Тридентский собор
Триде́нтский собо́р, ΧΙΧ Вселенский собор Римско-католической церкви, проходивший в 1545–1563 гг. в г. Тренто. Традиционно работу собора разделяют на три этапа: 1) декабрь 1545 – сентябрь 1549 гг.; 2) май 1551 – апрель 1552 гг.; 3) январь 1562 – декабрь 1563 гг. Собор был призван устранить религиозную рознь, вызванную Реформацией, и инициировать реформу Католической церкви. Результатами стали фиксация различия между Католической церковью и протестантскими деноминациями, усиление папской власти. Вынесенные им догматические и дисциплинарные постановления играли важнейшую роль в жизни Католической церкви вплоть до Второго Ватиканского собора; во многом продолжают определять религиозную жизнь католиков и доныне.
Предпосылки
К созыву Вселенского собора с 1518 г. призывал Мартин Лютер, а в 1523 г. этого потребовал Нюрнбергский рейхстаг. Император Карл V также видел во Вселенском соборе средство восстановить мир в Священной Римской империи и провести умеренную церковную реформу. Однако в Риме долгое время противились собору, опасаясь рецидива консилиаристского движения. Папы Римские Адриан VI и Климент VII под разными предлогами откладывали собор, видя в нём угрозу собственной власти. Восшедший на папский престол в 1534 г. Павел III был сторонником умеренных реформ и уже в 1534 г. начал подготовительные работы, объявив о созыве собора в Мантуе (булла «Ad dominici gregis», 4 июня 1536) и создав комиссию кардиналов для подготовки повестки грядущего собора. Однако собор в Мантуе был отменён, а для подготовки Тридентского собора потребовалось более 10 лет.
Город Тренто (лат. Tridentum) был выбран в качестве компромиссного места проведения собора. Он принадлежал Священной Римской империи (проведение собора на имперских землях было требованием Карла V), но располагался на итальянских склонах Альп, что позволяло папам лучше контролировать ход собора. Городом управлял князь-епископ Кристофоро Мадруццо (1512–1578), возведённый в ходе собора в кардинальское достоинство. Тренто был плохо приспособлен к проведению собора, но стал компромиссным вариантом. Буллой «Laetare Jerusalem» папа Павел III назначил открытие собора на май 1545 г., однако открылся он лишь 13 декабря 1545 г.
Первый этап собора (декабрь 1545 – сентябрь 1549)
Собор осуществлял свою работу в общих собраниях (congregatio generalis), собиравшихся раз в две недели на торжественные сессии, на которых провозглашались постановления собора. Сессиям предшествовали заседания специальных комиссий с участием богословских экспертов, на которых разрабатывались проекты постановлений. За всё время работы собора состоялось 25 сессий. Некоторые из них имели формальный характер. Папские легаты, которые возглавляли собор, получали постоянные указания из Рима. На работу собора влияли и европейские государи через своих представителей, а также богословских экспертов. Особо важную роль сыграл секретариат собора под бессменным руководством Анджело Массарелли (1510–1566).
Ход Тридентского собора был связан с политической обстановкой в Европе. Весной 1547 г. легаты внезапно поставили на голосование вопрос о переезде из Тренто в Болонью, поводом к чему стала смерть одного из участников собора от чумы. Однако истинной причиной было желание Павла III, которому была подконтрольна Болонья, лучше курировать собор. Папа одобрил переезд, император же, надеявшийся на участие немецких протестантов и терявший таким образом влияние, повелел зависимым от него епископам остаться в Тренто. В Болонье собор не принял никаких значимых декретов и лишь вёл дальнейшие богословские дискуссии. Его работа была приостановлена Павлом III в сентябре 1549 г.
Второй этап собора (май 1551 – апрель 1552)
После смерти папы Павла III (1549) в 1550 г. на папский престол взошёл Джованни Чокки дель Монте под именем Юлий III, бывший папским легатом на соборе. Буллой «Cum ad tollenda» (14 ноября 1550) он вновь созвал собор в Тренто. Под давлением Карла V, одержавшего победу в войне с протестантскими князьями, на собор единственный раз прибыли делегаты из протестантских княжеств, чтобы дать своё исповедание веры. Однако политические обстоятельства переменились: в Германии вновь вспыхнула война. Весной 1552 г. протестантские войска курфюрста Морица Саксонского (1521–1553) вторглись в Тироль; под угрозой захвата участников было принято решение вновь приостановить работу собора. Юлий III намеревался утвердить решения собора своей буллой, но этому помешала его кончина (23 марта 1555). Краткий понтификат Марцелла II (1555) (Марчелло Червини, также бывший папским легатом на соборе) длился менее месяца, а в правление Павла IV (1555–1559) попыток продолжить собор не предпринималось. Церковные реформы проводились исключительно властью самого папы.
Третий этап собора (январь 1562 – декабрь 1563)
Ввиду неудачных попыток такого управления Церковью Пий IV (1559–1565) был избран на Святой Престол с условием возобновить работу собора. После издания буллы «Ad Ecclesiae regimen» (29 ноября 1560) собор вновь собрался в Тренто (18 января 1562). Поскольку основные догматические постановления к тому моменту уже были вынесены, на финальном этапе работы собора развернулась дискуссия по поводу пребывания епископов в их епархиях. Часть делегатов признавали эту обязанность епископов установлением божественного права, другие же видели в таком признании угрозу папской власти. Только летом 1563 г. собор принял компромиссное решение, признав пребывание епископов в своих епархиях необходимым, но устранив апелляцию к божественному праву. Во избежание дальнейших дебатов о реформе собор был закрыт 5 декабря 1563 г. Все постановления собора, принятые при Павле III, Юлии III и Пии IV, были утверждены единовременно буллой Пия IV «Benedictus Dominus» (26 января 1564), чтобы продемонстрировать их внутреннее единство.
Содержание и значение реформ
Отцы собора с самого начала приступили к решению наиболее серьёзных богословских вопросов. При этом не формулировалось полное догматическое учение, но поднимались лишь вопросы, затрагиваемые протестантскими богословами. Изложение полного и систематического учения было оставлено катехизису. Вместе с тем, работа собора была последовательной и методичной. Отвечая на один из ключевых протестантских тезисов Sola Scriptura, собор прежде всего вынес определение об авторитете как Писания, так и Предания (IV сессия, 8 апреля 1546). Однако не было дано точного ответа на вопрос, что именно включает в себя Предание. Собор определил число канонических книг Писания, а также признал авторитетным существующий латинский текст Библии – Вульгату. Вопрос о возможности переводов Писания на современные языки собор обошёл молчанием. На V (17 июня 1546) и VI (13 января 1547) сессиях рассматривались вопросы о первородном грехе и оправдании. Вопрос оправдания – один из главных и наиболее сложных вопросов богословия Реформации – прежде не обсуждался на Вселенских соборах. В Декрете об оправдании, собор занял традиционную для католического богословия позицию, подчеркивая важность в оправдании человека как благодати Божией, так и усилий самого человека. Начиная с VII сессии (3 марта 1547) главным предметом рассмотрения служили таинства. Прежде всего, было провозглашено их традиционное число – семь. В противовес протестантскому богословию было утверждено, что таинства действительны сами по себе (ex opere operato), a не в силу веры принимающего. На XIII сессии собора (11 октября 1551) принят важнейший Декрет о Евхаристии, в котором признавалось реальное, сущностное присутствие Христа в евхаристическом хлебе и вине и подтверждалось сложившееся в Средние века учение о пресуществлении (transsubstantiatio). Собор делал акцент на жертвенном аспекте мессы вопреки богословию М. Лютера. В Декрете о таинстве Рукоположения (XXIII сессия, 15 июля 1563) вопреки протестантским представлениям о всеобщем священстве было утверждено учение об иерархическом характере Церкви. На последней, XXV сессии (3–4 декабря 1563), было подтверждено католическое учение о чистилище, а также почитание святых, мощей и икон.
Дисциплинарные постановления собора также достаточно консервативны. В основном собор регламентировал прежние нормы и предусматривал механизмы контроля за их соблюдением. Собор призывал епископов и всё священство проповедовать своей пастве и находиться на месте своего служения. Одной из важнейших реформ, предложенных собором, было распоряжение об установлении в епархиях постоянных семинарий для воспитания духовенства. Также было ограничено право патроната светских лиц над церквями. На XXIV сессии (11 ноября 1563) были регламентированы процедуры назначения епископов, созыва регулярных епархиальных синодов и совершения епископских визитаций. На той же сессии собор рассмотрел таинство брака. Целью реформаторской деятельности собора было утвердить духовенство, в особенности епископов, в надлежащем исполнении их пастырских обязанностей, поднять престиж епископского сана. Собор урезал в пользу епископов права и привилегии кафедральных капитулов и монашеских орденов.
Исключительное право толковать решения собора по его завершении было оставлено за Святым Престолом. Уже через несколько месяцев Пий IV опубликовал «Символ веры Тридентского Собора». На плечах понтифика также лежали четыре задачи: издать «Индекс запрещённых книг», катехизис, излагающий основы христианской веры, новые бревиарий и миссал, чтобы упорядочить богослужебную практику. Таким образом папы стали контролировать исполнение решений собора. В 1564 г. Пием IV утверждён «Индекс запрещённых книг». В 1566 г. Пий V издал «Катехизис Тридентского Собора». В 1564 г. опубликован «Римский Бревиарий», а в 1570 г. – «Римский Миссал». Также под папским надзором вышли два исправленных издания Библии: в 1590 и в 1592 гг. В Риме была создана Конгрегация по исполнению и толкованию постановлений Тридентского собора (1564).
Местные соборы, которым надлежало воплощать в жизнь решения Тридентского собора, посылали все свои акты на утверждение в Рим. Таким образом, результатом собора стала централизация церковной жизни. Католические правители должны были способствовать исполнению соборных решений, но лишь немногие государства приняли их без всяких оговорок (Польша, итальянские государства), Испания и католическая часть Швейцарии – с ограничениями, Франция и Священная Римская империя не придали решениям собора силу закона.