Медальерное искусство
Медалье́рное иску́сство, разновидность мелкой пластики, искусство создания медалей. Главными техниками медальерного искусства являются литьё и чеканка.
Искусство изготовления медалей как особых художественных объектов, представляющих собой диски из цветных металлов (золото, серебро, электрум, бронза, медь, свинец) с изображениями и надписями на обеих сторонах, зародилось в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально медали имели мемориальное значение. В 1438 г. Пизанелло (вероятно, при участии Л. Б. Альберти) создал медаль с изображением византийского императора Иоанна VIII Палеолога в честь посещения им Феррары. В дальнейшем он же исполнил для гуманистически образованных правителей Феррары, Мантуи, Римини и Неаполя 26 медалей. На лицевой стороне (аверс) они содержали портретное изображение и нередко девизы, на оборотной стороне (реверс) размещались дополняющие их эмблемы и аллегорические изображения. Первые медали были литыми и создавались в единственном экземпляре.
Во 2-й половине 15 в. медальерное искусство распространилось по многочисленным центрам Италии (крупнейшие медальеры 15–16 вв. – М. де Пасти, Н. Фьорентино, С. Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини и др.), а в 16 в. и в других европейских странах. Медали изображались на портретах знатных особ («Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» С. Боттичелли, 1474–1475, галерея Уффици, Флоренция).
Итальянское влияние определило развитие медальерного искусства в Англии (где им занимался, в частности, Н. Хиллиард), Нидерландах (одним из лучших произведений стала медаль К. Массейса с изображением Эразма Роттердамского, 1519) и во Франции (с начала 16 в. его главным центром был Лион). При короле Генрихе II начался выпуск медалей на королевском монетном дворе под руководством Ж. Пилона, создававшего для них портретные изображения. В Германии, где главными центрами медальерного искусства являлись Нюрнберг и Аугсбург, медали отливались по моделям, вырезанным профессиональными резчиками из камня и дерева, их отличала чёткость рисунка и реалистичность портретных изображений.
Изобретение в 16 в. винтового пресса для чеканки привело к широкому распространению чеканных медалей, которые во многом утратили художественные достоинства. Использование твёрдых стальных штемпелей повлекло за собой возможность создания сложных, насыщенных мелкими деталями изображений, которые вырезались вручную. На медалях наряду с портретными появились повествовательные изображения, среди них – военные и религиозные конфликты эпохи в произведениях Г. ван Бейлара, морские сражения между Англией и Нидерландами в работах В. Мюллера (Голландия); события времени правления Карла II Стюарта в серии Дж. Руттирса, столкновения католиков и протестантов в работах Дж. Бауэра (Англия). Во Франции в конце 17 в. по заказу Малой академии начался выпуск медальерных серий, посвящённых событиям периода правления Людовика XIV. Крупнейшими мастерами во Франции были Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье; в Германии – И. Хён. Создание медалей всё чаще становилось прерогативой государственных монетных дворов.
С 18 в. медали использовали в качестве наградных знаков и дипломатических подарков. Медальерное искусство получило официальное признание, его образцы наравне с другими искусствами экспонировались на парижских Салонах и выставках Королевской академии художеств в Лондоне. Возникли Кабинеты медали, в которых хранились обширные коллекции (у императора Фридриха II Великого в Пруссии, французского короля Людовика XV, английского короля Георга III). Медали подражали классицизирующему стилю эпохи Возрождения. В 18 в. медальерное искусство проникло в страны Восточной Европы, а также в Северную и Латинскую Америку. В начале 19 в. медальерное искусство испытывало воздействие ампира: к этому стилю принадлежала серия с изображением эпизодов Наполеоновских войн (около 90 медалей, 1804–1814), выпущенная под руководством Д. Денона в Париже; работы Дж. Мьюди, У. Уайона, Б. Пиструччи в Англии; Х. Кристенсена в Дании.
В 19 в. применение парового пресса позволило механизировать процесс чеканки и наладить массовое производство медалей из дешёвых металлических сплавов, а изобретение штемпелерезной машины дало скульпторам возможность обходиться без гравёра и изготовлять штемпели непосредственно со своих моделей. В конце 19 в. скульпторы стали создавать медали как декоративные объекты, лишённые мемориального значения. В то же время в 19 в. возродилась техника литья медалей. На рубеже 19–20 вв. многие медальеры (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен и О. Роти во Франции; А. Шарф в Австро-Венгрии) искали новые выразительные средства, под влиянием импрессионизма использовали приёмы светотени и мягкой лепки. В 20 в. усилились пластические эксперименты: мастера медальерного искусства достигали фактурных и живописных эффектов, применяя в медалях контррельеф, углублённый контур, чернение и эмали, прибегали к динамической асимметрии композиции и т. д.
В 1910-е гг. медальерное искусство приобрело особое значение в Германии. Художники создавали произведения, близкие стилистике экспрессионизма, возрождая традиционные европейские образы «Плясок смерти» и «Ужасов войны», наполняя их антивоенным смыслом (Й. Гангль, К. К. Гёц, Л. Гис и др.). В период между мировыми войнами главенствующим стилем медальерного искусства выступал ар деко (П. Турен во Франции; Ж. Дюпон в Бельгии; Р. Джонсон, П. Меткаф в Англии). Для 2-й половины 20 в. характерны, с одной стороны, массовое производство нехудожественных медалей, а с другой – расширение границ данного вида искусства. Современные медальеры используют в своих произведениях стекло, эмали и другие материалы.
В России первые медали были исполнены на рубеже 17–18 вв. и посвящены военным победам. Своего расцвета российское медальерное искусство достигло в период классицизма 2-й половины 18 – начала 19 вв. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящали свои работы важнейшим историческим событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластической моделировки, совершенством технического выполнения выделялись медали Ф. П. Толстого. В конце 19 – начале 20 вв. российское медальерное искусство переживало упадок. Советские медальеры 1920–1930-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились найти новый художественный язык медальерного искусства и отразить дух эпохи. Их работам присущи простота композиции, плакатность пластического языка, стремление к документальности изображений. С 1950-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер.
К медальерному искусству также иногда относят искусство изготовления монет.