Тициан
Тициа́н, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1485 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре – 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец Высокого и Позднего Возрождения, крупнейший представитель венецианской школы.
Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле Беллини и Джованни Беллини. Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондако деи-Тедески, 1508–1509, фрагменты в Галерее Дж. Франкетти в Ка-д’Оро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказавшись от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», около 1510, Музей истории искусств, Вена; «Noli me tangere», около 1514, Национальная галерея, Лондон). В результате сближения со стилем Джорджоне некоторые работы этого времени не могут быть точно атрибутированы одному из этих мастеров («Сельский концерт», около 1509, Лувр, Париж).
С самого начала портрет занимал одно из центральных мест в творчестве Тициана. Уже в ранних произведениях, таких как «Портрет мужчины с голубым рукавом» (около 1510, предполагаемый портрет Дж. Барбариго, раньше считался портретом Л. Ариосто), «Ла Скьявона» (около 1510–1512, оба – Национальная галерея, Лондон), «Портрет юноши с перчаткой» (около 1520, Лувр), основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез; модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), Тициан стремился к разнообразию композиционных и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорические мотивы, а также к более глубокой передаче внутреннего состояния модели.
Сблизившись с венецианскими гуманистами, под влиянием философских течений того времени создал работы: «Аллегория трёх возрастов» (около 1512–1514, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Любовь небесная и Любовь земная» (1515–1516, Галерея Боргезе, Рим). В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Тициан продолжил ренессансную традицию повествовательной живописи.
С 1516 г. Тициан – официальный художник Венецианской республики (осуществлял надзор за художественными работами во Дворце дожей, писал портреты дожей, и др.; с 1513 работал над сценой «Битва при Сполето», 1513–1538, не сохранилась, эскиз в Лувре). В этот период Тициан осваивал ценности римской и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов; также изучал возможности северного искусства (посредством гравюр А. Дюрера и др.) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа. Всё это обогатило манеру Тициана, предложившего радикально новые решения для традиционного венецианского алтарного образа («Ассунта», или «Вознесение Богоматери», 1516–1518; «Мадонна Пезаро», 1519–1526; оба – в церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция).
С 1516 г. Тициан много работал за пределами Венеции. В Ферраре для студиоло герцога Альфонсо I из рода Эсте написал 3 картины – «Поклонение Венере» (1518–1519), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–1526, обе – Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520 или 1522 – 1523, Национальная галерея, Лондон), ставшие первыми работами в новом для Тициана жанре «поэзий» (poesie) – мифологических сюжетов, разворачивающихся в пасторальном пейзаже и проникнутых духом Античности. Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция).
В Мантуе (с 1523) Тициан исполнил портреты герцога Федерико II из рода Гонзага (1529, Прадо) и Изабеллы д’Эсте (около 1534–1536, Музей истории искусств, Вена), в которых обогатил формулы репрезентации модели.
Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для императора Карла V, по заказам которого Тициан работал с 1530 г. (в 1533 получил титул пфальцграфа): «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Карл V в сражении при Мюльберге» (1548; оба – Прадо), «Портрет Карла V в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен). Писал также портреты короля Филиппа II (1551, Прадо).
В 1545 г. Тициан посетил Рим, где познакомился с Микеланджело и создал психологически выразительные портреты папы Римского Павла III («Павел III в кресле», «Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе»; оба – 1545–1546, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Во многих «поэзиях», созданных для Филиппа II и других заказчиков [«Даная» (1560–1565, Прадо; варианты – Каподимонте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и другие музеи), «Венера перед зеркалом» (около 1555, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Диана и Актеон» (1556–1559, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) и др.], Тициан возродил образы античного мифа, наделив их чувственной живописной трактовкой.
В поздний период Тициан разрабатывал особую манеру письма, основанную на выразительных возможностях мазка и живописной фактуры. Почти не используя подготовительный рисунок, Тициан свободно импровизировал сразу на доске (холсте), композиции его картин находились в постоянном становлении и могли быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и другие исследования выявляют элементы и фигуры, исчезнувшие из окончательных версий). Нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями и пальцами, Тициан создавал открытую и динамичную живописную поверхность. Сама живописная техника стала средством передачи экспрессии и драматизма, заключённых в сюжете. В то же время Тициан отказался от ясных пространственных построений, натуралистической передачи освещения. Эта поздняя манера Тициана преобразила все жанры, в которых он работал, придав им возвышенный и экспрессивный характер: религиозные сцены [«Положение во гроб» (1559, Прадо), «Мученичество святого Лаврентия» (около 1557, написано для венецианской церкви Крочифери; ныне – в церкви Джезуити, Венеция), «Благовещение» (1562–1564, церковь Сан-Сальваторе, Венеция), «Святой Себастьян» (около 1570, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Оплакивание» (около 1576, Галерея Академии, Венеция)], «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–1575, Национальная галерея, Лондон) и даже портреты (Автопортреты, 1562–1564, Картинная галерея, Берлин, и около 1562, Прадо; портрет Якопо де Страды, 1567–1568, Музей истории искусств, Вена).
Крупнейший представитель венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения, Тициан был одним из наиболее влиятельных европейских художников. Разработанные им типология портрета, новые решения алтарного образа, особая индивидуальная живописная техника повлияли не только на искусство современников (Тинторетто, П. Веронезе, Эль Греко и др.), но и на представителей других европейских школ живописи 16–19 вв. (П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Д. Веласкес, Э. Делакруа и многие другие).