Живописцы

Перуджино

Перуджи́но (Пьетро Перуджино, Pietro Perugino; настоящая фамилия Ваннуччи, Vannucci) (около 1445 – 1450, Читта-делла-Пьеве, Умбрия – февраль 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Мастер .

В творческом формировании Перуджино значительную роль сыграло знакомство с работами и годы, проведённые во Флоренции, где он посещал мастерскую (с конца 1460-х гг.). Его ранние работы – сцены из жития святого Бернардино Сиенского (1473), «Поклонение волхвов» (1475, все – Национальная галерея Умбрии, Перуджа), фрески в капелле Магдалины приходской церкви в Черквето (1478, сохранились фрагментарно), а также образы «Мадонны с Младенцем» – отражают влияние обоих мастеров. В 1472 г. вступил в цех флорентийских художников.

В период около 1479–1482 гг. работал в Риме, выполняя заказы римских пап, среди которых главным стала роспись стен . Фактически Перуджино возглавил команду художников, работавших над в 1481–1482 (, , , и др.). Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру. 1481. Сикстинская капелла, ВатиканПеруджино. Вручение ключей апостолу Петру. 1481 г. Сикстинская капелла, Ватикан. Фото: Fine Art Images / East NewsИсполненная им фреска «Передача ключей апостолу Петру» выделяется чертами нового художественного стиля, предвосхищающими принципы Высокого : идеальным равновесием симметричной композиции с центральной перспективой, обобщённостью форм, величественным архитектурным фоном с центрическим храмом и двумя триумфальными арками.

К середине 1480-х гг. известность Перуджино возросла настолько, что для исполнения заказов он содержал мастерские в Перудже и Флоренции, работая также и в других коммунах Тосканы и Умбрии и в Риме. Работы этого периода характеризуются рассеянным мягким светом, лирическими пейзажами с тонкими силуэтами деревьев и волнистыми линиями холмов на горизонте, декоративностью живописных плоскостей, организованных преимущественно линейными средствами: Перуджино. Триптих «Распятие» (т. н. Голицинский триптих). Ок. 1485Перуджино. Триптих «Распятие» (т. н. Голицинский триптих). Около 1485 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Courtesy National Gallery of Art, Washington.триптих «Распятие» (т. н. Голицинский триптих, около 1485, , Вашингтон), «Аполлон и Дафнис» [«Аполлон и Марсий» (?), около 1485 или 1495–1500, , Париж], «Мадонна со святой Екатериной и святой Розой» (около 1483–1485, Лувр), «Благовещение» (1488, церковь Санта-Мария-Нуова, Фано) и др.

Стиль Перуджино окончательно сложился в алтарных композициях 1490-х гг. и в дальнейшем уже не претерпевал существенных изменений. Его отличает более монументальная, чем ранее, трактовка пространства, ясная симметрия архитектурных кулис, скульптурность фигур, часто воспроизводящих античных статуй: «Видение святого Бернарда» (около 1491, , Мюнхен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (1493, , Вена), «Оплакивание Христа» (1495, Палаццо , Флоренция), «Триптих Альбани» (1491, Вилла Альбани, Рим), «Мадонна со святыми» (1493, Музей истории искусств, Вена; 1493, галерея , Флоренция), «Святой Себастьян» (около 1495, Лувр), «Вознесение Богоматери» (алтарный образ из Валломброзы, 1498–1500, Галерея Академии, Флоренция) и др. Религиозные образы, созданные во Флоренции в 1490-х гг., под влиянием «нового благочестия» , обретают черты отрешённости; созерцательно-отстранённые взгляды персонажей избегают контакта со зрителем. В то же время после посещения художником Венеции в 1494 г. его палитра становится более яркой. В Перудже он расписывает Колледжо-дель-Камбио (1496–1507), где воплощает сложную гуманистическую программу; создаёт образ «Обручение Богоматери» (1501–1504, Музей изящных искусств, Кан, Нижняя Нормандия), который станет образцом для одноимённой картины .

После 1500 г. стиль Перуджино постепенно начинает восприниматься как архаичныйПеруджино. Бит­ва Люб­ви и Це­ло­муд­рияПеруджино. Бит­ва Люб­ви и Це­ло­муд­рия. 1-я четверть 16 в. Музей Лувра, Париж. Musée du Louvre. (картина «Битва Любви и Целомудрия», исполнена по заказу Изабеллы д’Эсте, 1-я четверть 16 в., Лувр; неоконченный для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, 1504–1507; сцены «Снятие с Креста», «Ассунта» – в Галерее Академии, Флоренция). Перуджино работал главным образом в провинциальных центрах: «Полиптих Сант-Агостино» (1502–1512, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), «Пала Киджи» (около 1502–1506, церковь Сант-Агостино, Сиена), «Мадонна ди Лорето» (1507, , Лондон), фрески в церкви Санта-Мария-Маджоре в Спелло (1522), в церкви Ораторио-делль’Аннунциата в Фонтиньяно (1522) и др.

Перуджино принадлежит к поколению мастеров, завершающих развитие живописи Раннего Возрождения. Он оказал большое влияние на творческое формирование работавших с ним и, возможно, учившихся у него и Рафаэля.

Перуджино. Святой Себастьян. Ок. 1495Перуджино. Святой Себастьян. Ок. 1495. Музей Лувра, Париж. Musée du Louvre.

Редакция искусства и архитектуры
  • Возрождение в Италии