Апсида
Апси́да (абсида; от греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος – свод), полукруглый, многоугольный или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
В древнеримской архитектуре
С распространением техники римского бетона в 3–2 вв. до н. э. стало возможно возведение криволинейных стен и сводов, благодаря чему получили широкое распространение многочисленные ниши и экседры. В кальдариях терм Помпей и Геркуланума (мужской кальдарий Стабианских терм в Помпеях, 2–1 вв. до н. э., и близкие ему по типу кальдарии Центральных терм в Геркулануме и терм Форума в Помпеях, оба 1 в. до н. э.) такая экседра примыкает к противоположному от входа торцу сводчатого прямоугольного зала, предвосхищая появление апсиды в религиозной архитектуре. Среди построек помпейского форума аналогичный план имеют также курия, здание Евмахии и Ларарий.
Свод апсиды, представляющий собой полукупол, отождествлялся римлянами с небесным сводом. В пространстве римского дома в виде ниш оформлялись домашние святилища (нимфеи, реже ларарии), их свод часто украшался стукковым или живописным изображением морской раковины (лат. concha, отсюда название полукупольного свода – конха). Первый древнеримский храм с апсидой, где размещена статуя божества, – храм Венеры Прародительницы на форуме Цезаря (46 г. до н. э.); его план воспроизведён в храме Марса Мстителя на форуме Августа в Риме (2 г. до н. э.), а размещение апсиды по главной оси храма повторено в других храмах эпохи Империи, например, в римском Пантеоне (около 118 – около 125). Во время перестройки храма богинь Венеры и Ромы на Римском форуме при императоре Максенции после пожара 307 г. стена, разделявшая две целлы, была заменена на две апсиды, соприкасающиеся внешними сторонами.
В древнеримских базиликах, тесно связанных с императорским культом, в апсидах часто размещались статуи императоров. В частности, сохранились фрагменты колоссальной статуи императора Константина Великого (около 313–324, мрамор, Капитолийские музеи, Рим), которая находилась в одной из апсид Новой базилики на Римском форуме (базилика Максенция и Константина, начата императором Максенцием около 308, перестроена Константином в 313: переориентирована по оси север – юг, появилась вторая апсида). Древнеримская традиция использования апсиды была перенята раннехристианской церковной архитектурой.
В христианской архитектуре
В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный, как правило, на восток (исключения – собор Святого Петра в Ватикане и ряд других базилик, ориентированных на запад, а также немецкие церкви, имеющие апсиду на востоке и контрапсиду на западе). Может иметь снаружи полукруглую, а также прямоугольную или гранёную форму или вовсе не выступать за пределы основного объёма храма. В раннехристианских базиликах часто апсида – единственная часть храма, перекрытая сводом. Внутри апсиды располагается Горнее место (включает синтрон – скамью для священнослужителей; в некоторых церквях центр синтрона занимает епископский, патриарший или папский трон – кафедра, или Горний престол), а непосредственно перед ней – алтарь.
В некоторых храмах к главной апсиде примыкают малые боковые. Первоначально в каждой такой апсиде располагался алтарь с собственным посвящением (например, в Софии Киевской четыре боковые апсиды относятся к приделам: Святого Георгия, Святых апостолов Петра и Павла, Святых Иоакима и Анны, Архангела Михаила; каждая из них украшена соответствующими изображениями святых). К 14 в. в православных церквях сложилась практика использования боковых апсид как вспомогательных: северную апсиду занял жертвенник (протезис), а южную – дьяконник (ризница).
Апсиды часто использовались для усложнения плана здания. В центрических сооружениях путём добавления апсид (или апсидиол – малых апсид) к центральному объёму образованы типы триконхов (трёхлепестковый план), тетраконхов (четырёхлепестковый план), октаконхов (восьмилепестковый план). В церквях с деамбулаторием и венцом капелл (например, французские церкви романского стиля и готики) завершающая главный неф апсида имеет арочное основание, сквозь которое видны апсидиолы малых капелл.
Как наиболее важная для богослужения часть христианского храма апсида украшалась мозаиками или фресками с развитой иконографической программой. В конхе центральной апсиды традиционно помещают изображение Христа или Богоматери в окружении ангелов и святых (деисус), в том числе апостолов, сцены «Апокалиптического видения», «Преображения», «Отослания апостолов на проповедь» («Пятидесятница») и др.; под влиянием иконоборчества образ Христа мог заменяться его символами: крестом (например, в церкви Святой Ирины в Стамбуле, между 726 и 843) или Ковчегом Завета (ораторий в Жерминьи-де-Пре близ Орлеана, около 806). В восточнохристианской традиции нижние яруса росписи могут содержать сцены «Евхаристии» («Причащение апостолов»), «Службы святых отец», фризы с фигурами святителей и диаконов (святительский чин) и другие, символически развивающие тему литургии.
В итальянской архитектуре готики роль алтарной апсиды часто исполняет центральная и самая крупная из восточных капелл, открывающихся в трансепт, – т. н. капелла-маджоре. Её стены часто украшают пространные фресковые циклы, выполненные ведущими живописцами эпохи Возрождения (например, росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–1466; Д. Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1486–1490, и др.). В архитектуре барокко католических стран апсида – одно из мест предельного сосредоточения пластических искусств: архитектуры, иллюзорного живописного декора, скульптурных элементов, создающих эффектные театрализованные композиции (алтарь монастырской церкви Святого Георгия в Вельтенбурге, Бавария, 1718–1724, архитекторы К. Д. и Э. К. Азам, декоратор М. С. Борншлёгль).