Чимабуэ
Чимабу́э (Cimabue, буквально – быкоголовый; настоящее имя Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) [около 1240, Флоренция (?) – около 1302; похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции], итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников Проторенессанса в живописи.
Самая ранняя приписываемая Чимабуэ работа – «Распятие» (1260-е гг. – до 1272) из церкви Сан-Доменико в Ареццо. Она демонстрирует сильное влияние византийской живописи, воспринятое, по-видимому, от флорентийца Коппо ди Марковальдо и пизанской школы. Образцом для этого произведения принято считать написанное в начале 1250-х гг. «Распятие» Джунты Пизано для церкви Сан-Доменико в Болонье, однако, заимствуя общую композицию «Распятия», Чимабуэ использовал более мягкую светотеневую моделировку.
В нотариальном акте от 18 июня 1272 г. зафиксировано пребывание Чимабуэ в Риме. Ни одна из работ этого периода не известна, но в более поздних фресках в Ассизи присутствуют узнаваемые изображения Рима и отдельных античных памятников – одни из самых натуроподобных в итальянском искусстве 13 в.
На рубеже 1270–1280-х гг. Чимабуэ работал во Флоренции. В последней четверти 13 в. (возможно, около 1280) созданы «Распятие» для церкви Санта-Кроче (Музей монастыря Санта-Кроче, Флоренция; сильно пострадало в 1966 из-за наводнения) и «Маэста́» («Богоматерь на троне»; предназначалась для церкви Сан-Франческо в Пизе, ныне – Лувр, Париж). В них схематизм и идеализированность византийского живописного канона сменились большей хара́ктерностью и физической конкретностью образов; палитра стала разнообразнее, а фигуры приобрели более приземистые, плотные пропорции, монументальный облик. Существует предположение, что «Маэста» была дополнена пределлой, вероятная часть которой – «Бичевание Христа» из собрания Фрик в Нью-Йорке (Bellosi. 2004. P. 118). «Маэста» Чимабуэ оказала влияние на многие произведения его современников на тот же сюжет, включая «Мадонну Ручеллаи» Дуччо ди Буонинсеньи (1285, галерея Уффици, Флоренция).
При участии Чимабуэ около 1280 г. исполнены некоторые мозаики в куполе Флорентийского баптистерия (сильно изменены в ходе реставраций 19–20 вв.). С наибольшей уверенностью ему приписываются сцены «Наречение имени Иоанна Крестителя» и «Юный Иоанн Креститель отправляется в пустыню», с меньшей – ряд мозаик на сюжеты из книги Бытия.
Чимабуэ – один из крупнейших новаторов монументальной живописи дученто. Во фресковом цикле в трансепте и хоре Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (около 1288–1290/1292, в плохой сохранности) он разработал систему структурирования поверхности стены и объединения живописных сцен с помощью антикизирующих орнаментальных бордюров, иллюзорных архитектурных элементов (карнизов, кессонов и розеток), продолженную позднее другими мастерами в росписях нефа этой церкви. Чимабуэ приписывается 16 фресок т. н. цоколя (в хоре и апсиде – Богородичный цикл; в трансепте: в северной части – история святых Петра и Павла, в южной – сцены из Откровения Иоанна Богослова, на восточных стенах по сторонам от нефа – два «Распятия» с коленопреклонённым святым Франциском), 4 фрески люнетов южной части трансепта и роспись «Свода Евангелистов» над средокрестием. В «Распятии» к югу от нефа драматизированные жесты ангелов, заострённые формы развевающихся драпировок и театральное противостояние группы воинов и скорбящих последователей Христа призваны усилить эмоциональное воздействие изображения на францисканских монахов, наблюдавших фреску во время службы. Эти приёмы предвосхищают работы Джотто в падуанской Капелле дельи-Скровеньи. Росписи Чимабуэ в Нижней церкви представлены фреской «Мадонна с Младенцем, четырьмя ангелами и святым Франциском» (лики неоднократно переписывались в 16 и 19 вв.; вероятно, симметрично фигуре Франциска был изображён святой Антоний Падуанский).
С осторожностью к работам Чимабуэ в Ассизи рубежа 1280–1290-х гг. причисляют также живописный образ святого Франциска из церкви Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи (ныне в Музее Порциункулы при этой церкви) и фрагменты табернакля из Городского музея Губбио – изображения святых Авундия и Хрисанфа на листах пергамена (Bellosi. 2004. P. 233–239).
В конце жизни работал в Пизе. Единственное произведение Чимабуэ, исполнение которого подтверждено документально, – мозаичная фигура святого Иоанна Богослова в конхе апсиды Пизанского собора (1301–1302). Стилистически ему близка «Маэста» из церкви Санта-Тринита (около 1290–1300, Уффици). В отличие от более ранней работы на этот сюжет, здесь Чимабуэ изобразил Мадонну и трон, на котором она сидит, не в трёхчетвертном развороте, а фронтально. Хотя одежды Богоматери трактованы несколько уплощённо из-за дробного золотого ассиста, под ними угадывается положение её тела, а моделировка ликов приобрела бо́льшую трёхмерность. В построении колорита этого алтарного образа предполагается влияние Дуччо.
По традиции Чимабуэ считается учителем Джотто. В «Комментариях» Л. Гиберти впервые изложен анекдот, согласно которому Чимабуэ принял Джотто к себе в ученики, когда увидел его рисующим с натуры овцу на каменной плите (Гиберти. 1938. С. 17–18). Хотя документально факт ученичества не подтверждён, в отдельных произведениях Джотто присутствуют детали, позволяющие предположить связь между ним и Чимабуэ.
Значение фигуры Чимабуэ в развитии итальянской живописи 13 в. часто меркло в сравнении с Джотто, что было описано их современником Данте Алигьери в «Божественной комедии» (Чистилище, XI, 94–96, перевод М. Л. Лозинского):
Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена.
Тем не менее Чимабуэ рассматривался как новатор в процессе обновления искусства живописи в соответствии с античными канонами. В конце 14 в. флорентийский гуманист и хронист Ф. Виллани указывал на Чимабуэ как на первого мастера, кто требовал от искусства живописи сходства с природой (Villani. 1847. P. 35). Дж. Вазари расположил биографию Чимабуэ первой в плеяде «наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Согласно ему, именно с Чимабуэ началось освобождение флорентийского искусства от влияния византийской традиции (Вазари. 1956. С. 162). В начале 21 в. Чимабуэ оценивается как одна из ведущих фигур в тосканской живописи 13 в., чья изобретательность в трактовке традиционных типов произведений и способов изображения канонических сюжетов предопределила самобытное развитие живописной культуры Проторенессанса.