Никколо Пизано
Никко́ло Пиза́но (Niccolo Pisano; Никола Пизано, Nicola Pisano; Никола из Апулии, Nichola de Apulia) (около 1220/1225 – до 1284), итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса.
Предположительно родом с юга Италии (в документах 1266 его называют Никола из Апулии). Возможно, сформировался в кругу классицизирующих мастеров при дворе императора Фридриха II Штауфена. Переехал в Тоскану около 1245 г. (вероятно, участвовал в строительстве императорского замка в Прато), с 1260 г. подписывал свои работы «Pisanus» (с лат. – пизанец).
Его крупнейшим произведением в Пизе является проповедническая кафедра баптистерия (1260). Радикальным новшеством в традиции тосканской пластики стала шестигранная форма свободностоящей кафедры. Разнообразие скульптурных форм (орнаментальная резьба, повествовательные рельефы со сценами жития Христа на парапете, фигурами Добродетелей, святого Иоанна Крестителя и святого Михаила и др.) дополняется сложной полихромией, что придаёт произведению качества самостоятельного архитектурного сооружения, основанного на принципе синтеза искусств.
Никколо опирался на широкий круг источников. Одним из первых в Италии он обратился к античной пластике: от позднеримских саркофагов заимствованы использование бурава для проработки волос и бороды, типы фигур (аллегория Силы в образе обнажённого Геракла и др.), принципы построения композиции (отсутствие незаполненного фона и изокефалия), придающие рельефам монументальность. В то же время отдельные иконографические мотивы и приёмы демонстрируют важную роль византийского искусства и французской готики в формировании его стиля. В Пизе в должности капомастро собора видоизменил в готическом духе проект баптистерия (около 1260–1264), увеличив его высоту и добавив полусферический купол с двумя ярусами резных вимпергов. В 1264–1267 гг. работал в Болонье над ракой святого Доминика для одноимённой церкви. Созданный им проект воплощался при активном участии ассистентов (Арнольфо ди Камбио, Лапо ди Ричевуто, Гульельмо да Пиза). От первоначального сооружения сохранились саркофаг, 6 рельефов со сценами жития и чудес святого, статуи Мадонны с Младенцем, Христа Искупителя и Отцов церкви.
В 1265–1268 гг. Никколо работал в Сиене над кафедрой собора (со своим сыном Джованни Пизано, ассистентами Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто). По сравнению с кафедрой пизанского баптистерия её структура усложнена: объём стал восьмигранным, увеличилось число скульптурных элементов (центральную опору окружают сидящие фигуры Философии и Свободных искусств, рельефы связаны друг с другом угловыми статуями; на парапете представлены 7 сцен из жизни Христа). В сиенской кафедре ощущается большее влияние французской готики, проявившееся в динамике поз, драматичных многофигурных композициях, волнообразном рисунке драпировок.
В 1277–1278 гг. вместе с Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано создал Большой фонтан («Фонтана Маджоре») в Перудже, его обширная иконографическая программа включала в себя многочисленные статуи и рельефы (фрагменты – в Национальной галерее Умбрии, Перуджа). Никколо приписывают также и архитектурные работы – проект Сиенского собора, церковь Санта-Тринита во Флоренции.
Индивидуальный стиль мастера оказал влияние на архитектуру и искусство нескольких следующих поколений; во многом благодаря ему и творчеству его последователей Тоскана превратилась в важный центр художественной жизни Европы.