Собор Святого Петра в Ватикане
Собо́р Свято́го Петра́ (Duomo di San Pietro) в Ватикане, главный храм католического мира.
Основан между 324 и 330 гг. на Ватиканском холме в Риме, на месте некрополя, в котором был погребён святой апостол Пётр. Раннехристианская пятинефная базилика с нартексом и атриумом, которая достраивалась на протяжении всех средних веков, была ориентирована на запад и послужила образцом для многих церквей европейского Средневековья. К началу 15 в. базилика обветшала и нуждалась в поновлении. Первый проект реконструкции в формах классической античности, разработанный в рамках градостроительной программы папы Николая V предположительно при участи Л. Б. Альберти (работы начаты Б. Росселлино в 1452), не был осуществлён. В правление папы Юлия II старое здание демонтировано (1506–1508) и начато возведение нового (первый камень заложен в 1506). Первоначальный проект Д. Браманте предполагал центрический план, в дальнейшем он же разработал альтернативный базиликальный план, а его преемники колебались между базиликальным (Рафаэль, совместно с Фра Джокондо и Дж. да Сангалло, 1514; А. да Сангалло Младший, совместно с Б. Перуцци, 1520) и центрическим (собственный проект Перуцци, 1534) планировочными решениями, ни одно из которых не было реализовано. Микеланджело, возглавлявший строительство собора в 1546–1564 гг., вернулся к центрально-купольной планировке Браманте и возвёл здание в форме греческого креста, увенчав его огромным куполом над средокрестием по образцу купола флорентийского собора Ф. Брунеллески. Завершён по модели Микеланджело в 1588–1593 гг. Дж. делла Портой и Д. Фонтаной, остаётся главной архитектурной доминантой Рима. Масштабность и величие собора усиливают использованные Микеланджело в оформлении наружных стен собора колоссальный ордер, сдвоенные колонны в барабане и фонаре, переходящие в сдвоенные тяги членений купола. В правление папы Павла V было принято решение об удлинении восточного нефа: по проекту К. Мадерны (главный архитектор с 1603) пристроены три травеи, превратившие центрическое здание в базиликальное, а также нартекс и фасад (1607–1625; аттик украшен статуями Христа, святого Иоанна Крестителя и апостолов); к нему примыкает лестница (начала 17 в., перестроена Дж. Л. Бернини), по сторонам которой статуи святого Петра (скульптор Дж. Де Фабрис) и святого Павла (А. Тадолини, обе 1847). По проекту Бернини в 1656–1667 гг. создана грандиозная овальная площадь (с двумя фонтанами и обелиском) перед собором, окружённая сдвоенной колоннадой; она также предназначена для богослужений. В 1776–1785 гг. с юга пристроена сакристия по проекту К. Маркьонни. Бернини воздвиг также в соборе величественный балдахин (киворий); осеняющий гробницу апостола Петра, он украшен позолоченными витыми колоннами и скульптурой (1624–1633) и составляет ансамбль с кафедрой святого Петра (1657–1666, Бернини).
Собор украшают многочисленные произведения изобразительного искусства: на входном портале – бронзовые двери (1445, скульптор А. Филарете), перенесённые из старой базилики, и «Врата смерти» Дж. Манцу (бронза, 1964–1967). В хоре – конная статуя Константина Великого (1662–1670), в нишах подкупольных пилонов – статуи святых работы Дж. Л. Бернини, Ф. Дюкенуа, А. Болджи, Ф. Моки (все до 1648). В интерьере – множественные папские надгробия: Павла III (автор Г. делла Порта, 1549–1575), Урбана VIII (1627–1647, оба – Бернини), Льва XI (1644, А. Альгарди), Александра VII (1671–1678, Бернини), Климента XIII (1783–1792, А. Канова), Пия VII (1824–1831, Б. Торвальдсен), также Матильды Тосканской (1633–1637, Бернини); бронзовый рельеф в память об Иоанне XXIII (1965–1967, скульптор Э. Греко) и др. В капелле Оплакивания – фрески Дж. Ланфранко (1620–1631) и группа «Пьета» Микеланджело (мрамор, 1497–1500). Мозаичный декор – в главном куполе (1598–1600, мастера Дж. де Векки, Ч. Неббья, по картонам Кавалера д’Арпино), в капеллах Григория XIII (1578–1580, мастер Дж. Муциано и др.), Климента VIII (по картонам К. Ронкалли, 1601–1604), Мадонны делла Колонна (1630–1634, 1643–1644, по картонам Дж. Ф. Романелли, Дж. Ланфранко, А. Сакки), Святых Даров (1662), Святого Себастьяна (1663, по картонам Пьетро да Кортоны), Введения Богородицы во храм (1683–1689 и 1714–1725, по картонам К. Маратты), а также в баптистерии (1670–1745, мастера Дж. Б. Гаулли, Ф. Тревизани). В капеллах также многочисленные алтарные образы (Гверчино, Пьетро да Кортоны, Н. Пуссена, В. де Булонь, А. Сакки и др.). Под фундаментами базилики – крипта (т. н. Священные гроты Ватикана), где располагаются могила апостола Петра и папский некрополь, хранятся многочисленные произведения искусства из старого здания базилики. В составе исторических памятников Рима и Ватикана собор включён в список Всемирного наследия.