Оклад (в христианском искусстве)
Окла́д, декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Известен начиная с 9–10 вв.
Драгоценные оклады были своего рода ковчегами для икон и богослужебных книг. Генетически они связаны с орнаментальными металлическими пластинами и с серебряными чеканными образами, которыми украшали раннехристианские алтарные преграды.
Оклады подразделяются на три основных типа: они могут покрывать всю икону целиком, оставлять видимым т. н. лично́е письмо или закрывать лишь фон и маргинальные (находящиеся на полях) изображения. В первых двух случаях оклад играет роль своеобразного кивория и придаёт иконам пластичность, утраченную восточнохристианским искусством в связи с отказом от скульптуры. Оклады могли содержать в себе реликвии. Наиболее распространённый тип оклада, частично закрывающего икону, встречается в Византии, балканских странах и Грузии с 10 в.
Изначально оклады создавали из серебра, в дальнейшем также из золота, золочёной или серебряной меди, украшали чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, жемчугом, драгоценными камнями. В Византии и на Руси оклады могли быть целиком выкованы или оттиснуты на металле; были также наборные оклады, состоящие из свободно варьируемых деталей, закреплённых на обтянутой тканью доске.
На Руси оклады создавались не только для отдельных икон, но и для целых иконостасов. Особо почитаемые иконы украшались драгоценностями, которые приносили молящиеся (мониста, гривны, монеты, нагрудные кресты, иконы, панагии). Типично русская деталь убора икон – месяцеобразные цаты. На полях иконы нередко имелись тиснёные или чеканные дробницы с фигурами святых или с изображениями «праздников». Местные русские мастера широко использовали растительные или плетёные орнаменты.
Древнейшие книжные оклады известны в Византии с 7–8 вв., они создавались из слоновой кости и ориентировались на позднеантичные императорские диптихи. Оклады напрестольных Евангелий (символизировавших Иисуса Христа) по классической византийской композиционной схеме имели на верхней доске изображение Распятия (символ искупительной жертвы), на нижней – изображение Воскресения Христова (символ победы над смертью). В круг сюжетов на окладах иногда входили также «Христос на престоле», деисус и др. Особенность русского оклада – украшение одной верхней доски (на нижней крепились овальные подставки – жуковины).
Книжные оклады были широко распространены в искусстве западного Средневековья: «Каролингского возрождения», «Оттоновского возрождения», романского стиля.