля, выделяются прежде всего столпы болонской школы Доменикино, Г. Рени, Ф. Альбани и Гверчино.
На развитие искусства барокко также повлияло присоединение утратившего независимость герцогства Феррара к Папской области в 1598 г. Римские коллекции пополнились многочисленными произведениями феррарских мастеров Возрождения (Гарофало, Д. Досси, Л. Маццолино, Ортолано) и шедеврами других живописцев из герцогского собрания. Наиболее сильное влияние на живопись барокко оказали три «Вакханалии» Тициана (между 1518 и 1526) из дворца д'Эсте в Ферраре (ныне Национальная галерея, Лондон; Прадо, Мадрид). Их влиянию следует приписать существенное высветление палитры в живописи 16–17 вв. и своего рода раскрепощение живописной техники – переход к широкому и чувственному мазку, позаимствованному у Тициана. К преодолению «погребного» освещения караваджистов и столь же мрачного по гамме позднего маньеризма также привели работы Ф. Бароччи, как написанные в Риме, так и присланные туда по возвращении художника в родной Урбино. Бароччи оказал кардинальное влияние на становление хроматической гаммы молодого П. П. Рубенса, работавшего в Риме в 1605–1607 гг.
Художественные центры Италии в 17–18 вв.
Рим
В творчестве крупнейших архитекторов римского зрелого барокко (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини и П. да Кортона) представлен как более классический, спокойный вариант стиля, так и более экспрессивный, основанный на драматическом контрасте масс и усложнении пространственной структуры зданий. Центральной фигурой в архитектуре 1-й половины 18 в. был флорентиец по рождению Ф. Фуга, работавший также в Неаполе и Палермо.
В скульптуре Рима первые признаки нового стиля можно увидеть в работах П. Бернини. Развитие барокко в его эталонных формах осуществлено в произведениях его сына Дж. Л. Бернини и Ф. Моки. К классицизирующей эстетике Карраччи и болонцев приближалось творчество А. Альгарди.
Живопись барокко достигла зрелости в творчестве Пьетро да Кортона: вобрав в себя многие элементы академизма Карраччи, живописец дополнил их неистовым динамизмом, заметным как в каждой отдельной фигуре, так и в общем композиционном балансе картин и фресок. Крупнейший живописец 2-й половины 17 в. Дж. Б. Гаулли прославился прежде всего своими монументальными произведениями; его творчество можно назвать своего рода живописным аналогом пластики Бернини. В 1680-х – 1690-х гг. в Риме работал один из ведущих монументалистов барокко – А. Поццо.
Верностью идеалам Карраччи отличалось творчество двух иностранных мастеров, осевших в Риме, – французских живописцев Н. Пуссена и К. Лоррена. Совершенно особое место в панораме римского барокко занимает творчество Дж. Б. Сальви, прозванного Сассоферрато, выбравшего в качестве ориентира произведения Перуджино и раннего Рафаэля. В таком возвращении к стилю Раннего и Высокого Возрождения можно увидеть своего рода предвосхищение эстетической программы прерафаэлитов.
Крупнейший представитель римской школы 2-й половины 17 – начала 18 вв. – К. Маратта, соединивший в своём творчестве академическую ясность с живой непосредственностью барокко, избегая при этом чрезмерной динамики и риторики. В этой сдержанности, общем высветлении колорита и облегчении форм можно заметить изменение художественного вкуса в сторону стиля рококо, господствовавшего в 1-й половине 18 в. Среди работавших в Риме представителей рококо: А. Аморози, П. Л. Гецци, С. Конка, Б. Лути, Ф. Тревизани.
Значительную роль в переходе к классицизму сыграли уроженец Лукки П. Дж. Батони, автор изящных портретов европейских аристократов, посещавших Рим во время гран-тура, и его главный конкурент на международной художественной сцене А. Р. Менгс. В схожей переходной стилистике работал уроженец Пьяченцы Дж. П. Панини – пейзажист, один из классиков жанра каприччио. Панини оказал решающее влияние на Ю. Робера, крупнейшего мастера пейзажа с руинами, который также работал в Риме в середине 18 в. С Римом также связана творческая деятельность уроженцев Венецианской республики: прославленного гравёра Дж. Б. Пиранези и канонического представителя классицизма в скульптуре А. Кановы. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 в. значимой фигурой был Дж. Валадье, а в живописи – В. Камуччини.
Общие тенденции развития римского искусства 17–18 вв. характерны и для других художественных центров Италии.
Неаполь
В ранний, караваджистский период барокко неаполитанская школа в полной мере продемонстрировала свою приверженность идеалам натурализма. К крупнейшим художникам Неаполя и других центров на юге Италии следует отнести Б. Каваллино, Дж. Б. Караччоло, А. де Лионе, Д. Монсу, С. Розу, М. Станционе, А. Фальконе, представителей семей живописцев Порпора (в том числе П. Порпора) и Рекко (в том числе Дж. Рекко). В Неаполе прошла почти вся творческая деятельность испанца Х. де Риберы, сформировавшегося как художник в Риме в кругу караваджистов (в начале 21 в. произведения т. н. Мастера суда Соломона были признаны ранними работами Риберы римского периода). Самым крупным неаполитанским мастером 2-й половины 17 в. был Л. Джордано, живопись которого отличают лёгкость исполнения и велеречивость художественного языка.
В творчестве его ученика Ф. Солимены намечен переход к формам рококо, тогда как полной зрелости на южноитальянской почве этот стиль достиг в творчестве К. Джаквинто. С другой стороны, в 18 в. (в частности, в творчестве Г. Траверси) заметно своего рода возвращение к идеалам натурализма Караваджо и его последователей.
Главную роль в становлении архитектурного облика Неаполя и всего Неаполитанского королевства сыграл уроженец Ломбардии К. Фанзаго. Крупнейшие скульпторы и декораторы 18 в. – Д. А. Ваккаро и Дж. Санмартино. Неаполитанские мастера не менее чем римские славились обработкой цветных мраморов, что проявлялось прежде всего в великолепной отделке церквей (водосвятные чаши, алтари, балюстрады и др.) и дворцов (порталы, лестницы, декоративная садовая скульптура). Подобные произведения из цветных мраморов выполнялись в большом количестве и распространились во всей Южной Италии.
После открытия Помпей и начала там систематических раскопок в 1748 г. Неаполь стал одним из важнейших центров классицизма, что отразилось прежде всего в прикладном искусстве местных мастерских и уже во вторую очередь в архитектуре и изобразительном искусстве.
Флоренция
Развитие искусства Флоренции и Тосканы 17 в., невзирая на присутствие в городе некоторых ведущих мастеров барокко (П. да Кортона, Л. Джордано), оказалось обусловлено чрезмерной зависимостью от наследия эпохи Возрождения и эстетики 16 в. Это выразилось в преобладании прямоугольных форм и статичных масс в архитектуре (М. Ниджетти, Г. Сильвани), в отсутствии динамики и натурализма в живописи. Так, в холодных эмалевидных красках К. Дольчи своеобразно переработан стиль А. Бронзино и Ф. Фурини с характерными манерными позами, театральными жестами, нарочитой двусмысленностью изображённых сцен и эмоций персонажей. Самой значительной фигурой в переходный период от маньеризма к барокко был Л. Чиголи, чья живопись высоко ценилась современниками, в том числе Г. Галилеем. При дворе Медичи ввиду естественно-научных интересов меценатов развивалось искусство натюрморта, самые значимые представители которого – Дж. Гарцони и Я. Лигоцци. Несколько особняком стоит творчество Ф. Монтелатичи, прозванного Чекко Браво, – обладателя эксцентричного характера и виртуозной живописной манеры.
В 18 в. живопись Флоренции, представленная творчеством Дж. К. Сагрестани, М. Бонеки и Ф. Конти, обновилась под влиянием общеевропейского рококо. В архитектуре и скульптуре переход от барокко к рококо осуществился в творчестве Дж. Б. Фоджини. Развивались разные виды прикладного искусства: фарфор мануфактуры К. Джинори в Дочче, мелкая бронзовая пластика (представлена творчеством Дж. Ф. Сузини), изделия из полудрагоценных камней в технике флорентийской мозаики (мастерские Опифичо-делле-Пьетре-Дуре).
Города Эмилии-Романьи (Болонья, Парма, Феррара)
В искусстве Болоньи и других центров современной Эмилии-Романьи доминирующее значение на протяжении 17–18 вв. имела академическая живопись, базирующаяся на творчестве братьев Карраччи. Две крупнейшие в городе мастерские Г. Рени и Гверчино работали для клиентов по всей Европе; каждый из мастеров имел большое число помощников и последователей. Благодаря их деятельности классицизирующее направление в искусстве до начала 20 в. закрепилось как основа академического художественного образования. Во 2-й половине 17 – начале 18 вв. наследие Рени и Гверчино жило в творчестве Дж. Гамбарини, Д. М. Канути, Дж. Дж. даль Соле, М. Франческини, К. Чиньяни. В то же время некоторую долю натурализма привнёс в искусство Болоньи Дж. М. Креспи.
На протяжении всего 17 и 18 в. Болонья славилась квадратуристами – художниками, специализировавшимися на перспективном изображении архитектуры. Они часто работали в сотрудничестве с другими мастерами, писавшими фигуры людей. Как в станковой, так и в монументальной живописи 2-й половины 18 в. заметный след оставили представители семейства Гандольфи. C Эмилией-Романьей (особенно Болоньей) тесно связана творческая судьба одного из крупнейших итальянских декораторов классицизма – Ф. Джани.
Феррарская школа после упразднения герцогства и перехода под власть Папской области в 1598 г. пришла в упадок уже к середине 17 в. Последними её выдающимися мастерами были К. Бонони и Дж. Калетти, который в том числе имитировал манеру Тициана, Д. Досси и других мастеров Возрождения с целью подделки их произведений. С Романьей тесно связан Г. Каньяччи, отличающийся чувственной натуралистической манерой.
Пармская школа пережила расцвет в 1-й половине 17 в. Среди её мастеров: Дж. Ч. Амидани, С. Бадалоккьо, Б. Скедони и, прежде всего, Дж. Ланфранко – один из важнейших мастеров барокко, работавший для самых престижных заказчиков в Риме и Неаполе. С Пармой связана практически вся творческая деятельность выдающегося типографа, гравёра и художника шрифта Дж. Б. Бодони.
Венеция
Как и в эпоху Возрождения, в 17–18 вв. венецианское искусство занимало обособленную позицию. Искусство Венеции и её материковых владений на протяжении большей части 17 в. оставалось в тени великих мастеров предыдущего столетия, что видно прежде всего в творчестве крупнейшего из учеников Тициана – Я. Пальмы Младшего. В Венеции работал выдающийся имитатор и изготовитель подделок живописи Возрождения (прежде всего Тициана и Джорджоне) П. делла Веккья. Наиболее оригинально творчество приезжих мастеров: И. Лисса, С. Маццони, Н. Реньери, Б. Строцци.
В 18 в. венецианская школа, напротив, стала лидирующей среди других итальянских центров, получив самое широкое международное признание. Крупнейшие мастера этого периода: С. Риччи, Дж. Б. Пьяццетта, Дж. Б. Тьеполо и его сын Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Б. Беллотто, Ф. Гварди, П. Лонги и Р. Каррьера. Не порывал связей с территорией Венецианской области и последний из её великих мастеров – А. Канова, работавший бо́льшую часть своей жизни в Риме.
На протяжении 17–18 вв. Венеция оставалась одним из главных центров производства дорогих тканей, лаков, стекла, кружева.
Из малых центров террафермы наибольшим своеобразием отличалась Верона. В местной живописи барокко (А. Турки, П. Оттино и М. Бассетти) было сильно влияние караваджизма. Представитель веронской школы 18 в. П. А. Ротари недолго работал в России по приглашению Елизаветы Петровны.
Ломбардия и Пьемонт
Перешедшая ещё в 16 в. под иностранное владычество, Ломбардия оставалась тем не менее важным центром в развитии искусства. В творчестве крупнейших ломбардских мастеров начала 17 в. Дж. Ч. Прокаччини, Дж. Б. Креспи (Черано) и Мораццоне элементы маньеризма сочетаются с новшествами эстетики Караваджо. В середине – 2-й половине 17 в. выделяются Ф. Кайро и представители семьи Нуволоне, ориентировавшиеся на римское искусство. Крупнейшим художником-монументалистом в Ломбардии был П. Пагани.
Существенный подъём искусств наблюдался во 2-й половине 18 в., когда при австрийском правлении, а затем при Наполеоне I Милан стал одним из важнейших центров классицизма, прежде всего в различных видах прикладного искусства (мебель Дж. Маджолини) и в оформлении интерьеров (Дж. Пьермарини).
Среди малых художественных центров Ломбардии в 17–18 вв. выделяется Бергамо, где работал К. Череза, известный своей религиозной живописью и портретами. В его творчестве заметно обращение к наследию Дж. Б. Морони и искусству Контрреформации. Этой же школе принадлежат живописцы Э. Баскенис и Б. Беттера, специализировавшиеся на натюрмортах с музыкальными инструментами. В 18 в. крупнейшим художником Бергамо был автор проницательных психологических портретов В. Гисланди, тогда как в близлежащей Брешии работал выдающийся «живописец реальности» Дж. Черути.
Пьемонт находился в сильной зависимости от внешних влияний и творчества приглашённых художников. В творчестве крупнейшего местного мастера Т. да Варалло, много работавшего также в Ломбардии, причудливо соединились элементы позднего маньеризма и караваджизма. В Савильяно и Турине работал Дж. Молинери. Наиболее востребованный художник 1-й половины 18 в. – К. Ф. Бомонт.
Генуя
На 17 – 1-ю половину 18 вв. пришёлся небывалый расцвет генуэзской школы. Для её развития важнейшее значение имело пребывание в городе Рубенса и А. ван Дейка в начале 17 в. Влияние их творчества сказалось прежде всего в чрезвычайной виртуозности мазка, открытого и нарочито выставляемого напоказ как свидетельство мастерства живописца. Крупнейшие мастера 1-й половины 17 в.: Дж. Ассерето, Л. Борцоне, В. Кастелло, Дж. Б. Кастильоне, С. Скорца, уехавший в Венецию Б. Строцци, Дж. А. де Феррари. В творчестве самого знаменитого генуэзского мастера конца 17 – 1-й половины 18 вв. А. Маньяско сочетаются элементы стилистики рококо и отдельные экстравагантные мотивы, позаимствованные из искусства маньеризма.
Для Генуи в большей степени, чем для других центров, характерно присутствие разветвлённых и многочисленных художественных династий: де Феррари и Пиола в монументальной живописи, Пароди в скульптуре.
Работы крупнейшего генуэзского архитектора 17 в. Б. Бьянко отражают влияние выдающегося архитектурного ансамбля на Страда Нуова, созданного во 2-й половине 16 в. при участии Г. Алесси.